Сб07222017

Обновление08:40:13

Аналитическая психология - теория Юнга

Карл Юнг

Карл Юнг (1875-1961) уже был авторитетным психиатром, когда он познакомился с трудами Фрейда. Юнг встретился с Фрейдом в 1906 году, и между ними с самого начала установились тесные отношения. В 1909 году Фрейд пригласил Юнга сопровождать его в поездке по США с целью чтения лекций, а в 1911 году Юнг стал первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Несмотря на это, Юнга рано стали посещать сомнения в правильности теории Фрейда, и он высказал эти сомнения в своих работах. В результате Фрейд невзлюбил его, и в 1911 году они прекратили переписываться друг с другом. В 1914 году Юнг оставил пост президента и фактически откололся от основной группы последователей Фрейда.

Хотя теория Юнга во многом базировалась на психоаналитической теории Фрейда, Юнг придавал меньше значения сексуальным импульсам и считал, что движущими силами развития человеческой личности являются несколько факторов. В частности, Юнг не верил в то, что раннее детство является важным этапом сексуального развития. Например, он считал, что привязанность к матери обусловлена физической зависимостью от нее как от источника пищи, крова и т. д. и не имеет сексуального характера (хотя некоторые злоязычные сторонники Фрейда отмечали, что у самого Юнга была очень некрасивая мать...). Кроме того, Юнг утверждал, что кроме бессознательного, как его понимал Фрейд, существует еще и коллективное бессознательное. Это множество унаследованных от предков образов (архетипов) Бога, героев, героинь и т. д., которые могут оказывать влияние на развитие личности, чего человек не осознает (хотя эти образы могут быть отражены в искусстве, народных сказках и т. п.). Юнг также не придавал большого значения прошлому опыту. Он утверждал, что люди не находятся полностью в плену у прошлого, и на них оказывают влияние будущие цели. Это удар по довольно фаталистическим представлениям Фрейда, согласно которым люди являются заложниками своего детства и обречены всю жизнь страдать от последствий неправильного развития.

Юнгианская модель личности

Юнгианская модель личности основана на предпосылке о том, что (независимо от особенностей развития) существуют четыре главных способа мировосприятия: чувствующая личность (главную роль играет эмоциональная сторона жизненного опыта); интуитивная личность (человек судит о мире по своим предчувствиям и интуитивным ощущениям); ощущающая личность (непосредственное восприятие мира через органы чувств) и думающая личность (главную роль играет абстрактное мышление). Степень выраженности этих типов в личности человека можно оценить с помощью Индикатора типов Майерс—Бриггс — инструмента, который был разработан Кэтрин Бриггс и Изабеллой Бриггс-Майерс в 1920-е годы и до сих пор широко используется в качестве личностного теста. Юнг также считал, что человек может быть либо экстравертированным, либо интровертированным, а кроме того, в его личности сочетаются активные и «маскулинные» элементы (анимус) и пассивные и «фемининные» элементы (анима).

По сравнению с теорией Фрейда теория Юнга кажется более возвышенной, а его концепция коллективного бессознательного привлекла внимание широкой аудитории. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и взаимодействует с миром «здесь и сейчас», а не зависит только от прошлого. Однако, так же как теория Фрейда, эта теория нефальсифицируема, и в нее можно просто либо верить, либо не верить. Одним из ключевых аспектов этой теории было введение понятий интроверсии и экстраверсии, которые были приняты другими исследователями (даже теми, кто избегал использования психоаналитических концепций) и о которых пойдет речь в дальнейшем.

Сейчас трудно судить о том, как отнесутся наши потомки к психоаналитическим теориям. Конечно, они отдадут должное Фрейду, Юнгу и другим пионерам исследований в этой области (так же как современные химики отдают должное алхимикам, являющимся родоначальниками их профессии). В настоящее время множество практикующих психоаналитиков предлагают психотерапевтическую помощь людям с личностными отклонениями, которые можно скорректировать посредством исследования их подсознания и детства (подобные услуги предоставляются почти исключительно в частных клиниках и кабинетах, поэтому обычно они стоят весьма дорого). Тем не менее неизвестно, сохранит ли этот подход свою популярность в будущем (особенно в связи с тем, что появляются все более эффективные лекарственные препараты для лечения психических нарушений).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Воспитание у детей необходимых навыков

Только в результате постоянного и настойчивого обучения наши дети приобретают умения и…

Адаптация первоклассников к школе - советы родителям

Свой первый школьный день первоклассники ждут с нетерпением и очень волнуются, ведь у них…

Ребёнок не хочет ходить в школу. Что делать?

Как выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном…

Воспитание самостоятельности у детей

Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. Взрослому…