Найти себя настоящего


Говоря о себе, мы без особого труда перечисляем те качества и черты характера, которые привыкли считать «своими». Но отражают ли они нашу истинную сущность?
  • Личность многослойна: с детства мы обрастаем разными «слоями» себя, которые накладываются друг на друга.
  • Каждый заблуждается на свой счет, поскольку наше истинное «Я» скрыто от нас завесой бессознательного.
  • «Я» проявляется, когда мы ощущаем резонанс с самими собой, не стремясь контролировать свои слова и поступки.
125136

Психоаналитики отвечают «нет». Существование бессознательного, многогранная и противоречивая природа нашей личности, сложный процесс построения нашего «Я» не дают возможности составить объективное представление о себе. Отвечая на вопрос «Кто я?», мы неизбежно обманываемся. Почему так происходит?

Сумма окружающих

Наше «Я» начиная с самого рождения развивается во взаимодействии с родителями: чтобы чувствовать заботу, любовь, поддержку, мы стремимся соответствовать их ожиданиям, а также впитываем черты характера, модели поведения взрослых. Реакции родителей на наши желания, чувства, поступки становятся зеркалом, смотрясь в которое мы учимся понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно, а чего нельзя, и в конечном итоге у нас возникает представление о самих себе.

Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели я». Иметь собственное «Я» означает впитать в себя все многоголосие окружающих нас людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказываются наши отец, мать и еще множество повлиявших на нас людей. Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас наши родители (а позже и другие значимые для нас люди: воспитатели, учителя, друзья). И наше описание себя (например, я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…) – это наше «Я», воспринятое через призму их реакций.

Три части личности

Пытаясь понять человека, Зигмунд Фрейд создал теорию личности, в которой она понимается как взаимодействие трех структур: «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-эго) и «Оно» (Ид).

«Оно» содержит бессознательные влечения и импульсы и руководствуется «принципом удовольствия». Но безотчетная тяга к наслаждению привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, у ребенка формируется Эго – сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности». Эго выполняет роль посредника между стремлениями «Оно», реальностью и требованиями общества. Третья структура, Супер-эго, воплощает усвоенные каждым из нас с детства моральные запреты и нравственные нормы, которые позволяют нам жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.

125145

«Другой» внутри нас

От желаний, чувств, фантазий, которые не вписываются в этот созданный нами образ, мы стремимся избавиться. Бессознательное – это «другой» внутри нас самих, то место, куда мы вытесняем мысли и чувства, которые нас смущают, вызывают тревогу. И эта запретная зона определяет нашу истинную сущность не меньше, чем то, что мы декларируем о себе.

Так, слишком авторитарное воспитание (когда родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и запрещают ему быть, скажем, недовольным) может привести к тому, что он станет вытеснять любой свой агрессивный импульс или желание.

В результате восприятие самого себя будет искажено: человек может казаться себе мягким и мирным, чуждым агрессии или жестокости. Однако его естественная агрессивность не исчезает, а проявляется исподволь – в осуждении других людей или в избегании ситуаций, где нужно быть настойчивым или постоять за себя.

Неприемлемое для нашего сознания не исчезает бесследно – в ином обличье оно возникает в снах, наших оплошностях или в неясном ощущении, что мы потеряли какую-то важную часть себя (или так ее и не обрели).

Разноголосье души

Наше «Я» кажется нам целостным и однородным, хотя это совершенно не так. Французский психоаналитик Жак Лакан (Jacques Lacan) сравнивал «Я» с многослойной луковицей, каждый слой которой представляет собой лишь одну грань нашего представления о себе и все они конфликтуют между собой. Например, знакомая многим ситуация: мы ищем работу. Возможно, нам предлагают должность менее интересную и хуже оплачиваемую, чем прежняя. Какая-то часть нас хотела бы согласиться: «Тебе нужно зарабатывать на жизнь, не упусти эту возможность». Тогда как другая протестует: «С твоим образованием и опытом ты заслуживаешь гораздо большего».

Так дают о себе знать несколько живущих в каждом из нас индивидуумов, которые редко бывают согласны друг с другом. И если нам все же удается, несмотря ни на что, ощущать себя цельной личностью, то это лишь потому, что различные стороны нашего «Я» соглашаются не говорить все одновременно.

Встреча с «Я»

ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ «Я» ОЗНАЧАЕТ ВПИТАТЬ В СЕБЯ ВСЕ МНОГОГОЛОСЬЕ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ.

Для последователей Фрейда наше настоящее, незнакомое «Я» невольно проглядывает в тот момент, когда мы забываемся и перестаем себя контролировать. В такие моменты мы ошибаемся, проговариваемся, забываем чьи-то имена или видим сны – так проявляет себя наше бессознательное. Но есть и другой взгляд на ту глубинную, покрывающую все противоречия целостность, которую можно назвать нашим истинным «Я». Каждому из нас знакомо это переживание: родители, друзья, коллеги ждут от нас определенного поведения, но что-то сопротивляется в нас, внутренний голос тихо, но настойчиво говорит нам, как на самом деле нужно поступить. «Так, будто в середине нашего «Я» раскрывается некая глубина, из которой нам навстречу поднимаются чувства, интуитивное чутье, образы, слова, – пишет экзистенциальный аналитик Альфрид Лэнгле (Alfried Langle). – Если мы хотим обратиться к этому самому подлинному в нас, к нашей сути, нам следует «дать себе быть» и, открывшись внутрь себя, спросить: «Чувствую ли я, что так для меня правильно?» И обратить внимание на свое интуитивное чувство, которое при этом начинает звучать как ответ на этот вопрос»*. Это и есть голос нашего истинного «Я», который нужно расслышать и которому можно доверять.

Журнал PSYCHOLOGIES, №31 | Елена Ратнер 
Похожие статьи

Комментарии закрыты.