Цели и задачи тренинга стрессоустойчивости

Тренинг «Стрессоустойчивости»


Часть II. цели и задачи тренинга стрессоустойчивости


Концепция тренинга стрессоустойчивости.


Интерактивные методы обучения детей и взрослых, и тренинги в их числе, заняли достойное место среди различных методов работы, применяемых как в образовании, так и в бизнесе. Однако несмотря на широкое распространение тренингов (их в наши дни не проводит разве что ленивый), в настоящее время существует тенденция некоторого снижения качества работы тренера. Это может быть обусловлено как нынешней доступностью получения сертификата, дающего право на проведение тренингов, так и недостаточно серьезным отношением отдельных наших коллег-психологов к концептуализации этого вида деятельности.

К сожалению, довольно часто проведение тренингов сводится к выполнению ряда упражнений на заданную тему, их обсуждения, иногда — к формированию отдельных навыков у участников. И далеко не всегда тренер уделяет достойное внимание созданию теоретической базы. А между тем «концептуальная состоятельность» — обязательная составляющая тренинга. «Хороший тренинг обязательно должен и основываться на определенной концепции того феномена, которому он посвящен» [Сидоренко, 2002, с. 12].

Созданная на основе определенной концепции модель тренинга должна включать различные интерактивные методы работы в группе, позволяющие участникам овладеть необходимыми им технологиями. Причем Е. Сидоренко отмечает, что, поскольку тренинг невозможно провести в полном соответствии с задуманным планом («интерактивность может привести к непредсказуемым результатам»), в тренинге могут появиться новые концепции.

Построение любого тренинга, и тренинг стрессоустойчивости не исключение, должно начинаться с выстраивания его концептуальной основы. Каков теоретический фундамент конкретной практической работы — тренинга, с какой целью будет он проводиться, какова предполагаемая целевая аудитория, специфика данного вида тренинга, его место в системе тренингов, насколько он необходим и будет востребован, имеются ли ресурсы для работы, — все эти вопросы тренер решает перед тем, как приступить к созданию тренинга. В противном случае работа будет сведена к подбору «подходящих-случаю-упражнений» и превратится либо в демонстрацию возможностей тренера, либо в «мероприятие для галочки».

Концептуальной базой тренинга стрессоустойчивости является подход к проблеме стресса с позиций психологии здоровья. При проведении тренингов по стресс-менеджменту мы считаем важным информировать участников об этой новой отрасли психологии и ее вкладе в разработку проблемы стрессоустойчивости. Характерная особенность изучения стресс-менеджмента в рамках психологии здоровья — стремление к системности. Становится очевидным, что личность может сохранить себя в условиях стресса только в том случае, если будет проведен системный анализ важнейших областей жизнедеятельности человека (физическое здоровье — семья — работа — духовные ценности), что позволит каждому разработать собственную систему управления стрессом.

Одна из аксиом психологии здоровья гласит, что каждый человек может быть здоров при определенных, подходящих именно для него особенностях и условиях жизни и работы [Никифоров, 2002]. Понять и осознать данные факторы может лишь сама личность. Таким образом, учет индивидуально-психологических особенностей личности — важное концептуальное положение при разработке программы антистрессового тренинга.

При разработке концепции антистрессового тренинга мы также опираемся на теорию эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Эмоциональный интеллект — это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Он включает самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость [Сидоренко, 2002]. В связи с тем, что стресс всегда сопровождается негативными эмоциями, развитие эмоциональной компетентности, несомненно, повышает стрессоустойчивость личности.

Концептуальной основой нашего тренинга мы считаем и теорию сохранения ресурсов (С. Хобфолл, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, И. Н. Калинаускас и др.). Согласно данной теории, каждый из нас обладает достаточно обширным набором внешних и внутренних ресурсов. В связи с этим одна из задач тренинга — развитие ресурсов стрессоустойчивости участников группы.

цели и задачи тренинга стрессоустойчивости


В сценарии антистрессового тренинга необходимо реализовать следующие обучающие задачи. Первая задача тренера — информировать участников о влиянии стресса на тело и психику человека. В связи с этим мы знакомим участников с такими важнейшими понятиями теории стресса, как стрессор, адаптивный синдром, фрустрация, СЭВ, психосоматические заболевания. После предоставления тренером данной информации содержание каждого из этих понятий обсуждается в ходе упражнений или в форме групповых тематических дискуссий. Вторая задача — научить участников группы отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Практика показывает, что многие наши реакции на стрессоры не осознаются как таковые и вытесняются. Часто игнорируется влияние стрессора, который запускает стрессовое поведение, исполняя роль своеобразного триггера. Это может быть какое-то слово, негативная мысль, высказывания значимых людей, особенности ситуации или поведения собеседника. Поэтому третья задача тренера — научить участников осознавать влияние данных стрессоров, с тем чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведенце в ситуации стресса.

На тренингах, как правило, бывает много вопросов о том, как реагировать на слова и действия разгневанного партнера, неуравновешенного начальника, родителя или ребенка, переживающих семейный кризис, как справиться с собственными сильными эмоциями. В связи с этим еще одна важная задача тренинга — обучение участников методам самопомощи и саморегуляции, которые могут быть использованы в ситуациях, если давление стресса максимальное или длительное. Эти практические навыки особенно важны для представителей коммуникативных профессий, так как им часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей (клиентов, родителей, учеников, коллег, членов семей). В подобных ситуациях стандарты сервиса часто запрещают работникам проявление собственных негативных эмоций. Методы саморегуляции могут быть эффективны и для снятия постстрессового напряжения. Для специалистов сферы «человек—человек» сегодня также важно знать техники помощи другим людям, регулировать собственное эмоциональное состояние.

В тренинг включена информация об эмоциональном интеллекте, развитие которого сегодня является важным компонентом профессиональной успешности во многих сферах деятельности. Мы также даем группе информацию о воздействии негативных состояний на восприятие событий нашей жизни. Например, мы подробно рассматриваем «кривую гнева» и способы коррекции этого состояния.

Сегодня для нас важно знать, как помочь себе и другим, и тренинг «Антистрессовая программа» помогает не только получить такие знания, но и приобрести навыки конструктивного реагирования на травмирующие ситуации.

В связи с тем, что наибольшее количество стрессовых ситуаций у работников коммуникативных профессий связано с общением,одной из задач тренинга является отработка техник, повышающих коммуникативную компетентность персонала. Мы считаем целесообразным включение в программу тренинга техник ассертивности, эффективной критики, техник аргументации и аттракции. Данные техники традиционно относятся к арсеналу социально-психологических тренингов, однако в нашем случае при проведении этих техник больше внимания уделяется обсуждению биологической обратной связи (БОС). Давая инструкцию участникам ролевой игры, мы также просим их отслеживать изменения дыхания, возникающие в теле напряжения, болевые ощущения и любые другие соматические изменения. Поэтому при обсуждении результатов той или иной ролевой игры или упражнения мы анализируем не только результаты коммуникации, но и результаты БОС

Содержание антистрессовых тренингов зависит от многих факторов:

  1. Цель тренинга, поставленная компанией-заказчиком.
  2. Цели участников тренинга (которые могут расходиться с целями, определенными руководством компании).
  3. Состав тренинговой группы (число участников, уровень подготовки участников, возраст), степень ее гомогенности.
  4. Специфика профессиональной деятельности участников группы, их опыт и навыки поведения в стрессе; насколько они адаптивны или дезадаптивны (так как именно профессиональная деятельность определяет специфику стрессовых факторов, влияющих на работников). Очевидно, что системные администраторы, крупье или кассиры крупных гипермаркетов будут испытывать разные профессиональные стрессы.
  5. Психологические характеристики группы — мотивация, конфликтность, опыт (например, если в группе высока степень доверия и открытости, то участники легко переходят к обсуждению причин стресса, связанных с особенностями собственной личности, — «Я как причина стресса»); если группа закрыта, то тренинг становится формой освоения техник саморегуляции, релаксации, визуализации и т. д.
  6. Уровень организационной культуры компании-заказчика, то есть насколько данный тренинг вписывается в направления работы с персоналом, насколько организационная культура склонна провоцировать стрессы или, наоборот, защищать от них сотрудников. При проведении одного из тренингов HR-менеджер так отреагировала на пассивно участвующего в тренинге сотрудника: «Ничего, скоро аттестация, нам будет что вспомнить». Сказано это было, увы, с нескрываемым злорадством в голосе.
  7. Степень глубины отработки личностных проблем участниками группы. Так, одно из первых упражнений тренинга — «Рисунок «Я и стресс» — в одной группе может глубоко затронуть участников и затянуться на длительное время, а в другой его проведение будет иметь поверхностный характер, поскольку участники оказались не готовы к анализу собственных проблем, связанных с переживанием стресса.
  8. Профессиональная подготовка тренера, сфера его психологических предпочтений, его взгляд на проблему стресса. Подготовка тренера в области арт-терапии, телесной терапии, НЛП, навыки психологического консультирования окажут влияние на выбор техник и методик, используемых ведущим. Навыки организационного консультирования позволят тренеру обсуждать во время тренинга вопросы, связанные с влиянием организационной культуры и организационного поведения на протекание профессиональных стрессов.

Опыт работы показал, что тренинги для отдельных категорий слушателей включают как общие вопросы, так и специфические, являющиеся болевыми точками для конкретной аудитории. По результатам наших исследований, запросы слушателей связаны в первую очередь с потребностью освоить практические техники саморегуляции (80%), 72% выразили желание в равной степени получить знания о механизмах протекания стресса и навыки совладения со стрессом, 70% пришли на тренинг, ощущая необходимость формирования навыков уверенного поведения (теоретические основы данной проблемы пожелали освоить только 45%), проблема разрешения конфликтов и тайм-менеджмента (и теория, и практика) интересует 57% участников.

Формы работы


Выбор форм работы на тренинге стрессоустойчивости обусловлен многими факторами: спецификой клиентской группы, остротой стоящих перед участниками проблем, целями и задачами тренинговой работы. Поэтому, прежде чем выстраивать тренинг, необходимо ответить на три вопроса:

  1. для кого проводится тренинг (клиентская группа);
  2. насколько остро стоит вопрос об оказании психологической помощи участникам;
  3. какого результата необходимо добиться с помощью тренинга.

Предлагаемый нами вариант тренинга может быть изменен в соответствии с конкретной ситуацией. Так, тренинг для руководителей, направленный на решение проблемы оптимизации межличностного взаимодействия и эффективного управления персоналом, в основном предполагает проведение упражнений в малых группах по обсуждению и выработке основных направлений деятельности руководителей; ролевые игры, дискуссии.

Тренинг стрессоустойчивости для психологов в большей степени будет ориентирован на передачу методических умений для проведения психологами в дальнейшем подобной работы. Поэтому данный тренинг должен включать различные формы работы, чтобы слушатели имели возможность лично принять участие в каждом из них и выбрать приемлемые. Исключением могут стать тренинги для психологов, заявивших личностные проблемы, а не методические умения.

Работа на тренинге стрессоустойчивости с персоналом, представителями профессиональной сферы «человек—человек» в первую очередь будет включать упражнения по выявлению уже имеющихся у них успешных копинг-стратегий, расширению поведенческого репертуара, снижению эмоционального напряжения, поиску ресурсов, которые в дальнейшем помогут справиться с травмирующими ситуациями.



Еще на тему «Стресс»:
Похожие статьи

Комментарии закрыты.