Дистанция, позиция. Манера одеваться

Невербальное общение


Часть III. Дистанция, позиция. Манера одеваться


Очень часто учитель (или воспитатель) общается, сидя за учительс­ким столом, который может выполнять функцию «барьера» общения и препятствовать созданию доверительных отношений между собеседни­ками. Кроме того, неверно выбранная позиция (расположение), когда учитель сидит на высоком стуле, а родитель — на «детском» стуле или за низкой партой, провоцирует у родителей ощущение давления и превос­ходства со стороны педагога. Желательно, чтобы и педагог, и родитель сидели на стульях одинаковой высоты.

Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно учитывать доминирующий тип вос­приятия информации собеседником. Так, при разговоре с «кинестетиками» возможна достаточно короткая дистанция, в то время как «визуал» будет чувствовать себя некомфортно, если мы подойдем к нему слишком близко. Если учитель не знает о том, к какой категории отно­сится родитель, лучше всего не вторгаться в его личностное простран­ство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.

К невербальным средствам общения также можно отнести манеру одеваться. Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков (1999) провели исследование, в котором изучали влияние силуэта и цвета одежды на восприятие человека его партнерами по общению. Было выявлено, что силуэт и цвет одежды ассоциируются с положением человека, занимаемым им в обществе. Так, строгий стиль в одежде (пиджак и юбка или брюки прямого покроя) ассоциируются собеседником с высоким статусом партнера по общению. С низким статусом обычно связывают одежду, которая придает телу мягкие округлые формы (рукав реглан, свитер свободно покроя, расклешенные юбки и т. д.). Одежда ахроматических тонов, а также черного и белого цвета обычно ассоциируется с высоким статусом, в то время как одежда «чистых» тонов воспринимается как менее статусный атрибут. Причем чем чище тон (красный, зеленый, синий и др.), тем ниже предполагаемый собеседником статус.

Процесс самопрезентации (самопредставления) педагога начинается до того, как он вступил в беседу с родителями. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид, одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям, в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога умение преподнести себя: быть аккуратно одетым (а не в тех вещах, которые принесли «донашивать на работе», как иногда бывает в детском саду), чистой обуви (желательно, чтобы это были туфли, а не мягкие суконные шлепанцы).

До начала разговора желательно сделать паузу 5 — 10 секунд, дать воз­можность родителям настроиться на беседу. Ведь родители, так же как имы, «считывают» информацию с нашего внешнего облика, подстраива­ются под наше состояние. В это время мы можем уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия.

Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратными, поскольку дети, с которыми они работают, слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, — пожалуй, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, потому что это является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Особое значение имеют походка, жесты, выражение лица, которое может стать эмоциональным фоном для развития конфликта. Так, педа­гог, который выйдет навстречу пришедшему на консультацию родителю с «хмурым» выражением лица, «печатным» шагом, а в разговоре будет «нависать» над собеседником, прибегать к «указующему» жесту, вряд ли сможет установить контакт с мамой или с папой. Скорее всего, собесед­ник постарается избежать повторения унизительного для него способа общения.

Поскольку работа педагога сопряжена с огромным эмоциональным и физическим напряжением, далеко не всегда у учителя после 5—6 уро­ков или у воспитателя после двухсменной работы хватает энергии и же­лания контролировать себя в конце рабочего дня. Поэтому для того, что­бы облегчить, автоматизировать навык достойной самопрезентации педагогов, мы не просто говорим и показываем им приемы, но и на спе­циальных занятиях отрабатываем походку, жесты. Умение преподнести себя окружающим, как правило, и учителям, и воспитателям пригодит­ся в личной жизни, а не только на работе. Поэтому подобные занятия по отработке необходимых навыков нравятся и востребованы педагогами.

Невербальное общение


Часть I. «Невербальное общение и его роль в работе педагога»


Часть II. «Позы. Жесты»


Часть III. «Дистанция, позиция. Манера одеваться»

Похожие статьи

Комментарии закрыты.