Экспресс-форма ПМПК


Далее простое наблюдение за психическим развитием ребенка показывает, что в этом развитии имеются качественно своеобразные стадии, каждая из которых имеет свои особенности и характеризуется прежде всего местом, занимаемым ребенком в обществе, и уровнем развития его психики, сознания.

Д.Б.Элъконин

В лицейских и гимназических классах, а также в ряде негосударственных школ возникает новая проблема, обусловленная интенсивной учебной программой, значительной продолжительностью учебного дня, высокой загруженностью учителей и учащихся. Даже понимая всю необходимость проведения ПМПК, администрация школ не всегда имеет возможность организовать полноценный (по продолжительности) консилиум для разработки оптимального варианта индивидуального образовательного маршрута. Для решения этой проблемы мы предлагаем так называемый «экспресс-консилиум», форма которого отвечает всем основным требованиям школьного ПМПК, так как помимо обеспечения комплексного подхода к вопросам обучения является и обучающей. При этом, требуя достаточно большого времени для подготовки, осуществляемой психологом, она во многом экономит время учителей.

Организация экспресс-консилиума

Организация экспресс-консилиума осуществляется по определенной схеме. Первый этап представляет собой анкетирование педагогов. Анкета начинается с обращения:

Уважаемый коллега!

В начале учебного года мы предлагаем вместе поразмышлять о причинах школьной успешности или неуспешности наших учеников. Ваше мнение поможет разработать оптимальную программу психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Благодарим за сотрудничество! С уважением администрация и психологи школы:

Чем психолог мог бы помочь мне в работе с этим классом?
Кто из учащихся класса создает больше всего проблем своим поведением и(или) учебой?

Учитывая, как много приходится учителю писать (планирование, разработка контрольных, заполнение журналов, проверка тетрадей и т.д.), в анкете предусмотрен выбор из предлагаемых возможных ответов. Анкеты составлены в виде двух таблиц, в которых педагогам предлагается отметить особенности.

Первая таблица посвящена факторам, способствующим успешному обучению, и состоит из шести столбцов:

  1. — фамилия, имя учащегося;
  2. — имеется ли положительная учебная мотивация по вашему предмету (да, нет);
  3. — успешность овладения знаниями по вашему предмету (по 12-балльной системе);
  4. — учащийся предпочитает нестандартные способы работы с учебной задачей (да, нет);
  5. — учащийся предпочитает действовать по усвоенному алгоритму при работе с учебной задачей (да, нет);
  6. — на какие индивидуальные особенности учащегося вы опираетесь при обучении его по своему предмету (усидчивость, любознательность, умение работать самостоятельно, другие).

Вторая таблица посвящена факторам, осложняющим обучение и состоит также из шести столбцов:

  1. — фамилия, имя учащегося;
  2. — несформированность общеучебных навыков: неумение выделять задачу, строить гипотезу, планировать деятельность, выбирать средства решения задачи, действовать в соответствии с инструкцией, осуществлять самоконтроль, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, классифицировать (подчеркнуть наиболее плохо сформированный);
  3. — проблемы эмоционально-волевой сферы (неуверенность, тревожность, агрессивность, иное);
  4. — речевые проблемы (недостаточный словарный запас, несформированность обобщающих понятий, иное);
  5. — негативный предыдущий учебный опыт по вашему предмету (да, нет);
  6. — слабое физическое здоровье учащегося (много пропусков, чрезмерно утомляем к концу урока, учебного дня, иное). В качестве примера приводим варианты заполненных таблиц:

Факторы, способствующие успешному обучению по вашему предмету


1

2

3

4

5

6

Иванов Андрей

Да

7—8

Нет

Да

Усидчивость

Петрова Галина

Да

11

Да

Нет, как правило

Любознательность

Факторы, осложняющие обучение по вашему предмету

1

2

3

4

5

6

Иванов
Андрей

Не умеет строить гипотезу, затрудняется при самостоятельной работе

Не уверен в себе, часто переспрашивает

Нет

Нет

Выраженная утомляемость к концу учебного дня

Петрова
Галина

Нет

Стремление быть лидером иногда проявляется в агрессии

Нет

Нет

Нет

Анализ анкет позволяет конкретизировать педагогический запрос к психологу, а также сформировать у педагогов мотив к сотрудничеству с психологической службой. Отвечая на вопросы анкеты, учитель очерчивает те проблемы, в решении которых он нуждается в помощи психологической службы, а психолог, составляя заключение, делает его максимально технологичным. Таким образом, в психологическом представлении учитель получает только ту и именно ту информацию об ученике, которая необходима ему (учителю) для организации учебной деятельности ребенка. Кроме того, учительский запрос, формируемый из анализа анкет, может подсказать психологу те методики и тесты, которые он будет использовать при диагностике.

Представление на ребенка

Следующим этапом является психологическая диагностика, важной частью которой становится подготовка заключения (представления). Цель представления — показать педагогу именно те особенности развития учащегося, знание которых поможет в ходе его обучения. При этом авторы старались избежать иногда совершаемых школьными психологами ошибок, о которых 80 лет назад предостерегал И. А. Арямов, осуждавший «отсутствие теории, обосновывающей построение программы исследования», когда «просто взято довольно много произвольных рубрик, дробящих психику ребенка на отдельные душевные способности, и на основании испытаний по этим рубрикам составляется «психологический профиль» ребенка».

Иногда возникает вопрос, следует ли в представлении на консилиум психологических данных указывать на особенности семейных отношений или иные социальные факторы. Нам представляется, что это зависит от того, насколько подобные данные помогут педагогу в учебном процессе. Если, например, учитель будет знать, что за каждую «двойку» ребенка дома жестоко наказывают, то он, возможно, выберет иные формы оценивания знаний.

Оптимальная форма представления определяется психологом на основании специфики образовательного учреждения, его коллектива и запроса педагогов. По этой причине ниже мы предлагаем несколько вариантов психологических представлений. Нельзя, однако, забывать о необходимости соблюдения конфиденциальности, особенно, если вы обещали ребенку не разглашать полученные от него определенные сведения.

Подробнее о представлении для ПМПК читайте в статье:
Психологическая характеристика с рекомендациями педагогу

Похожие статьи

Комментарии закрыты.