Эмбриональная педагогика

Эмбриональная педагогика — что это такое?

Наблюдения детских психологов, психоневрологов, педиа­тров позволили утверждать, что существует связь между от­ношением к будущему малышу матери и всех членов семьи и психическим и физическим развитием ребенка.

Ученые тщательно наблюдали за семьями, в которых ожи­далось прибавление. Наблюдение велось весь период бере­менности, а в дальнейшем — и за развитием родившихся ма­лышей в течение 2—5 лет. Все семьи условно были разделены на три группы.

В первую группу вошли пары, которые испытывали страх за исход беременности, потому что у них уже имелся неудач­ный опыт в прошлом — беременность прерывалась, не вы­нашивалась.

Во второй группе отношение к беременности у одного или обоих супругов было отрицательным в силу того, что буду­щий ребенок был нежеланным.

Третья группа состояла из супругов, которые хотели ре­бенка и у которых не было проблем, характерных для пер­вой и второй групп.

Наблюдения показали, что дети супругов третьей группы росли здоровыми и довольно приспособленными к жизни, они легко находили общий язык со сверстниками, были ак­тивными и жизнерадостными. Чего нельзя было сказать о ма­лышах, родившихся у супругов, составляющих первую и вто­рую группы. Они были беспокойными, плохо ели и спали, некоторые подолгу надрывно кричали, ранний возраст у них сопровождался массой невротических отклонений.

Большой интерес как у ученых, так и у обычных читателей вызвала монография психотерапевта Томаса Верни «Скрытая жизнь ребенка до рождения» (1981 г.). Не все в ней изложен­ное, конечно, имело достаточную доказательную почву, но гла­ва, где речь шла о значении душевного состояния женщины и эмоционального приятия будущего ребенка всеми членами семьи для дальнейшей жизни малыша, несомненно заслужи­вает того, чтобы рассказать о ней подробнее. Т. Верни утверж­дал, что более уверенные в себе дети бывают у любящих ро­дителей, которые имели хороший эмоциональный контакт с ними еще до того, как они появились на свет. Самую серьез­ную опасность для еще не родившегося малыша несет не крат­ковременная реакция женщины на какое-то негативное собы­тие, а длительное состояние тревоги, неуверенности в любви к нему не только матери, но и отца. Более того, ученый писал, что любви со стороны только одного родителя (чаще всего, конечно, матери) недостаточно. Верни наблюдал за семьями, где один из родителей проявлял холодность и невнимание к ребенку, который еще не родился. Исследования показали, что у таких младенцев проявлялась невротическая симптома­тика. Верни считал, что привязанность к еще не родившему­ся малышу со стороны родителей — лучший способ охраны его будущего психического и физического здоровья. Более то­го, именно этим определяются и дальнейшие отношения в се­мье, поскольку все, что будет происходить с ребенком на про­тяжении его жизни, станет накладываться на «пережитое» во внутриутробном периоде.

В западной литературе, посвященной вопросам семьи, в последнее время часто фигурирует термин «немая беремен­ность». Он означает эмоциональное разъединение родителей с еще не родившимся малышом. Немецкие педиатры, которые работают с детьми, имеющими нормальный слух, но родив­шимися в семьях, где родители страдали глухотой, заметили, что такие дети длительное время были дезадаптированы, име­ли невротическую симптоматику, а в дальнейшем — и сома­тическую патологию. Так ученые пришли к выводу, что «мол­чаливый» внутриутробный период для этих детей не прошел бесследно. Не был задействован слуховой анализатор, не было побуждения извне, и ребенок, который провел 40 недель в тишине, родившись, растерялся: оказывается, окружающий мир полон звуков. Выход из создавшегося положения был найден: родителям рекомендовали включать несколько раз в день музыкальные записи, прослушивание которых сопро­вождать поглаживанием живота мамы, записи обращений к ребенку (многие неслышащие люди обучены разговаривать). Результаты не заставили себя ждать: дети, рожденные в се­мьях, где выполнялись данные рекомендации врачей, быстрее адаптировались, росли активными и здоровыми.

В настоящее время термин «немая беременность» приме­няют и к беременности, когда ребенок нежеланный и роди­тели не уделяют внимания его эмоциональному развитию и эмоциональной привязанности.

Для ребенка «молчание» воспринимается как стрессогенный фактор, при этом происходит так называемая ошибка, непонимание. Нет побуждения извне — нет и ответа, нет полноценного физического и психического развития.

Конечно, восприятие неродившегося малыша нельзя рас­ценивать как сознательное, сознательного восприятия у не­го нет и в годовалом возрасте. Тогда о чем идет речь? К чему все эти разговоры? Дело в том, что механизм подсознатель­ного уже в действии, происходит накопление информации, этот механизм можно сравнить с закручиванием пружины. Наступит момент, когда она распрямится и даст мощный толчок к развитию, и тогда родители будут крайне удивле­ны: «Откуда он это все знает?», «Так быстро все схватывает, ответы дает, как взрослый…» Но, чтобы запустить этот мощ­ный механизм накопления, нужен толчок. Этим толчком яв­ляются эмоции.

Активность ребенка окрашена эмоционально. Чтобы ак­тивность была во благо, необходимо стараться, чтобы «любая реакция малыша была ему приятна! Это залог его успешного развития» (И. А. Аршавский). Именно поэтому так много го­ворится об эмоциональном единении малыша и его окруже­ния, о создании положительного настроя. Положительный эмоциональный настрой способствует как физическому, так и интеллектуальному развитию. Для родителей важно спо­собствовать развитию познавательного рефлекса. Общение с ребенком, постоянное побуждение извне способствуют развитию начальных задатков так называемого комплекса оживления. Все это понятно, когда родившийся малыш ожив­ляется, видя лицо матери, игрушку, слыша голос отца или ба­бушки. Но как обстоит дело с еще не родившимся крохой?

Комплекс оживления зарождается у ребенка еще в утро­бе, он реагирует на поглаживание живота, на обращенную к нему речь, точнее, на интонацию говорящего. Замечено, что плод при размолвке родителей замирает, а при продол­жении выяснения отношений начинает бунтовать в унисон со взрослыми. Такая двигательная активность ничего хоро­шего не приносит, создается отрицательный эмоциональный настрой, созидания энергии не происходит, а идет лишь бес­цельная ее трата. Другое дело, когда ребенок активизирует­ся в ответ на нежное прикосновение и ласковую интонацию голоса, в этот момент усиливающаяся двигательная актив­ность создает условия для накопления энергетического ма­териала, а накопленная энергия, в свою очередь, обеспечи­вает реализацию возможностей неродившегося организма, возможностей тела и мозга в настоящий момент и в буду­щем. Смысловой информации еще нет, но эмоционально контакт чрезвычайно насыщен.

 

Похожие статьи

Комментарии закрыты.