Вс12042016

Обновление09:33:56

Формирование языковых навыков на основе здоровьесберегающей деятельности

Дети с ноутбуком

Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная, и именно школа сегодня может и должна стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Здесь, в школе, дети могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения становления личности.

Валеологические принципы, используемые на логопедических занятиях, должны помочь младшему школьнику более продуктивно усвоить знания, развивающие общую и профессиональную подготовку каждого ребенка.

Каждому учителю-логопеду хорошо знакомы проблемы и трудности при обучении детей чтению и письму. И эти проблемы обоюдны. Как правило, дети мучительно приобретают навыки чтения и правописания, и большая часть учеников медленно приближается к заветным нормативам.

Применение валеологических принципов позволяет изыскивать оптимальные пути для достижения максимальных результатов при меньших затратах и усилиях.

Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент.

Этому способствует, прежде всего, индивидуальный подход к оценке их знаний, умений и навыков. Используя валеологические подходы, каждый ученик независимо от его уровня подготовки, имеет моральный стимул к дальнейшему росту. К этому его стимулирует составление диаграммы зоны ближайшего развития. Что это такое? Ученику предлагается прочесть «как можно быстрее» 10-12 знакомых слов. Далее рассчитывается средняя скорость чтения для данного ученика в минуту, если бы он сохранил стартовую скорость  и дальше. Оказывается, что такая расчетная скорость выше реальной и служит основанием для предъявления требований к ученику, так как эту скорость показал  он сам. Достичь такой скорости в обычном темпе – такая задача ставится перед учеником. Иными словами: для одного ученика – 60 слов – это пятерка, а для другого – 90 слов в минуту – и это тоже пятерка.

При этом не только не травмируется психика и душевное состояние детей, а, напротив, стимулируется стремление к дальнейшему росту, к результатам, которые показал он сам.

Применение валеологических принципов при обучении чтению и правописанию открыло, например, и такой аспект, как то, что на увеличение скорости чтения и на грамотность письма влияет развитие речи детей, их творческое воображение и мышление. И здесь встает еще одна задача – превращение логопедического занятия из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развивающее у детей эмоциональную сферу, образно-чувственное мышление, память, внимание, восприятие.

Следовательно, посредством игр и специальных, нетрадиционных упражнений решаем проблему повышения скорости чтения и развития орфографической зоркости младших школьников. Такие упражнения, как «Узнай предмет на ощупь», «Где находится звук», «Узнай букву», «На что похоже», «Найди слово», «Что нельзя переносить» (приложение №1) дают возможность детям раскрыться, добиться лучших результатов в обучении. Чем разнообразнее упражнения, тем больше вероятности, что детям не будет скучно на занятии, что они будут активны, а это указывает на развитие, рост и совершенствование учеников.

Кроме того, правильное произношение отдельных звуков влияет на оздоровление внутренних органов ребенка.

Так, когда мы поем звук сильно и пронзительно, растянув рот в улыбке, делая неполный выдох, ощущается радостное возбуждение. Звуковая вибрация действует на головной мозг, глаза, уши, нос.

Звуки /иэ/ - как в слове ель – пропетые протяжно, влияют на горло, трахею, щитовидную железу.

Долгое /о/ - воздействует на верхние доли легких, сердце, печень, солнечное сплетение.

Протяжное /а/ - это упражнение для верхних долей легких.

Звуки /иу/ - как в слове юла – оздоравливают почки.

Звук /ч/ - это вибрация, ответственная за чистоту организма. При ее нарушении наступает бессонница.

Звуки /ха-ха, хо-хо/ - способствуют изгнанию болезни, мы как бы смеемся над ней – так гласит древнее предание.

Поэтому нужно использовать на уроках скороговорки, в которых содержатся звуки, помогающие нам воздействовать на больной орган и способствующие правильному чтению, а следовательно, и грамотному письму.

Так же, хотелось бы остановиться еще на тех видах заданий, которые оказались наиболее эффективны при работе с детьми при формировании орфографической зоркости. Одним из видов является работа по содержательным и компактным схемам-опорам с правилами. Давая опорную карточку, поясняю, что значат в ней каждый штрих, линия, точка, черточка, цвет кружочка. Многие дети и сами могут расшифровать обозначения, ведь они основаны на значках Азбуки.

Начинаю со схемы-опоры –   Б____     «большая» (заглавная) буква в именах людей, в начале предложения.

Первые игры с этой карточкой: соедини линией слова, соответствующие данной схеме:

ris-2256Предлагаемые схемы – опоры с графическим изображением орфограмм помогают учиться в систематизации и оформлении своих знаний, а учителю позволяют установить преемственность в изучении материала.

Применение выше перечисленных приемов позволили проводить логопедические занятия с большей эффективностью и отдачей. Они стали оставлять заметный след в осознании каждого ребенка, привили интерес к предметам, что является навыком, полезным для жизни и дальнейшей учебы.

Отработанные в течение нескольких лет здоровьесберегающие технологии удачно вписались в процесс обучения при переходе на обновленное содержание образования в рамках всероссийского эксперимента.

Конечно, главная задача – научить детей, но вопрос в том, какой ценой, при какой физической нагрузке, с каким эмоциональным зарядом. И главная проблема – это сохранение психического здоровья детей. Исследования в этой области очень трудны, поэтому мне представляется, что единственный разумный выход из этой ситуации – это не бояться ошибок, дерзать, делать все, на что мы способны.

Приложение №1

Упражнение: «На что похоже»
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, речи.

Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу).

Задание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ.

Примечание: необходимость словами выразить свои впечатления, описать образы, возникающие в воображении, активизирует словарный запас; здесь также происходит тренировка умения согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.

Упражнение: «Найди слово»

Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса, развитие умения работать в группе, разрешение проблемной ситуации.

Описание: Играют 2 команды по 8 человек каждая. Выигравшая команда определяется меньшим количеством затраченного времени (время измеряется секундомером).

На доске прикреплены 4 плаката в ряд, так, чтобы возле каждого смогли встать по 2 человека. Каждый плакат содержит одно слово с пропущенной буквой (до конца инструктажа плакаты закрыты).

Задание для 1 команды:
КО-А     У-ОЧКА     -СЫ     Д-М
Каждый член команды получает одну из следующих букв: З, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О – две).

Инструкция учителя: «Здесь каждому слову подходят по 2 буквы. Вы должны как можно скорее найти слово и встать возле него. Начнете по моей команде: раз, два, три!»

Учитель открывает плакаты и включает секундомер.

Задание для второй команды – слова:
-УБЫ     СЫ-     СТ-Л     -АРТА
Буквы: З, Г, Р, Н, О, У, П, К

Упражнение: «Звуки-близнецы»

Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам «Звонкие и глухие согласные» и «Парные гласные».

Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движение.

Примечание: В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положения языка.

Белоусова Е.Л.
учитель-логопед
МБОУ гимназия №4,
г. Пятигорск

Формирование языковых навыков на основе
здоровьесберегающей деятельности.

Читайте также:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов - семинар-тренинг.
Имидж классного руководителя.
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Семь привычек непривлекательных женщин

Эту статью можно было бы назвать «Лучшие отпугиватели мужчин». То есть виды поведения,…

Успешный ребенок или как воспитать лидера

В нынешнее дни тема лидерства весьма актуальна. Каждый человек может попробовать себя в…

Как правильно выбрать мебель для детской

Дети - наше все. И мы прикладываем массу усилий, чтобы они росли здоровыми, развивались…

Дети и дисциплина

Многие родители, когда слышат слово «дисциплина», начинают как-то суетиться, поскольку у…