Группа поддержки для детей подвергающихся буллингу

Буллинг, травля, преследование… Слыша подобные слова сразу хочется отгородиться от тяжелой ситуации и успокоить себя: мой ребенок не жертва и не мучитель. Но проходит ли даром для человека, если в его присутствии ежедневно кого-то унижают? Когда группа детей дразнит и преследует «не такого, как все» одноклассника, негативный, античеловеческий опыт получают все, даже молчаливые свидетели травли. И если эта проблема актуальна в вашем классе, можно вынести ее на обсуждение во время ближайшего родительского собрания. Классный руководитель наверняка будет благодарен за подобную инициативу и деятельную помощь. Например, в организации «группы поддержки».

Стратегия под названием «группа поддержки» была предложена в 1998 году английским психологом Сью Янг. Она строится не на поиске и наказании виноватых, а на организации позитивного взаимодействия. Признав проблему, взрослые говорят не о том, как и почему было плохо, а как сделать, чтоб стало хорошо. Нежелательно даже произносить слова «жертва» и «обидчик».

Психологи разных стран, опробовавшие этот способ, обычно начинают с разговора со всеми родителями класса. Описывают ситуацию и план дальнейших действий. Он довольно прост. В разговоре с ребенком, испытывающим дискомфорт, выясняют, кого он считает или хочет считать своими друзьями; кто нейтрально относится к нему; кто вызывает тревогу и опасения. По два-три человека из каждой группы приглашают на «секретную» встречу и договариваются организовать группу поддержки.

Согласие и заинтересованное отношение родителей обязательно, ведь ребятам, особенно бывшим обидчикам, придется перестроить свое поведение по отношению к тому, кого они совсем недавно дразнили и преследовали. Всем детям, которые войдут в группу поддержки, очень понадобятся похвала и одобрение близких.

В процессе общения с участниками группы важно не принуждать, не настаивать, не порицать за отказ. Это случается, но редко. Обычно, выслушав предложение взрослого помочь однокласснику, которого обижают и дразнят, подросток соглашается. Даже тот, кто только вчера насмехался над «неудачником», обычно соглашается помочь, если взрослый, ведущий встречу, говорит спокойно, никого не обвиняет, да еще и подчеркивает романтическую сторону тайной благотворительности по отношению к нуждающемуся в помощи.

Буллинг - издевательства в школе

На первой встрече ведущий побуждает детей подумать, какими простыми действиями можно поддержать человека. Это не должно быть что-то сложное и затратное: дружелюбно поздороваться, вместе пойти в столовую, написать что-то приятное на страничке в социальной сети… Все конкретные предложения ведущий записывает, слишком общие конкретизирует. И, конечно, хвалит за каждое проявление инициативы. Особенно бывших обидчиков. На воплощение задуманного отводится несколько дней. Затем — новая встреча. Дети рассказывают, что им удалось осуществить. И снова — никаких упреков в бездействии, только похвала за добрые поступки и слова. Нужно провести от двух до пяти таких регулярных встреч.

Отдельная работа проводится с ребенком, которому оказывают поддержку. Взрослый спрашивает, ощутил ли он, как изменилось отношение одноклассников к нему. Иногда нужно специально напоминать о знаках внимания со стороны ребят из группы, чтобы преодолеть «зацикленность» на позиции жертвы, на своих обидах и несчастьях.

Практика показывает, что в большинстве случаев эффект достигается довольно быстро. Иногда требуется более длительное время для возникновения в классе цепной реакции доброжелательности.

Психологи, опробовавшие эту методику в классах младших подростков, отмечают, что буллинг прекратился сразу же в 80% случаев. В 47 группах из 50 травлю удалось полностью остановить, в трех сохранялись некоторые сложности, ни в одной группе ситуация не ухудшилась.

Необходимо учитывать.

— Чем дольше продолжался конфликт, тем труднее проходит процесс. Обе стороны привыкают к ненормальному положению вещей, роли закрепляются. Ребенок, которого долго обижали, уже просто не обращает внимания на улучшение отношений. Да и обидчикам труднее отказаться от привычной расстановки сил.

— Для начала психологи, педагоги и родители договариваются о сотрудничестве. Все стороны должны быть информированы о методике. Поскольку участником группы поддержки может оказаться любой ученик класса, у родителей могут попросить письменное согласие. Бывает, что семья отказывается, не хочет, чтобы их ребенок принимал участие в «группе поддержки». Это трудно понять, но нужно уважать любое решение. И учитывать при формировании группы.

— Следует помнить, что иногда ребенок сам провоцирует агрессию по отношению к себе. Эти случаи требуют отдельной параллельной работы с психологом.

— Взрослые, берущиеся за подобную работу, должны быть вне ситуации, сложившейся в классе. То есть не учителя, ежедневно работающие с этими детьми, и не родители. Ведь им придется строить ситуацию с чистого листа и не переносить из прошлого предубеждения, упреки и стереотипы.

— Во время встреч с «группой поддержки» дети не должны испытывать неловкости или вины за то, что ничего пока не сделали. Звучат только похвалы и благодарности, взрослые демонстрируют подчеркнуто уважительное отношение. Ведь именно в группе повышается самооценка, зарождается та атмосфера доброжелательности и уважения, которая исключит возможность травли в дальнейшем.

— Учитывайте, что методика эффективна для работы с младшими подростками. Старшие подростки не так охотно идут на сотрудничество.

— Развивать первоначальный успех нужно, учитывая педагогическую ситуацию. Иногда происходит цепная реакция во всем классе. Порой необходимо подольше поиграть в «тайное общество».

Группа поддержки детей подвергающихся буллингу

Елена Куценко
Источник: журнал «Школа для родителей» № 10, октябрь 2014 г.

Стратегия «Группа поддержки»
для детей подвергающихся буллингу.

Читайте также:
Насилие в школе — презентация.
Психологическая помощь детям из семей алкоголиков.
Интернет-травля.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.