Вс12172017

Обновление08:40:13

Группа поддержки для детей подвергающихся буллингу

взявшись за руки

Буллинг, травля, преследование... Слыша подобные слова сразу хочется отгородиться от тяжелой ситуации и успокоить себя: мой ребенок не жертва и не мучитель. Но проходит ли даром для человека, если в его присутствии ежедневно кого-то унижают? Когда группа детей дразнит и преследует «не такого, как все» одноклассника, негативный, античеловеческий опыт получают все, даже молчаливые свидетели травли. И если эта проблема актуальна в вашем классе, можно вынести ее на обсуждение во время ближайшего родительского собрания. Классный руководитель наверняка будет благодарен за подобную инициативу и деятельную помощь. Например, в организации «группы поддержки».

Стратегия под названием «группа поддержки» была предложена в 1998 году английским психологом Сью Янг. Она строится не на поиске и наказании виноватых, а на организации позитивного взаимодействия. Признав проблему, взрослые говорят не о том, как и почему было плохо, а как сделать, чтоб стало хорошо. Нежелательно даже произносить слова «жертва» и «обидчик».

Психологи разных стран, опробовавшие этот способ, обычно начинают с разговора со всеми родителями класса. Описывают ситуацию и план дальнейших действий. Он довольно прост. В разговоре с ребенком, испытывающим дискомфорт, выясняют, кого он считает или хочет считать своими друзьями; кто нейтрально относится к нему; кто вызывает тревогу и опасения. По два-три человека из каждой группы приглашают на «секретную» встречу и договариваются организовать группу поддержки.

Согласие и заинтересованное отношение родителей обязательно, ведь ребятам, особенно бывшим обидчикам, придется перестроить свое поведение по отношению к тому, кого они совсем недавно дразнили и преследовали. Всем детям, которые войдут в группу поддержки, очень понадобятся похвала и одобрение близких.

В процессе общения с участниками группы важно не принуждать, не настаивать, не порицать за отказ. Это случается, но редко. Обычно, выслушав предложение взрослого помочь однокласснику, которого обижают и дразнят, подросток соглашается. Даже тот, кто только вчера насмехался над «неудачником», обычно соглашается помочь, если взрослый, ведущий встречу, говорит спокойно, никого не обвиняет, да еще и подчеркивает романтическую сторону тайной благотворительности по отношению к нуждающемуся в помощи.

Буллинг - издевательства в школе

На первой встрече ведущий побуждает детей подумать, какими простыми действиями можно поддержать человека. Это не должно быть что-то сложное и затратное: дружелюбно поздороваться, вместе пойти в столовую, написать что-то приятное на страничке в социальной сети... Все конкретные предложения ведущий записывает, слишком общие конкретизирует. И, конечно, хвалит за каждое проявление инициативы. Особенно бывших обидчиков. На воплощение задуманного отводится несколько дней. Затем — новая встреча. Дети рассказывают, что им удалось осуществить. И снова — никаких упреков в бездействии, только похвала за добрые поступки и слова. Нужно провести от двух до пяти таких регулярных встреч.

Отдельная работа проводится с ребенком, которому оказывают поддержку. Взрослый спрашивает, ощутил ли он, как изменилось отношение одноклассников к нему. Иногда нужно специально напоминать о знаках внимания со стороны ребят из группы, чтобы преодолеть «зацикленность» на позиции жертвы, на своих обидах и несчастьях.

Практика показывает, что в большинстве случаев эффект достигается довольно быстро. Иногда требуется более длительное время для возникновения в классе цепной реакции доброжелательности.

Психологи, опробовавшие эту методику в классах младших подростков, отмечают, что буллинг прекратился сразу же в 80% случаев. В 47 группах из 50 травлю удалось полностью остановить, в трех сохранялись некоторые сложности, ни в одной группе ситуация не ухудшилась.

Необходимо учитывать.

- Чем дольше продолжался конфликт, тем труднее проходит процесс. Обе стороны привыкают к ненормальному положению вещей, роли закрепляются. Ребенок, которого долго обижали, уже просто не обращает внимания на улучшение отношений. Да и обидчикам труднее отказаться от привычной расстановки сил.

- Для начала психологи, педагоги и родители договариваются о сотрудничестве. Все стороны должны быть информированы о методике. Поскольку участником группы поддержки может оказаться любой ученик класса, у родителей могут попросить письменное согласие. Бывает, что семья отказывается, не хочет, чтобы их ребенок принимал участие в «группе поддержки». Это трудно понять, но нужно уважать любое решение. И учитывать при формировании группы.

- Следует помнить, что иногда ребенок сам провоцирует агрессию по отношению к себе. Эти случаи требуют отдельной параллельной работы с психологом.

- Взрослые, берущиеся за подобную работу, должны быть вне ситуации, сложившейся в классе. То есть не учителя, ежедневно работающие с этими детьми, и не родители. Ведь им придется строить ситуацию с чистого листа и не переносить из прошлого предубеждения, упреки и стереотипы.

- Во время встреч с «группой поддержки» дети не должны испытывать неловкости или вины за то, что ничего пока не сделали. Звучат только похвалы и благодарности, взрослые демонстрируют подчеркнуто уважительное отношение. Ведь именно в группе повышается самооценка, зарождается та атмосфера доброжелательности и уважения, которая исключит возможность травли в дальнейшем.

- Учитывайте, что методика эффективна для работы с младшими подростками. Старшие подростки не так охотно идут на сотрудничество.

- Развивать первоначальный успех нужно, учитывая педагогическую ситуацию. Иногда происходит цепная реакция во всем классе. Порой необходимо подольше поиграть в «тайное общество».

Группа поддержки детей подвергающихся буллингу

Елена Куценко
Источник: журнал "Школа для родителей" № 10, октябрь 2014 г.

Стратегия «Группа поддержки»
для детей подвергающихся буллингу.

Читайте также:
Насилие в школе - презентация.
Психологическая помощь детям из семей алкоголиков.
Интернет-травля.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Современные молодежные субкультуры

Что представляют собой современные молодежные объединения, на чем они основываются и как…

Работа психолога с детьми, характеризующимися высоким…

Развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной…

Как правильно завершить работу с клиентом?

Если вдуматься, то абсолютно любой процесс, протекающий в жизни человека, обязательно…

Профориентационная игра для старшеклассников «Перспектива»

Игра «Перспектива» относится к проектно–аналитическим играм. В игре участникам…