Ср12072016

Обновление09:33:56

Групповая работа с родителями детей с ОВЗ

Счастливый ребенок инвалид

Групповая работа с родителями детей с ограниченными  возможностями здоровья


Терпение - это дерево, корни которого горьки, а плоды - очень сладкие.
(Персидская пословица)

Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социально-психологической интеграции, результатом которой является полноценная жизнь.

Полноценное существование, на наш взгляд, это такое пребывание в мире, такое бытие, которое позволяет человеку проживать всю полноту человеческих сущностных состояний, ситуаций и чувств: творчество, любовь, преодоление, радость от достижения цели и т.п. Насколько такой ребенок будет готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира. Трансляция негативных, симбиотических установок на самого себя, свои особенности, свое место в мире, интроективно усваиваемых детьми при общении со значимыми взрослыми, сужает до минимума возможность к адаптации. Негативные установки, такие, например, как неконструктивное отношение к болезни, по­требность в постоянной опеке, могут отнять у ребенка даже те возможности, которые у него остались. В свою очередь, трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей, установок позволяет изменить качество жизни ребенка за счет конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Поэтому важно, чтобы взрослые сами обладали способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие.

В своей работе мы опираемся на идею Л.С. Выготского о развитии высших психических функций через интерпсихический механизм: развитие психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, совместной с взрослым и опосредованной знаками деятельности.

Основные положения, на которые следует ориентироваться педагогам и родителям в воспитании ребенка-инвалида, по мнению Л.С. Выготского, следующие:

  • Между миром и человеком стоит социальная среда, которая преломляет и направляет по-своему все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного общения у человека с миром нет. Недостаток глаза или уха означает поэтому, прежде всего, выпадение серьезных социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения.
  • Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие, не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический порок или дефект реализуется как социальная ненормальность поведения.
  • Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый больной орган.
  • Вместо биологической компенсации должна выступить идея социальной компенсации дефекта. Важно научиться читать, «а не видеть буквы». Важ­но научиться узнавать людей и понимать их состояние, а не просто иметь физические способности слушать звук человеческой речи. Важно уметь включать себя в разные отношения с людьми, а не просто физически перемещаться в пространстве.

Для ребенка с ОВЗ родители (в первую очередь, мать) являются в силу ограничения возможностей контактов с миром наиважнейшими носителями представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придают родители особенностям его развития, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни.

Цели работы

Работа направлена на обучение родителей построению системы взаимодействия и проживания с ребенком, позволяющей обеспечить интегративную адаптацию его в социум. Способы работы сгруппированы в четыре блока, так как обучение целесообразно проводить по четырем направлениям:

Когнитивно-информационный блок

Часть сложностей при воспитании снимается, если участники воспитательного процесса (родители, психологи, педагоги) будут владеть информацией достаточно полной, объективной, позволяющей принимать решения относительно разного рода жизненно-значимых ситуаций, в частности, информацией о физических, психосоматических и психологических особенностях ребенка с тем или иным заболеванием, о формах проявления симптома и его динамике. Родители должны сформировать правильное реалистичное представление о внутренней картине здоровья ребенка. В плане обучения более эффективным будет обучение родителей следующим технологиям:

  • самостоятельного поиска информации;
  • самостоятельного принятия решения.

Целесообразно направить усилия специалистов на формирование необходимой для этого мотивации. В процессе обучения дается «разрешение» (Э. Берн) на избавление от рентных инфантильных установок («Никто, кроме Вас, не сможет принять правильное решение. Это можете сделать только Вы»).

Мотивационно-смысловой блок

Полноценная жизнь с ребенком, «который не такой, как все», возможна в том случае, если родители смогли обрести для себя в этой ситуации определенный смысл. Один из путей для достижения этой цели может быть следующим: родители принимают парадоксальную, с точки зрения обывателя или стороннего наблюдателя, идею, что больной ребенок является не обузой, а источником духовного развития.

Эмоционально-энергетический блок  (работа с чувствами, переживаниями)

Предполагается работа по осознанию и отреагированию негативных эмоций, деструктивных переживаний самих участников воспитательного процесса, возникающих в форме эмоциональных блоков, защит и проекций как реакций на общение с больным ребенком. Общеизвестно, что при так называемой симбиотической связи «мать-дитя», когда они образуют как бы эмоционально со­общающиеся сосуды, невротизация матери является причиной возрастающей невротизации ребенка. При рождении больного ребенка создаются предпосылки для возникновения у родителей хронического стресса. Варианты эмоционального отреагирования могут быть в диапазоне от полного самоотречения, отхода от других людей, принятия позиции «жертвы», до отвержения ребенка, непоследовательности в общении и полной апатии. Типичная динамика эмоциональных реакций на диагноз, сообщенный врачами, – злость, отчаяние, оцепенение, безразличие, сплошное горе. Психологическая помощь родителям должна быть направлена на смену установок с негативной на позитивную. Родители вместе с психологами находят источники силы для сохранения духовного и эмоционального равновесия.

Операционный блок

Назначение этого блока – сконцентрировать внимание участников воспитательного процесса на обучении образцам позитивного отношения к больному ребенку по типу взаимного сотрудничества, обратить к способам побуждения ребенка к активности и самостоятельным действиям, формировать адекватную родительскую и педагогическую ролевую модель.

Групповая работа с родителями детей с ОВЗ


Посысоев Н.Н.

Ранее опубликовано:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ.

На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Обучение во сне – правда или миф?

Вообразите, что вы можете усвоить информацию из любой книги или учебника всего за…

Как научиться целоваться правильно?

Поцелуй является, так сказать, визитной карточкой человека, благодаря ему можно получить…

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему…

Когнитивная гимнастика

Тренировка — залог умения. Мозг пластичен, и благодаря этому качеству его можно и нужно…