Как бросить курить — занятие для подростков

Занятие для подростков

Это занятие не для всех учеников, а лишь для подростков-курильщиков и тех, кто добровольно захотел присоединиться к разговору. Оно направлено на осознание проблемы, ее более глубинное понимание, которого не дает простой разговор о вреде курения, на поиск собственных путей решения.

Создание мотиваций и условий

Чтобы помочь подросткам создать мотивацию отказа от курения, можно попробовать опереться на то, что большинство взрослых курильщиков хотели бы расстаться со своей вредной привычкой, но не знают, как это сделать, или считают задачу слишком трудной. Детям еще труднее создать собственную мотивацию отказа: они еще здоровы, не ощущают последствий этой привычки, гонят от себя эти мысли и часто активно сопротивляются окультуриванию. Есть несколько условий, делающих занятие (или серию занятий) наиболее эффективным.

• Доверие к классному руководителю, взаимное уважение и искренность. Подросток должен чувствовать, что учитель не осуждает его, а принимает таким, какой он есть, со всеми его ошибками и особенностями, искренне хочет ему помочь.

• Подросток должен осознавать свою привычку как проблему и иметь желание решить ее.

• Понимание подростком того факта, что только он может решить свою проблему. Вы можете только помогать ему, но только он отвечает за результат.

• Перед началом серии занятий желательно провести анонимное анкетирование в классе, которое поможет понять, как много в классе курящих (помимо тех, кто уже не скрывает своего пристрастия), и выяснить возможные причины возникновения такой формы поведения.

Актуализация знаний

Бросает куритьВ начале занятия педагог просит присутствующих рассказать о том, что они знают о вреде курения, и указать, откуда они получили эти сведения. Это позволит учителю понять, какими источниками информации пользуются подростки и каким из них они доверяют. Во время фронтальной беседы кто-то из участников должен кратко записывать все сведения на доске. Таким образом, будет создана картина представлений подростков о вреде курения, а педагог в ходе беседы может ее комментировать и дополнять. Можно попросить участников приводить примеры из жизни их родственников, друзей, знакомых, иллюстрирующие ухудшение здоровья у курящих. Наверняка дети наблюдали в жизни случаи хронического бронхита, кашля, сосудистых проблем, которые возникают у долго курящих людей. В дополнение к сказанному подростками педагог может привести и свою информацию (Приложение 1).

Обсудив с подростками вред курения для организма, педагог интересуется, известны ли им случаи, когда люди избавлялись от этой привычки. А случаи неудачных попыток? Организуя беседу на данную тему, ведущий выясняет мнение подростков о том, насколько, по их мнению, легко бросить курить и почему многие попытки оказываются неудачными. Особенно подчеркивает тот факт, что чем дольше человек курит, тем тяжелее последствия и труднее бросить курить.

Формирование намерения

Резюмируя сказанное по обсуждаемому вопросу, педагог говорит о том, что одного только намерения бросить курить часто бывает недостаточно. Должны быть созданы соответствующие условия для того, чтобы человек смог отказаться от сигареты.

Подросткам предлагается задание: сформулировать эти условия. Для этого учащиеся разбиваются на группы по 3–4 человека по их желанию. Через 4–5 минут участники оглашают результаты своей работы, а учитель записывает идеи на доске. Подростки могут назвать следующие условия:

  • сформированность мотивации;
  • развитые волевые качества личности;
  • поддержку близких, друзей;
  • изучение информации по вопросу о вреде курения;
  • контроль со стороны взрослых;
  • медикаментозную поддержку;
  • помощь врачей-наркологов;
  • знание эффективных методов и приемов борьбы с вредной привычкой.

Если какие-то условия дети не называют, педагог наводит ребят на них с помощью беседы.

Подчеркивая, что одним из важнейших условий победы является поддержка близкого окружения, помощь друзей, учитель предлагает ученикам подумать, кто из близких мог бы им помочь в борьбе с пагубным пристрастием и каким образом; обдумать вопрос о том, какая именно помощь им нужна и от кого они могут эту помощь реально получить. Например, лучшей помощью курящему подростку может быть отказ от курения отца, особенно, если он курит в жилище. А всегда ли отец готов оказать сыну такую помощь? Поэтому в ходе работы задача педагога – помочь детям найти источники реальной помощи. Это могут быть некурящие друзья, родственники, учителя, объекты их романтических привязанностей. Это очень важная и деликатная часть работы. Она очень личная, и подростки выполняют ее индивидуально. Можно даже предложить им сесть по одному и обсуждать результаты работы только с учителем. И только по желанию подростки могут поделиться своими мыслями с группой. Для работы дети получают индивидуальные листы (Приложение 2).

Чем больше у подростка список ресурсов помощи, тем лучше. Нужно помочь ему в поиске этих источников. Часто подростки и не догадываются, к кому еще они могут обратиться, кроме друзей. А ведь в школе есть врач, психолог, библиотекарь, социальный работник, тренер, любимые учителя и другие значимые взрослые.

Поиск путей

Учитель интересуется у подростков, что они знают об эффективных способах отказа от курения, выслушивает их внимательно и записывает на доске самые рациональные и нерациональные способы. Если есть подростки, уже пытавшиеся бросить курить, они могут поделиться своим опытом.

Обсудив подробно данную тему, педагог предлагает своим подопечным памятку для желающего бросить курить. Памятка выдается каждому подростку лично. Учитель кратко знакомит участников с ее содержанием, с советами специалистов (Приложение 3).

Подростки курятПосле того как участники обсудили памятку, педагог предлагает им составить собственный план избавления от вредной привычки. Подростки опять получают листы для индивидуальной работы, занимают в кабинете наиболее комфортное положение (поодиночке, парами или собираются в минигруппы) и выполняют работу. Педагог помогает, подсказывает, консультирует, переходя от группы к группе, от участника к участнику. Можно предложить участникам подсказку в виде небольшой таблицы (Приложение 4).

Учитель предупреждает, что работа по борьбе с привычкой согласно плану будет вестись долго – не один день, а возможно, и месяц. Это неизбежно, так как только в дороге мы видим все препятствия, возникающие на нашем пути, и ищем пути их преодоления. Он объясняет это участникам группы поддержки, настраивает их на то, что работа должна быть постоянной, упорной. Что срывы бывают почти у всех и их нужно воспринимать не как поражение, а просто как препятствие на пути, которое им по силам преодолеть.

Для облегчения работы над собой педагог предлагает ученикам вести дневник, в котором они смогут записывать свои действия по избавлению от зависимости. Такой дневник поможет увидеть и проанализировать ошибки, правильно оценить полученные результаты. Он дисциплинирует и мотивирует человека. Педагог может предложить подросткам форму дневника и объяснить, как с ней нужно работать (Приложение 5).

Поддержка и рефлексия

Педагог предлагает подросткам помогать друг другу в нелегком деле сражения с вредной привычкой. Для этого он советует им объединиться в группу, назначить время встреч, чтобы делиться опытом и получать поддержку от товарищей и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Чтобы мотивировать воспитанников на это взаимодействие, он предлагает учащимся дать название группе, придумать девиз и эмблему, обговорить время и место встреч.

Занятие хорошо завершить рефлексией, когда каждый желающий поделится, что он понял сегодня, почему он хочет бросить курить.


Скачать Приложения

Как бросить курить?
Занятие для подростков.

Нина Алексеева,
г. Иваново

Читайте также:
Как бросить курить самостоятельно с помощью самогипноза.
Психология здоровья и здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни — классный час.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.