Как и зачем проводить мониторинг УУД?

Задачи для психолога

Зачем?

Можно предположить, что из трех вопросов — кому, зачем и как проводить мониторинг, ответ на этот представляется наиболее очевидным. Но так как за вопросительным словом «ЗАЧЕМ» кроется цель любой деятельности, важно начать именно с него. Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Значит, нужен мониторинг.

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков:

Мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.

Кто?

Мы сможем определить, кто отвечает за мониторинг УУД, если ответим себе на другой вопрос: кто непосредственно управляет ситуацией развития универсальных учебных действий у учащихся? Конечно, это педагог. Именно он в первую очередь работает на все группы образовательных результатов и является главным ответственным за этот процесс. Позиция же психолога по отношению к задаче формирования и диагностики УУД будет определяться тем, как и на каком уровне он включен в эту задачу.

Вариант 1

Психолог — помогающий специалист. Он решает свои профессиональные задачи. Работает в кризисных ситуациях. К нему обращаются за помощью в работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении или имеют особенности в развитии. В этом случае мониторинг УУД никак не может являться задачей психолога.

Можно предположить, что к психологу обратятся за помощью на отдельных этапах мониторинга, например помочь в обработке или анализе результатов. Скорее всего, ему передадут информацию о детях, показавших низкие результаты, чтобы он провел дополнительную диагностику для выяснения возможных причин, и пр.

Вариант 2

Психолог — часть педагогической команды, перед которой стоит цель формирования (а значит, и диагностики) УУД.

Один из наиболее важных принципов работы в команде — общая ответственность за результат.

Отдельные задачи распределяются в команде исходя из имеющихся условий, особенностей организации процесса и квалификации каждого специалиста в команде. В этом случае возможно, что какой-то из этапов проведения мониторинга УУД будет поручен психологу. Но и тогда мониторинг остается инструментом педагогической диагностики.

Однако ни в одном из вариантов психолог не может быть главным ответственным за процесс формирования универсальных учебных действий, а значит, и за процесс их мониторинга.

Как?

Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз обратиться к цели мониторинга УУД — отслеживанию процесса формирования универсальных учебных действий у учащихся для проектирования и своевременной корректировки этого процесса. Все фазы этого процесса ( мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой.
Процесс формирования УУДПроцесс формирования УУД

Из особенностей этого процесса вытекает еще один важный для нас вывод относительно диагностического инструмента, который мы используем:

Измеряем то, что развиваем.

Это значит, что нужно очень хорошо понимать суть того, что необходимо диагностировать. Только в этом случае удастся подобрать точный диагностический инструмент.

Так в чем же суть универсальных учебных действий? УУД — это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

По своей природе универсальное учебное действие — это понятный учащемуся порядок, алгоритм осуществления действия (деятельности). Для того чтобы целесообразно применять определенное УУД, ребенок должен понимать его предназначение, знать его существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Следовательно, сформировать УУД — означает обучить учащегося различным способам действия, например таким, как сравнение объектов, аргументирование точки зрения, моделирование и др.

Каждый из этих способов представляет собой осознанное умение, в основе которого лежит определенный, сформированный опытом человечества алгоритм выполнения.

Универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл они приобретают только внутри определенной цели. Цель задает необходимость выполнения универсального действия и определяет результат, на который нужно выйти. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа и постановки цели с помощью вопросов. Так, например, алгоритм УУД « сравнение» следует начинать с вопросов: что и с какой целью мы должны сравнить? Что мы этим хотим доказать? Для чего составляем план действий?

Только после получения ответов на них можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и др.

Отметим, что УУД может быть описано как способ, то есть последовательность шагов (алгоритм). Совокупность таких способов обеспечивает эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии.

Таким образом, сформировать метапредметные УУД у учащегося — значит передать ему способы осуществления деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач. Понятие «универсальные учебные действия» вошло в практику образования вместе с введением нового стандарта. А значит, должны быть разработаны новые диагностические инструменты, позволяющие оценивать то, что составляет суть этого понятия: СПОСОБЫ осуществления учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

По нашему опыту, самый большой соблазн использовать психологический инструментарий для диагностики УУД возникает при работе с познавательными универсальными учебными действиями. И это понятно. Такие знакомые для психологов названия: сравнение, обобщение, анализ, синтез… Эти слова действительно часто встречаются в психологических методиках, направленных на диагностику сформированности понятийного мышления. Но логические операции мышления и универсальные учебные действия — это не одно и то же.

Главное отличие заключается в том, что универсальные учебные действия — это « инструменты деятельности», а логические операции — «инструменты мышления».

Как же на уровне диагностического задания отличить одно от другого? Самая очевидная разница будет заключаться в наличии или отсутствии цели как главного критерия деятельности.

Отличия УУД от логических операцийОтличия УУД от логических операций

Давайте сравним диагностические задания, направленные на изучение УУД и логических операций мышления на примере « сравнения» — сопоставления свойств объектов в целях выявления их сходства и различий.

Задание 1. Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними « С». Если у них разные значения, напиши между ними «Р».

Богатый … бедный
Милый … приятный
Быстрый … медленный

Задание 2. В ветеринарную клинику нужно доставить кокер-спаниеля. Выбери в каталоге товаров переноску, в которой можно перевозить эту собаку. На покупку у тебя есть 1000 рублей. Поставь V рядом с правильным ответом.

задания направленные на изучение УУДЗадание на УУД

В обоих этих заданиях ребенку нужно выявить сходства и различия. В проверке способности обнаружить сходство или различие и заключается смысл первого задания. Во втором задании появляется главное условие универсального учебного действия — ЦЕЛЬ, то есть появляется деятельность. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен не только сличить признаки двух объектов, но и:

— осуществить выбор объектов для сравнения исходя из цели деятельности (сравнивать имеет смысл не все переноски, а только подходящие по стоимости);

— правильно определить признаки, которые необходимо сравнить для решения поставленной задачи (вес, высоту, длину);

— сделать вывод на основе результатов сравнения (подходит переноска № 3).

Чтобы верно осуществить все эти действия, ребенок должен последовательно ответить себе на вопросы:

1. Что нужно сравнить и зачем?
2. Какие объекты нужно выбрать и сравнить?
3. Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?
4. Какой вывод можно сделать в результате сравнения?

То есть применить способ осуществления познавательного УУД — «сравнение».

Этим примером мы ни в коем случае не хотим сказать, что психологические инструменты диагностики плохи. Мы лишь хотим констатировать факт: психологические методики не могут быть использованы для оценки сформированности универсальных учебных действий. А вот в ситуациях дополнительной диагностики, постановки психологического диа гноза, определения причин неуспеваемости обойтись без них невозможно.

Принципиальные позиции

Подводя итоги наших размышлений, важно подчеркнуть следующие принципиальные позиции:

1. Психолог не может являться «внешним» экспертом по отношению к процессу формирования УУД, так как не он отвечает за процесс их формирования. Мониторинг — инструмент ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ диагностики.

2. Если работа по формированию УУД выстроена специалистами школы как командная, то профессиональные компетенции психолога очень востребованы на всех этапах формирования УУД: проектирования, развития и мониторинга.

3. Для оценки сформированности универсальных учебных действий должны использоваться специальные диагностические инструменты.

Как и зачем проводить мониторинг УУД?
Задачи для психолога.

Александра ТЕПЛИЦКАЯ, Татьяна МЕРКУЛОВА
психологи-методисты Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Москва
Источник: журнал «Школьный психолог» № 02, февраль 2015 г.

Читайте также:
Развитие универсальных учебных действий (УУД) — классный час.
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.
Психологическое сопровождение ФГОС.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.