Пн05222017

Обновление08:40:13

Какой он - современный первоклассник?

первоклассник за партой

Предварительные результаты популяционного исследования

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста необходима для определения готовности ребенка к систематическому обучению. Объективная оценка функционального развития будущего первоклассника с каждым годом становится все более актуальной, так как часто вместо этого определяют запас сведений, знаний и уровень освоения программ, по которым проводятся занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Доказано, что в большинстве случаев причинами школьных трудностей являются несформированность или недостаточный уровень развития таких познавательных функций, как организация деятельности, зрительно-пространственное и слухо-речевое восприятие, внимание, память и мышление, мелкая моторика и др.

Особое значение для успешного обучения в начальной школе имеет способность к произвольной регуляции.

Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению. В период от 5 до 7 лет функциональные системы мозга, обеспечивающие произвольные формы психической деятельности, проходят стадию качественных преобразований, и индивидуальный разброс в темпах их созревания у разных детей достаточно высок. (Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка, 2009; Физиология развития человека, 2010.) Паспортный возраст ребенка на этом этапе развития может не совпадать с биологическим и отличаться на полтора года.

Комплексная методика диагностики функционального развития детей старшего дошкольного возраста была разработана в Институте возрастной физиологии в 2006 году (Безруких М.М. и др., 2006) и апробирована в 14 регионах России. Популяционное исследование, охватывающее 25 тысяч детей 6–7,5 лет, проводимое в течение 5 лет в 17 регионах России (Архангельская и Калининградская области, Республика Карелия, Москва, Московская и Калужская области, Пермский край и Республика Татарстан, Ставропольский край и Ростовская область, Свердловская и Тюменская области, Забайкальский край, Иркутская, Новосибирская и Томская области, а также Приморский край), дает возможность составить «портрет» познавательного развития современного первоклассника.

В результате проведенного исследования можно констатировать, что только от 12 до 20% (в разных регионах РФ) дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций, как внимание, зрительно-пространственное восприятие, память, зрительно-моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности. Дети, имеющие высокий уровень риска дезадаптации, при несформированности двух и более показателей pразвития (таких, как развитие речи, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, внимания, памяти, организации деятельности) относятся к группе «высокого риска» и составляют от 5 до 7 %.

Большинство будущих первоклассников (72–75%) имеют средний уровень сформированности вышеперечисленных функций. У 27–35% детей отмечены трудности организации деятельности (непонимание инструкции, неумение работать по плану и вносить коррективы по ходу выполнения работы, проверять выполненную работу, находить и исправлять ошибки). Это связано с особенностями функционального развития мозга детей и длительным созреванием регуляторных механизмов.

Несформированность речи отмечается у 25–32% дошкольников и проявляется в неправильном и нечетком звукопроизношении, несформированности грамматического строя речи, бедном словарном запасе и неумении составить развернутый рассказ по последовательным картинкам. Около 5–7% детей не могут определить логическую последовательность событий по серии предлагаемых картинок, что свидетельствует о проблемах установления причинноследственных связей.

Трудности зрительно-пространственного восприятия наблюдаются у 23–37% детей, что согласуется с данными ИВФ РАО. Эти сложности являются предикторами сложностей в обучении навыкам письма и чтения.

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций отражает зрелость нервно-мышечной регуляции и произвольной регуляции деятельности и является основной базой для формирования навыков письма и других двигательных действий. Количество детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, составляет от 39 до 44%. Развитие внимания и памяти — необходимый компонент эффективного обучения. 20% обследованных детей имеют низкий уровень развития этих функций, что может стать причиной комплексных школьных трудностей. Однако низкий уровень развития внимания и памяти может быть связан не только с индивидуальными особенностями развития этих функций, но и с нарушениями физического и психического здоровья, с высоким эмоциональным напряжением.

Мышление, отражающее запас сведений ребенка о себе, о мире, событиях, явлениях, умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, как правило, достаточно развито у современных детей. Однако по результатам проведенной диагностики можно отметить, что часть детей (12%) имеют низкий уровень развития логического мышления, затрудняются с установлением логической последовательности событий и явлений (причинно-следственных связей), с классификацией предметов и явлений.

Низкий уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления, низкий уровень концентрации внимания могут стать причиной комплексных трудностей при обучении письму, чтению, математике, что подтверждается исследованиями успешности освоения базовых навыков чтения и письма у первоклассников (Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе, 2009).

Социально-личностное развитие — это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых на этапах дошкольного развития. Дефицит общения современных детей со сверстниками и  чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика. Согласно полученным данным высокий и средний уровень сформированности личностного развития наблюдается у 89% дошкольников.

Углубленное изучение эмоционального развития выявило очень тревожный факт: более половины современных дошкольников (от 52 до 59%) имеют несформированность эмоциональной сферы, то есть сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также в выражении собственных эмоций.

Считается, что недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность, повышенная агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.

Значительное число детей (от 35 до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Известно, что от уровня развития воображения и творческого потенциала зависит и степень развития познавательной мотивации, организации целенаправленного действия. Низкий уровень развития творческого мышления может быть связан с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка и в дошкольном образовательном учреждении, и в семье.

Физическое и моторное развитие является важнейшим показателем развития и состояния здоровья. Для оценки биологического возраста использовали оценку достижения определенных пропорций тела (Филиппинский тест) и начало смены молочных зубов. Отрицательный филиппинский тест и отсутствие смены молочных зубов свидетельствовали об отставании биологического возраста от календарного. Моторное развитие включало оценку статического равновесия и двигательную пробу. Отставание в темпах биологического созревания и низкий уровень моторного развития отмечен более чем у 30% обследованных детей, что, несомненно, может не только осложнить процесс адаптации к систематическим учебным нагрузкам в школе, но и стать причиной ухудшения состояния здоровья. Предполагается анализ влияния социокультурных условий жизни на познавательное и личностное развитие детей, а также анализ взаимосвязи показателей когнитивного развития между собой и их связи с биологическим возрастом и функциональным развитием мозга.

Какой он - современный первоклассник?

Марьяна БЕЗРУКИХ
доктор биологических наук, действительный член РАО,
директор Института возрастной физиологии РАО, Москва

Читайте также:
Психологическая адаптация первоклассников к школе.
Подготовка к школе - подборка ссылок

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как принять свою внешность

Когда человеку не нравится своя прическа или пара лишних килограммов, то это не так…

Мамам и папам о детской психологии

Пожалуй, каждый школьный психолог стремится способствовать повышению психологической…

Как научиться слушать

Человек, умеющий слушать, также привлекателен, как умеющий говорить. Нельзя, обладая…

Воспитание самостоятельности у детей

Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. Взрослому…