Чт10192017

Обновление08:40:13

Классификация проблем школьников группы риска - 3

Грустная девочка

Дети группы риска.


Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска. Часть 3.


Дети воспитывающиеся в неблагополучных семьях.



Еще одна категория детей — воспитывающиеся в семьях, имеющих социально-экономические или психолого-педагогические проблемы, а также в неблагополучных семьях. Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, материально-экономических трудностей своей семьи (или отдельных ее членов).

Мы различаем два основных типа семей: благополучные и неблагополучные.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, где родители детей — инвалиды, семьи, где отдельные члены семьи имеют хронические психосоматические заболевания, семьи беженцев, семьи малых народов, семьи участников военных действий, а также семьи, где ребенок находится на индивидуальном обучении.

На особом контроле в школе дети из неблагополучных семей. Для них составляется специальная программа, которая включает контроль за учебой, особое содержание воспитательных мероприятий, контроль за наличием системного и полноценного питания в школе и дома, контроль за получением медицинского сопровождения. Особенное внимание уделяется к включению детей в актив организаторов культурно-массовых школьных и внешкольных мероприятий, для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании, случайных половых связей и пр. Очень важным становится интеграция усилий отдельных узких специалистов и определенных школьных служб в мониторинге учебно-воспитательных воздействий на ребенка и его семью, как основу становления смыслоценностных позиций, мировоззрения и поведенческих навыков школьника.

Для этого в школе разработаны и действуют несколько комплексных целевых программ по психолого-педагогическому сопровождению семей, находящихся в зоне риска.


Педагогически запущенные дети.



Центральное место в классификации проблем школьников занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы сразу по двум или нескольким признакам. Так, ошибки семейного воспитания могут повлечь за собой школьную неуспеваемость, а затем и проблемы со здоровьем. А, например, одаренный ребенок может воспитываться в неблагополучной семье, дополнительно иметь серьезные проблемы со здоровьем. Или неуспевающий по ведущим школьным дисциплинам ребенок может быть одаренным (например, иметь выдающиеся спортивные способности) — что требует особого подхода к обучению и воспитанию.

Педагогически запущеннымидети становятся вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; которым не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая тяжелая категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, пережившие социальную депревацию, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям, — таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми.

Часто такие дети не «приживаются» в одной школе, безрезультатно меняют места учебы, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями (опекунами), педагогами, сверстниками. Эти дети проявляют асоциальные формы поведения: девиантные и аддиктивные.


Дети с девиантными формами поведения.



Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых.

Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к порабощению при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, азартных игр и т. п. В конце концов, аддиктивпость приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений и реальных людей с их заботами, надеждами и страданиями. Аддиктивпость является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворенности жизнью, неуверенности в себе. Желание ребенка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого-педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усугубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов, Комиссии по делам несовершеннолетних.

В последующих статьях мы подробно расскажем о конкретном содержании психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы по пяти выделенным нами категориям. А именно о том, как сопровождать больных детей, чтобы они не попали в социальную изоляцию, как работать со слабообучаемыми детьми, которые в отсутствие индивидуального подхода могут превратиться в необучаемых, как помочь детям из семей с низким социально-экономическим статусом или недостаточной психолого-педагогической культурой воспитания. Наконец, каким образом специальная одаренность, не выявленная своевременно и не сопровожденная в контексте школьного обучения, выливается в демонстративные формы поведения и осознанное нарушение подростками принятых в школе норм и правил.

Мы настаиваем на том, что общее развитие ребенка зависит от индивидуальных условий его рождения, содержания, воспитания и образования. Понятно, что дети, включенные педагогами и психологами в зону или группу того или иного риска, имеют особые проблемы с физическим, психическим здоровьем, отличаются познавательной и коммуникативной активностью, испытывают разной степени трудности в социальной адаптации и индивидуальной самореализации. Следовательно, они нуждаются как в комплексном, так и в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в последовательной коррекции внешних условий среды воспитания и индивидуальных стимулах для внутреннего развития.

Мы обращаем особое внимание на то, что исключительность ребенка, в том числе его одаренность, слабая обучаемость или нездоровье, могут быть установлены профессионально подготовленными специалистами.

Особенно интересным и заслуживающим серьезного исследования является тот факт, что проблемы в общении с другими людьми, психосоциальные трудности переживают одинаково остро дети разных категорий. Независимо от своих учебных успехов, социального статуса семьи и других жизненных условий дети транслируют высокую потребность в социальной адаптации, социальной успешности и самореализации, нуждаются в профессионально-качественном сопровождении: помощи и поддержке.

С.В. Титова

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.


Часть 1.


Часть 2.


Ранее опубликовано:

Норма, граница, риск.

.

Дети группы риска в школе

.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Эмпатическое слушание

Рефлексивное слушание дает нам замечательную возможность лучше понять содержание…

Как бросить курить самостоятельно с помощью самогипноза

Отнимите у людей их привычки, и они почувствуют дискомфорт, способный привести к…

Психологическая подготовка к выпускным экзаменам

Учебный год выпускников приближается к концу. Пробные экзамены написаны, классные часы…

Ведущая система восприятия и способы ее определения

Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим…