Ср12072016

Обновление09:33:56

Классификация проблем школьников группы риска

грустный мальчик

Дети группы риска.


Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска. Часть 1.


В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Многие школьники быстро понимают, что очень отличаются от других детей, они раздражают окружающих нестандартным поведением, сами того не желая, выделяются на фоне принятой в школьной среде нормы, не подчиняются правилам школьного распорядка, не хотят мириться со своими трудностями, принимать точку зрения других людей относительно своих неуспехов, категорически отказываются становиться неудачниками.

В системе отечественного образования существуют специализированные школы для интеллектуально одаренных детей, для детей с задержкой психического развития и имеющих физические недостатки (инвалидов, слабослышащих, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата и пр.), имеются спецшколы для спортивно и художественно одаренных детей. Однако, в силу разных причин, не всем детям удается учиться в специализированной, с современным оборудованием школе, имеющей в штатном расписании узких специалистов, особые программы и учебные планы. Именно поэтому общеобразовательная школа должна стремиться создать все условия для индивидуального развития каждого школьника с учетом его специальных трудностей, уникальных способностей, специфических проблем, вследствие которых они гораздо менее охотно выполняют правила внутреннего распорядка, усваивают учебные стандарты и нормы поведения.

Мы выделили пять основных проблемных групп детей в общеобразовательной школе, которые находятся в зоне риска и могут перейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в школе, любовь, понимание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.
2. Слабообучаемые дети (дети с проблемами в обучении и развитии).
3. Больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды).
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.

До тех нор пока ребенок поддается педагогическому воздействию — он находится в зоне риска. Неуправляемый ребенок с асоциальным поведением: девиантным, аддиктивным (порабощенным алкоголем, наркотиками и пр.) переходит в группу риска и направляется общеобразовательной школой в учреждения специального типа.

Практические психологи считают, что причины асоциального поведения могут быть разными. Так, например, ребенок может подражать деструктивному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости с целью предотвращения жестокого обращения с собой. Или его учебная неуспеваемость может быть спровоцирована хроническим генетическим заболеванием. Но педагоги общеобразовательной школы должны представлять целостную картину детских проблем, для того чтобы обеспечить продуктивную помощь детям с разными нуждами. А самое главное, им необходимо умение составлять и реализовывать целевые комплексные программы, соответствующие условиям общеобразовательной школы, учитывающие индивидуальные особенности детей, на основе дифференцированной конструктивно-проектировочной деятельности. Выполняя поставленную задачу, мы создали обобщенную классификацию проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска (рис. 1).

При помощи предложенной классификации педагогам значительно проще увидеть весь спектр проблем школьников, представить объем и содержание их трудностей. Для последующего эффективного решения проблем школьников педагогам необходимо разбираться в их внешней и внутренней природе. Так, особые проблемы со здоровьем испытывают и дети-инвалиды, и дети с врожденными заболеваниями, и часто болеющие дети. Но культура здорового образа жизни и профилактические мероприятия способствуют укреплению здоровья всех детей и предотвращают дальнейшие осложнения. Низкий уровень обучаемости школьника имеет внутренние предпосылки, определяемые зрелостью высших психических функций (памяти, внимания мышления, воображения), эмоционально-волевых регуляторов произвольного поведения. Однако такие внешние факторы, как гуманный учитель, современные научно-педагогические технологии, играют определяющую роль в успешной учебной деятельности ребенка, его школьной успеваемости. Задача развития специальной одаренности ребенка может быть решена при условии наличия у него ярко выраженных индивидуальных способностей, но путем организации особой развивающей среды и в ходе реализации индивидуальной программы воспитания и обучения.
Классификация проблем школьников проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска 

Казалось бы, что семья выступает внешним условием развития и формирования ребенка, но культурные основания семьи, исторически сложившиеся традиции и обычаи проникают в сознание ребенка на самых ранних этапах развития и в значительной мере определяют отношение к близким людям, своей семье, самому себе. Снятие комплекса проблем у детей также напрямую зависит, с одной стороны, от внешних условий, которые заключаются в заинтересованности семьи и школы в эффективном и скорейшем разрешении трудностей, и, с другой стороны, от внутренних предпосылок — отношения самого ребенка к этим проблемам и субъективного желания или нежелания избавиться от них.

Зная природу происхождения проблем школьников, педагога понимают, что нестандартные формы поведения, а также невнимательность на уроках, отсутствие стойкой мотивации к учебной деятельности, объясняются не тем, что перед учителем плохой ученик, а тем, что ребенок испытывает особые затруднения и нуждается в помощи педагога.

Разрабатывая классификацию, мы стремились показать специфику детских проблем в ситуации школьного обучения, поскольку педагогам также очень важно уметь помочь ребенку справиться с конкретными трудностями.

В принятой нами классификации мы выделяем категорию одаренных детей.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого мы выделяем четыре вида детской одаренности:
1) интеллектуальная или академическая;
2) художественно-эстетическая;
3) спортивно-физическая;
4) социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения. Мы обратили внимание на то обстоятельство, что социально-лидерскую одаренность проявляют дети, имеющие и другие виды специальной одаренности (интеллектуальную, художественную, спортивную), возможно потому и получившие высокий авторитет у сверстников и педагогов.

С.В. Титова

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.


Часть 2.


Часть 3.


Ранее опубликовано:

Норма, граница, риск.

.

Дети группы риска в школе

.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Супружество и семейные проблемы

В начале супружества, как и в первые дни влюбленности, жизнь кажется нам восхитительно…

По примеру других

Конечно, количество очевидцев ни в коем случае не является единственным фактором, который…

Семья и традиции

Дети, воспитывающиеся в семьях поддерживающих культурные и семейные традиции в меньшей…

Имидж классного руководителя

Все-таки учитель – он как актер: всегда немного на сцене и немного в образе. Автор статьи…