Пт12092016

Обновление09:33:56

Конфликтный класс

Дети на уроке

Типология "трудных классов"


"Конфликтный" класс


Достаточно часто процессы, происходящие во "внутренне конфликтном" классе, можно охарактеризовать как "буллинг" (bullying). Это новомодное понятие, заимствованное из английского языка, многовариативно: в переводе оно может обозначать и относительно безобидного "шалуна", и "громилу", "бандита", "наемного убийцу". В психологии буллинг определяется как длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который неспособен защитить себя в данной ситуации (Детская и подростковая психотерапия, 2001), По сути, это понятие применимо к таким классам, в которых процветает травля отдельных учеников.

Однажды благодаря многочисленным переформированиям после начальной школы появился такой "внутренне конфликтный" 5 "а". Первая четверть прошла довольно мирно - по-видимому, ее как раз хватило для формирования "вчерне" основных групповых структур. А уже во второй четверти 5 "а" стал предметом бурных обсуждений для широкого круга школьной общественности.

Началось с того, что класс невзлюбил Кирилла, как сказали бы профессионалы, за его "индивидуально-психологические особенности, затрудняющие эффективную коммуникацию". На языке одноклассников это звучало так; "Потому что он ябеда и плакса, ведет себя, как баба!" Через несколько недель постоянных провокаций со стороны одноклассников Кирилл ушел в другую школу.

Но свято место пусто не бывает, и еще пару недель спустя его занял Данила, который не вписался в класс по критерию уровня доходов семьи. Прозвав его бомжом, 5 "а" начал бурную деятельность по нелицеприятному сравнению Данилы с остальными одноклассниками, а позже - по приведению его вещей в надлежащий присвоенному статусу вид: его тетради разрисовывались, рюкзак на перемене становился футбольным мячом. В итоге Данила был переведен в параллельный класс.

Следующей "жертвой" стала девочка с редким именем (предположим, Мирослава), против которой ополчились как против "задаваки" за ее отказ от участия в подготовке к Новому году...

Очевидно, что классы типа этого 5 «а» одним из основных моментов в шаблоне экспрессивной деятельности имеют тен­денцию «дружить против одного».

В подобных классах существует сложившаяся «буллинг-структура» - социальная система, включающая «преследова­телей», их «жертв» и «наблюдателей». Согласно знаменитой «Скетч-теории», существуют типичные характеристики «жер­твы» и «преследователя», способствующие их закреплению в соответствующих ролях.

Результаты исследования О. Л. Глазман, проведенного на российской выборке, позволили выделить следующие лич­ностные особенности типичных персонажей буллинговой схе­мы. «Жертвы» отличаются низкой самооценкой и неуверен­ностью в себе. «Преследователи» авторитарны, для них характерны завышенная самооценка, стремление решать про­блемы самостоятельно, «Наблюдатели» не обладают соответ­ствующими другим ролям качествами (у них низкий уровень враждебности, адекватная самооценка), но нельзя сказать, что они не принимают участия в буллинге, - они зрители, ради которых все происходит (Глазман, 2005).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Эмпатическое слушание

Рефлексивное слушание дает нам замечательную возможность лучше понять содержание…

Социально-психологический тренинг. Цикл Колба

Социально-психологический тренинг — это область психологической практики, направленной на…

Выбор психолога - дело ответственное

Психология – это молодая, быстро развивающаяся наука, благодаря которой, человечеству…

Профессия психотерапевт - обучение и карьера

Обучение психотерапевта длительно (4-5 лет, не считая личную психотерапию, которую…