Личность: психологические теории личности

Содержание:
Ранние теории личности.
Теория личностных типов Шелдона
Психоаналитическая теория Фрейда
Психоаналитическая теория Юнга
Феноменологические теории.
Альберт Бандура и теория социального научения
Ганс Айзенк и теория личностных черт
Другие теории личностных черт
Модель «Большой Пятерки»

Различные авторы предлагают разные определения личности, но, по существу, личность — это совокупность устойчивых установок и склонностей, характерных для данного человека. Так, например, если человек уклоняется от споров с другими людьми, не любит находиться в центре внимания и избегает таких ситуаций, то можно считать, что ему присуща такая черта, как робость. Это не означает, что его поведение всегда будет таким (например, если ему угрожают, то он может проявить упрямство и неуступчивость), но обычно он ведет себя именно так.

Можно также сказать, что личность любого человека уникальна, поскольку своеобразие каждого человека проявляется в основном в его поведении. Тем не менее некоторые аспекты личности являются общими для многих людей. К примеру, можно предложить читателю вспомнить своих родственников и друзей. Хотя все эти люди разные, между некоторыми из них можно усмотреть сходство, поскольку одни одинаково общительны, в то время как другие примерно одинаково раздражительны. Поэтому существует общий набор «кубиков», из которых строится личность любого человека. Одной из основных целей исследований в области психологии личности является точная категоризация людей с использованием минимально возможного количества этих «кубиков». Такой подход соответствует принципу экономии, который называют еще принципом «бритвы Оккама» (в честь средневекового философа, который первым сформулировал этот принцип): если существует несколько возможных объяснений события, то следует выбрать наиболее простое.

Следует отметить, что теории личности не только соответствуют принципу экономности, но и делятся на две категории — они описывают личность либо в терминах типов, либо в терминах черт. Согласно теориям типов личность человека может принадлежать либо к одному, либо к другому типу (например, человек может быть либо общительным, либо замкнутым). Теории черт утверждают, что личности всех людей построены из одних и тех же «кубиков», но содержат различное количество «блоков» того или иного сорта (например, большинство людей хотят проводить какое-то время в одиночестве, однако лишь немногие живут как отшельники).

Оба этих подхода отражают наш повседневный опыт. Людей часто подразделяют на типы, такие как «дружелюбный», «вспыльчивый» и т. п. Точно так же людей часто классифицируют в зависимости, например, от того, «насколько легко человека можно вывести из себя», тем самым признавая, что любой человек может выйти из себя — разница лишь в том, насколько легко это происходит. В качестве аналогии можно представить себе радугу — видно, что она состоит из разноцветных полос, но на границах между полосами один цвет постепенно переходит в другой. Например, четко видны полосы красного и оранжевого цветов, но невозможно точно определить, где кончается красная полоса и начинается оранжевая. Личность можно описывать и в терминах различных типов, но следует признать, что граница между двумя типами размыта (например, когда человека уже нельзя считать замкнутым и для него больше подходит тип «общительный»). В теориях черт наличие такой размытой границы учитывается, чего нельзя сказать о теориях типов. Однако теории черт не дают краткого ответа на вопрос «какой тип личности у этого человека?» Таким образом, любой из этих подходов как таковой нельзя назвать безупречным.

Споры между сторонниками теорий типов и теорий черт продолжаются, однако существуют и другие подходы к исследованию личности. В зависимости от своих теоретических взглядов исследователи предлагают различные модели личности. Поскольку разные исследователи считают наиболее значимыми различные аспекты личности (особенно условия ее формирования), то они создают в корне отличающиеся друг от друга модели личности, которые будут рассмотрены в следующем разделе этой главы. Следует отметить, что значительная часть исследований в области психологии личности ведет начало от исследования психических заболеваний. Иначе говоря, сначала ставилась цель оценить степень серьезности отклонений в поведении человека, выяснить их возможные причины и разработать методы лечения. С точки зрения логики исследования личностных отклонений должны быть источником информации и о нормальной личности (поскольку невозможно дать определение отклонения, не имея определения нормы). При рассмотрении моделей личности важно иметь в виду, что многие из них основаны на данных клинической психологии.

Ранние теории личности

Не следует считать, что интерес к личности возник только с появлением психологии. Самые ранние изыскания в этой области проводили древнегреческие ученые. Наиболее выдающиеся труды на эту тему принадлежат перу Гиппократа (460-377 годы до н. э.), а в дальнейшем его идеи получили развитие в работах Галена (131-201 годы н. э.), который тоже был греком, но работал в эпоху Римской империи. Согласно теории Галена, темперамент человека зависит от соотношения «соков» (humours) в его организме — четырех жидкостей, которые участвуют во всех важнейших физиологических процессах. Это желтая желчь, черная желчь, слизь и кровь. Если количество «соков» в организме человека сбалансировано, то у него стабильная личность. Однако при избыточном количестве одного из «соков» возникают проблемы. Считалось, что избыток желтой желчи (chole по-гречески) делает человека холериком (то есть раздражительным), в то время как от избытка черной желчи (jnelanos chole) человек становится меланхоликом (этот термин имел такой же смысл, как сейчас). От избытка слизи (phlegma) человек становится флегматиком (в то время этот термин означал скорее безразличие, чем спокойствие), а избыток крови (лат. sangius) делает его сангвиником (этот термин использовался в негативном смысле и означал излишнюю самоуверенность). Эта интересная теория близка к современным представлениям, поскольку в ней подчеркивается значение сбалансированности всех процессов, происходящих в целостном организме. Она оставалась популярной и в средние века, поэтому врачи не обращали внимания на очевидные признаки, указывавшие на существование более сложных механизмов связи между физиологией и психикой. Например, в одном средневековом манускрипте описывается история рыцаря, который на турнире был тяжело ранен в голову и впоследствии стал страдать резкими перепадами настроения. Его лечили слабительными и кровопусканиями (чтобы уменьшить количество «соков») — хотя у него была снесена часть черепа и поврежден мозг, врачи, по-видимому, не считали это причиной его болезни.

Теория личностных типов Шелдона

В начале 40-х годов XX века У. Г. Шелдон разработал современную теорию личности, связывающую личностные характеристики с физическими факторами. Он утверждал, что существуют три типа телосложения и им соответствуют три типа личности. Эктоморфы — это худощавые люди высокого роста (о таких говорят «тощий, как жердь»), а соответствующий тип личности (церебротоническая личность) близок к стереотипу «застенчивого ученого» — это сдержанный человек с преимущественно интеллектуальными интересами. В отличие от них эндоморфы — это тучные люди с висцеротонической личностью, для которой характерны довольно старомодные взгляды и общительность. Люди третьего типа — мезоморфы — имеют развитую мускулатуру, а для соответствующей этому типу соматотонической личности характерно стремление действовать и командовать другими людьми. Шелдон утверждал, что любого человека можно отнести к какой-либо категории в зависимости от того, в какой степени признаки этих типов выражены в его телосложении, и в его личности также будут сочетаться особенности соответствующих личностных типов. Тем не менее противоположная утверждению Шелдона гипотеза о том, что телосложение человека может зависеть от типа его личности, кажется столь же правдоподобной (например, мускулатура у мезоморфов может развиться благодаря физическим упражнениям, которыми они занимаются в соответствии со своими личностными склонностями). Стоит также отметить, что хотя эта теория на первый взгляд кажется довольно убедительной, она основана на расхожих стереотипах — от толстяков обычно ожидают жизнерадостности; физически развитые люди с мускулистым телом склонны к активности и вызывают восхищение; а ученых обычно изображают тощими, как жердь, чудаками в старомодной одежде.

Психоаналитическая теория Фрейда

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал чрезвычайно глубокую психологическую теорию человеческого поведения, которая хотя и не соответствовала господствовавшим в психологии того времени идеям
Подробнее в статье «Психоаналитическая теория Фрейда » .

Психоаналитическая теория Юнга (аналитическая психология)

Карл Юнг (1875-1961) уже был авторитетным психиатром, когда он познакомился с трудами Фрейда. Юнг встретился с Фрейдом в 1906 году, и между ними с самого начала установились тесные отношения
Подробнее в статье «Аналитическая психология — теория Юнга» .

Феноменологические теории

Психоаналитическим теориям можно противопоставить группу теоретических моделей личности, которые называются феноменологическими теориями. Авторы этих теорий отказались от обсуждения факторов прошлого и уделяют главное внимание состоянию человека в настоящее время. В литературе больше всего ссылок на модель, разработанную Абрахамом Маслоу, которая называется иерархией потребностей по Маслоу. Маслоу утверждает, что у людей имеется ряд потребностей, от самых элементарных и до более изощренных, причем человек может удовлетворить потребности высшего порядка только после того, как удовлетворены элементарные потребности. Наиболее примитивными являются физиологические потребности (в пище и т. п.), за ними следует потребности в безопасности, принадлежности и любви, потребность в уважении, когнитивные (то есть интеллектуальные) потребности, эстетические потребности и, наконец, потребность в самоактуализации (полной реализации (положительных) качеств и возможностей человека). Последняя потребность играет главную роль в теории личности, разработанной Карлом Роджерсом на основе принципов Я-психологии.

Роджерс утверждает, что основным мотивом развития личности является самоактуализация. Главным условием самоактуализации является безусловное положительное внимание со стороны других людей, то есть некритичное принятие человека другими и теплое отношение к нему, которые позволяют ему оставаться верным самому себе. Однако эта теория не проповедует полнейший эгоизм, поскольку ставятся и другие задачи развития личности, такие как конгруэнтность (гармония между представлениями человека о себе и его жизненным опытом) и эмпатическое понимание (способность понимать потребности и чувства других людей). Поэтому каждому человеку должна быть предоставлена свобода для самовыражения и сохранения верности своему «Я», что, однако, не должно наносить вреда другим людям. Роджерс утверждает, что людям часто приходится обуздывать свои желания и идти на компромиссы; они вынуждены делать то, что им не нравится, поскольку это единственный способ добиться любви или получить поощрение от авторитетных фигур, таких как родители или учителя. Роджерс называет подобные поощрения условным положительным вниманием (другие люди положительно реагируют только на определенные поступки человека). В таких ситуациях могут возникать внутренние конфликты (например, девочке нравится играть в футбол, но из-за родительского запрета она отказывается от своего увлечения, однако, поскольку исполнению ее желания помешали, возникает внутренняя напряженность). Человек выбирает определенное поведение, потому что оно вознаграждается (условие ценности — condition of worth), но при этом испытывает внутренний конфликт, так как на самом деле ему хочется делать что-то другое. Роджерс утверждает, что такие конфликты препятствуют развитию личности. Впоследствии из-за этого возникают проблемы, потому что у человека формируется противоречивый образ «Я», который не соответствует действительности. Человек испытывает тревогу, и для сохранения образа «Я» начинают действовать защитные механизмы. Чтобы помочь человеку в разрешении подобных конфликтов, была разработана специальная психотерапевтическая программа — клиент-центрированная терапия, в основе которой лежит теория Роджерса.

Джордж Келли (1905-1967) предложил несколько иной подход к исследованию личности, разработав свою теорию личностных конструктов, которая тем не менее также принадлежит к группе феноменологических теорий личности. Согласно этой теории, мировосприятие человека зависит от совокупности имеющихся у него представлений и взглядов, которые Келли называл конструктами, и для постижения личности человека надо выяснить, какими личностными конструктами он пользуется. На интуитивном уровне эта теория кажется довольно правдоподобной: в жизни часто можно наблюдать, как разные люди неодинаково воспринимают одну и ту же ситуацию в зависимости от своих уникальных знаний и убеждений (конструктивный альтернативизм). Келли ввел несколько типов конструктов: одни из них (подчиненные конструкты — subordinate constmcts) являются основными элементами, из различных сочетаний которых образуются подчиняющие конструкты (superordinate constmcts). Другие (такие как твердое мнение по какому-либо вопросу) могут существовать только самостоятельно (упредительные конструкты — preemptive constructs). Констелляторные конструкты (constellatory constructs) — это предрассудки, оказывающие влияние на структуру других конструктов. Келли разработал тест репертуарной решетки (repertory grid test), позволяющий выяснить, какими конструктами пользуется тестируемый человек. Процедура тестирования довольно сложна, но в сущности она сводится к тому, что человек должен указать двух важных для него людей (значимых других), у которых определенное качество (например, решительность, честность и т. п.) выражено примерно в одинаковой степени, и еще одного значимого другого, отличающегося от них в этом отношении. Эта процедура многократно повторяется для различных качеств, а затем результаты подвергают анализу и выявляют конструкты, которыми пользуется тестируемый человек.

В целом феноменологические теории личности кажутся весьма оптимистическими по сравнению с психоаналитическими моделями, согласно которым человек, которого в детстве неправильно приучали к пользованию туалетом, обречен всю жизнь страдать психологическими расстройствами. Тем не менее феноменологическим моделям также присущи свои недостатки, два из которых будут здесь упомянуты. Во-первых, многие предположения о том, что именно является благом для человека, так же невозможно проверить, как и утверждения фрейдистов. Например, приходится просто принимать на веру, что самореализация — это хорошо. Таким образом, «правильность» многих моделей зависит от того, разделяет ли рецензент взгляды авторов этих моделей. Во-вторых, фокусирование внимания на «здесь и сейчас» и попытки заглянуть в будущее на много лет вперед без учета прошлого могут привести к ошибкам. При коррекции личностных отклонений попытки изменения личности пациента без исследования причин этих отклонений могут привести к временному снятию симптоматики, однако ее причины не будут устранены, поэтому в дальнейшем проблема может всплыть снова. Можно, конечно, лечить флюс сильными болеутоляющими средствами — пациент избавится от главной проблемы (боли), но ее причина (гнилой зуб) останется.

Альберт Бандура и теория социального научения

Другие исследователи личности придерживаются иной точки зрения и придают главное значение процессам формирования личностных характеристик человека под влиянием его жизненного опыта. Гипотеза о том, что последствия поступков (так называемый формирующий опыт —formative experience) человека оказывают влияние на развитие его личности, конечно, не нова; с древнейших времен к этой теме постоянно обращаются как религиозные, так и светские авторы. Первые исследования, посвященные классическому и оперантпому обусловливанию , показали, что животных и человека можно обучить определенному поведению либо вознаграждая их за желательные действия (положительное подкрепление), либо наказывая за нежелательные поступки (отрицательное подкрепление). Вполне понятно, что таким образом можно сформировать некоторые элементарные личностные характеристики. Например, человек может быть очень вежливым, потому что в детстве его обучали «хорошим манерам» и хвалили за благовоспитанное поведение. Тем не менее такое объяснение человеческого поведения будет неполным, поскольку существуют множество форм поведения, которым людей никто специально не обучает. Выдающийся исследователь этой темы, Альберт Бандура (например, Bandura, 1989) отмечает, что во многих ситуациях люди (в особенности дети) просто наблюдают за другими людьми, повторяют их действия и таким образом научаются различным навыкам. Часто самая первая попытка подражания оказывается вполне успешной (так называемое научение с первого раза — no-trial learning). Для этого необходимо, чтобы человек внимательно наблюдал за действиями, которые он хочет повторить, и был физически способен их выполнить (например, маленький ребенок не может научиться подбрасывать пудовую гирю, посмотрев выступление силача в цирке). Кроме того, человек должен запомнить правильную последовательность действий. Бандура утверждает, что люди часто используют вербальные коды (например, «правой рукой держи колесо, а левой вворачивай болт»), которые по сравнению со зрительными образами легче вспомнить. Дети в возрасте до пяти лет еще плохо владеют речью, поэтому они не могут научиться некоторым навыкам. Если человек считает, что его вознаградят за успешное научение и в особенности — за выполнение каких-нибудь действий, то у него усиливается мотивация. Наблюдая, как других вознаграждают или наказывают за те или иные поступки (косвенное подкрепление), он учится на чужих успехах и ошибках. В ходе одного знаменитого эксперимента (Bandura, Ross and Ross, 1963) разным группам детей показывали различные фильмы. Начало всех фильмов было одинаковым: актер входил в комнату, где было много игрушек, в том числе надувной клоун Бобо — популярный телеперсонаж того времени. Далее события развивались по-разному: в одном фильме актер мирно играл с клоуном, а в других — бил и пинал его. За это его либо вознаграждали, либо наказывали, либо вообще не обращали внимания на его поведение. После просмотра фильма детям из разных групп предлагали поиграть вместе, и дети, видевшие, как агрессивное поведение было вознаграждено, обращались со своими игрушками гораздо более жестоко по сравнению с детьми, видевшими два других варианта фильма. Предложенная Бандурой модель непригодна для описания всех ситуаций научения, но тем не менее она правильно объясняет механизм усвоения некоторых форм поведения.

Ганс Айзенк и теория личностных черт

В то время как в американской и западноевропейской психологии господствовал фрейдизм, в Советском Союзе проводились исследования в другом направлении; их результаты в дальнейшем легли в основу теории личности, которая в корне отличается от психоаналитических моделей.

Подробнее в статье «Ганс Айзенк и теория личностных черт» .

Другие теории личностных черт

Теория Айзенка является, по-видимому, самой простой из наиболее широко используемых теорий личностных черт. Она описывает личность с помощью трех основных характеристик. На первый взгляд кажется, что трех черт явно недостаточно для описания всего разнообразия личностных особенностей, и действительно, другие исследователи включают в свои модели личности гораздо больше черт. Кеттелл (например, Cattell, 1965) утверждал, что можно описывать личность в терминах множества поверхностных черт (surface traits), под которыми подразумеваются особенности поведения в определенных ситуациях. Однако Кеттелл считал, что черты, имеющие общие элементы, можно объединять в группы. Например, можно объединить отдельные грани личности, связанные со степенью общительности человека, поскольку все они имеют отношение к уровню экстраверсии. Кеттелл считал, что таким способом можно свести все поверхностные черты к 16 исходным чертам (source traits то есть основополагающим «кубикам», из которых построена личность. Он утверждал, что личность человека зависит главным образом от соотношения между степенями выраженности этих 16 черт (или личностных факторов). Среди них степень сдержанности, конкретный или абстрактный характер мышления, уровень самодостаточности (в отличие от стремления быть членом какой-нибудь «команды») и уровень напряженности. Кеттелл создал инструмент для оценки этих черт, который он назвал Шестнадцатифакторным личностным тестом (16PF). Этот тест позволяет получить личностный профиль тестируемого человека, отражающий относительные степени выраженности каждой черты. Поскольку довольно трудно понять, что означает профиль, содержащий 16 различных оценок, можно подвергнуть полученные данные статистическому анализу для определения личностного типа, к которому принадлежит данный человек. В результате будет получено словесное описание наиболее вероятных сильных и слабых сторон тестируемого, а также перечень профессий, в области которых чаще всего работают люди с таким типом личности.

Скачать:
тест Кеттелла компьютерный вариант

методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла

Шестнадцатифакторный личностный тест — это не единственный инструмент, оценивающий личность сразу по нескольким шкалам. Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), первоначально разработанный с целью диагностики психических заболеваний, содержит 10 шкал для оценки степени необычности определенных аспектов личности. На его основе создан Калифорнийский личностный опросник (CPI), предназначенный в основном для «нормальных», а не для психически больных людей.

Модель «Большой Пятерки»

В последние годы наиболее популярна теория, согласно которой для описания личности лучше всего использовать пять основных черт. По понятным причинам ее назвали моделью «Большой Пятерки». В «Большую Пятерку» входят следующие черты: открытость, добросовестность, экстраверсия, сговорчивость и нейротизм (openness, conscientiousness, extraversion, agreeableness, neuroticism — из первых букв этих слов получается акроним OCEAN).  Следует отметить, что иногда вместо экстраверсии, нейротизма и открытости используются другие термины: динамизм (surgency), эмоциональная стабильность и интеллект соответственно . Под «открытостью» подразумевается интерес человека ко всему новому, умение справляться с незнакомыми переживаниями, а также способность к глубокому осмыслению полученной информации. Черта «добросовестность» отражает степень организованности и ответственного отношения к делу, в то время как под экстраверсией в модели «Большой Пятерки» подразумевается та же черта, что и в теории Айзенка. «Сговорчивость» означает степень готовности человека «плыть по течению», и одному полюсу шкалы этого параметра соответствует доверчивость, а другому — скептицизм. Нейротизм, также как в теории Айзенка, является показателем уровня эмоциональной стабильности человека.

Модель «Большой Пятерки» была построена в результате анализа прилагательных английского языка, используемых для описания личности. Такой подход основан на фундаментальной лексической гипотезе, согласно которой в естественном языке имеются специальные слова для описания каждой важной характеристики человеческой личности. В большинстве языков существует основной набор слов для описания примерно одних и тех же понятий, хотя имеются и некоторые исключения. Например, как отмечает Брайсон (Bryson, 1990), в английском языке нет синонимов для немецкого слова schadenfreude (злорадство) и для удивительно меткого гэльского (шотландского) слова giomlaireachd (привычка «заглядывать на минутку» в гости в обеденное время). Тем не менее накоплены некоторые данные, подтверждающие справедливость фундаментальной лексической гипотезы. Продемонстрировано, что в результате факторного анализа рейтингов английских слов, описывающих личностные атрибуты, обнаруживаются пять факторов, соответствующих пяти личностным чертам, входящим в «Большую Пятерку» (например, Goldberg, 1990). Такой результат не связан со специфическими особенностями английского или других индоевропейских языков, поскольку параметры «Большой Пятерки» выявляются также в результате анализа лексем других языков, лингвистически не родственных английскому — таких как финский и эстонский (Tartu, 1995).

Гипотеза о том, что ядро личности построено из пяти основных черт, не особенно нова. Прежде ее выдвигали авторы ранних исследований в области теории личности. Кентл (Kentle, 1995) отмечает, что многие пионеры психологии личности, работавшие во время Первой мировой войны, высказывали идеи, которые впоследствии легли в основу современных теорий личности. Кроме того, не следует считать, что тесты, основанные на модели «Большой Пятерки», обязательно являются более совершенными инструментами для оценки личности по сравнению с тестами, созданными ранее. Из тестов, предназначенных для оценки факторов «Большой Пятерки», лучше всего, по-видимому, апробирован тест NEO-PI (Личностный опросник «нейротизм—экстраверсия—открытость»), разработанный Коста и Маккреем (Costa and McCrae, 1988) и в дальнейшем модифицированный. Оценки личностных параметров, полученные с использованием NEO-PI, позволяют «объяснить» примерно такую же часть различий между личностными характеристиками людей, как результаты тестирования с использованием других популярных личностных тестов, например Личностного опросника Айзенка (EPQ), Шестнадцатифакторного личностного теста (16PF) и Миннесотского многофазного личностного опросника (ММРГ) (см. Kline, 1993; Pervin, 1993). Иначе говоря, опросник NEO-PI ничем не лучше и не хуже других личностных тестов. В целом это означает, что по сравнению с другими теориями пятифакторная модель, возможно, описывает личность более «красиво», но вовсе не обязательно более правильно.

Личность: психологические теории личности.

Читайте также:
Самоактуализация.
Разум.
Я-концепция.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.