Вс12042016

Обновление09:33:56

Что такое личность? Понятие «личность» в психологии

личность человека

Веками писатели и философы размышляли о личности. Они описывали разные типы людей.

«Истинный артист скорее позволит своей жене голодать, детям — ходить босыми, своей матери — работать на его прокорм и в семьдесят лет, чем не играть в театре» (Джордж Бернард Шоу «Старший Барбара», акт I).

«Глупый весь гнев свой изливает» (Книга Притчей Соломоновых, 29:11).

Они рассказывают нам о побуждениях и эмоциях человеческой натуры:
«Мы все были бы ленивы, если бы могли» (Самюэль Джонсон цит. по: Босуэлл «Жизнь Джонсона»).

«Неограниченная власть развращает умы тех, кто обладает ею» (Речь Уильяма Питта в Палате лордов 9 января 1770).

Афоризмы говорят нам о том, какими разными путями идет развитие личности.
«Готовьте ребенка к тому пути, по которому он пойдет: и когда он состарится, он не отделится от него» (Мф. 22:6).

«Жалейте розги и балуйте ребенка» (Самюэль Батлер «Хадибрас», ч. II, с. I, 1.844).

Столетиями слыша такие отзывы о личности, можем ли мы быть уверены, что хоть что-то знаем о людях? Можем ли оставить формальное изучение других проблем, например раскрытие тайн физической Вселенной или биологических процессов? Личность представляется настолько закрытой для культуры и здравого смысла, что кажется, будто теоретики и ученые не нужны и вообще находятся не на своем месте. Каждый имеет свое мнение. Но формальное изучение личности необходимо, может быть, здесь более, чем где-либо еще. Ведь даже в мудрости, накопленной нашей многовековой культурой, существуют противоположные суждения о личности, к сожалению для тех, кто думает, что этих знаний будет достаточно:

«Добродетель смела, а чистота бесстрашна» (Шекспир «Мера за меру», акт 3).
«Смелость — ребенок невежества и подлости» (Фрэнсис Бэкон «Эссе», строка 12).

Как мы можем узнать, читая такие противоречивые наблюдения, следует нам восхищаться смелостью или сожалеть о ней? Возможно, если мы и наши друзья смелы, мы согласимся с Шекспиром и оставим скептицизм Бэкона до тех пор, пока не столкнемся со смелым врагом. Джордж Бернард Шоу указал, что понимание нашей собственной природы может дать трещину.

«Что такое личность». Лекция Игнатия Журавлева

Подобные высказывания, несмотря на их образность, приводят в замешательство, потому что готовы, кажется, поддержать любое убеждение. Этот путь не предполагает систематического понимания человеческой природы, которое помогает нам узнать, когда мы мудры, а когда — только забавны. Итак, вернемся к психологии.

Личность: изучение человека

Психология XX столетия использовала научные методы, чтобы прийти к более ясному и менее двусмысленному (но, увы, и менее художественному) пониманию человеческой природы. Психология личности — раздел научной психологии, где изучаются индивиды. Чем один человек отличается от другого, или люди в основном скорее похожи, чем различны? Как можем мы понять движущие силы, которые побуждают нас действовать тем или иным способом? Как мы «вырастаем» из детства?

Определение личности

Личность может быть определена как индивидуальный опыт человека и внутренние мотивы, лежащие в основе его поведения. Не все личностные психологи согласны с существованием этих внутренних мотивов. Они предлагают разнообразные ответы на три фундаментальных вопроса. Первый: как можно описать личность? При описания личности надо учитывать те способы, с помощью которых мы характеризуем индивида. Должны ли мы описывать черты личности, сравнивая людей, или следует использовать другие стратегии, такие как изучение индивида? Какие термины, помимо названий, существующих в быту, должны использоваться для описания людей? Второй: как можем мы понять динамику личности? Как люди приспосабливаются к жизненным ситуациям? Как на них влияет культура и их собственные когнитивные процессы? Третий: что можно сказать о развитии личности? Отражает ли оно влияние биологических факторов или опыта детства? Как личность изменяется на протяжении жизни, от детства к зрелости? Некоторые теории выделяют один вопрос в ущерб другому. Например, теории черт личности акцентированы на описании, тогда как психоаналитические теории подчеркивают результаты развития (ср. Magnusson & Torestad, 1993). Эти три вопроса настолько важны, что каждая теория так или иначе их затрагивает. Кроме того, в конечном итоге они оказываются взаимосвязанными: способ, которым теория описывает личность, применяется в личностной динамике и развитии, и наоборот.

Описание личности

Основной теоретический вопрос: каковы единицы измерения личности? Какие понятия использовать для описания личности? На что нам следует ориентироваться: на установление тождества или различий между людьми? Или же мы должны вместо этого обратить внимание на личность, а не на сравнения?

Различия между людьми: группы или градации?

Исследователи личности предприняли значительные усилия для идентификации того, чем один индивид отличается от другого. Было предложено множество способов описания индивидуальных различий. В сущности, у нас есть выбор: классифицировать людей по ограниченному количеству дискретных групп (подход через типы) или, решив, что люди меняются в градациях, описывать их, сообщая, каким количеством основных параметров оценки они обладают (подход к изучению черт личности). Для сравнения: деревья могут быть описаны по типам — дуб, клен, эвкалипт, гинкго и т. д. Каждое дерево принадлежит одному типу и либо является, либо не является членом данной категории. Здесь нет постепенных градаций. Если же мы описываем деревья в таких единицах измерения, как высота, вес и т. д., то градации возможны: одно дерево может быть очень высоким, другое — умеренно высоким и так далее.

Типы личности

Типовой подход предполагает, что личность относится к одной из ограниченного количества определенных категорий. Предложения о выделении типов личности выдвигаются постоянно, начиная с древности и заканчивая современностью. Древнегреческий врач Гиппократ описывал четыре основных типа темперамента: сангвиник (оптимистичный, надеющийся), меланхолик (печальный, депрессивный), холерик (вспыльчивый) и флегматик (равнодушный). Такие типы личности представляют категории людей со схожими характеристиками. Малого количества типов достаточно для описания всех людей. Каждый человек либо входит в типовую категорию, либо нет. В политике мы определяем людей либо как консервативный тип, либо как либеральный, но возможно также классифицировать некоторых людей как аполитичных. Категория принадлежности рассказывает нам многое о каждом из членов, Точно так же как отдельное животное может быть собакой, кошкой, жирафом или каким-то другим типом животного, система типов личности распределяет по категориям людей, но не описывает их как обладающих признаками, характерными для данной категории в различной степени. Когда врачи классифицируют людей по поставленным диагнозам, таким как шизофрения или паническое расстройство, они используют диагностические категории как типы (Blashfield & Livesley). Карл Юнг (Jung) (Аналитическая теория Юнга) различал интровертов и экстравертов. Типизация предполагает, что люди входят в естественные категории, так что решение «либо — либо» представляется разумным.

Так как теории личности развивались, мы можем убедиться, что понятие типа использовали на одном уровне понимания, а понятие черт личности (описанное ниже) существовало на другом. Например, мы знаем о том, что биологическая основа личности определяется генетикой, и действительно, возможна естественная классификация людей по дискретным категориям на генетическом или другом: биологическом уровне. Теории иногда могут навести на мысль о наличии типов. Открытие этих категорий только посредством наблюдения, без опоры на теорию, не так просто, потому что их видимое проявление затушевывается другими влияниями (обучением, культурой и так далее), что также искажает наши наблюдения (этот спорный вопрос можно сравнить с различием, лежащим в основе генотипов и фенотипов в биологии). Статистические методы могут помочь обнаружить основные типы, но эти процедуры малоизвестны или невыполнимы (Meehl). То, что мы может наблюдать, — это большей частью не связанные непосредственно с типами проявления черт личности.

Черты личности

Но все же чаще природа показывает нам постепенные переходы. Поэтому исследователи личности в основном предпочитают количественные измерения.

В результате таких измерений каждый человек может быть отнесен к определенному уровню — от очень низкого или среднего до очень высокого. Черты личностихарактеристика, отличающая одного человека от другого и обусловливающая более или менее постоянное поведение. Можно сказать, что какая-то черта в большей или меньшей степени присуща человеку. Один может опережать в чем- то других, быть крайне самоуверенным и не очень сильным физически, в то время как у второго — другие личностные черты. Черты широко используются в обычных описаниях личности, и обращение к ним многие психологи считают полезным (например, Allport, A. H. Buss). В противоположность типам, черты личности охватывают более узкую область поведения. Они описывают личность точнее, чем типы, потому что каждая черта относится к узкому набору характеристик. Тот факт, что черты личности в разной степени могут приписываться человеку, также делает это понятие более точным, нежели понятие типов.

Черты необходимы для описания личности больше, чем типы. В сущности, количество черт может удивить. Одно классическое исследование насчитало их примерно 18 000 среди слов, перечисленных в словаре (Allport & Odbert). Неужели их действительно так много? Более простая система была бы полезнее для исследователей, особенно для тех, кто все еще признает количественное измерение противоположным простым типовым категориям. Чтобы устранить излишнюю градацию (например, между застенчивостью и замкнутостью, которые трудно представить двумя отдельными чертами личности), некоторые исследователи статистически проверили, какие черты имеют тенденцию коррелировать, и на этой основе предложили общие факторы личности. Они отличаются от черт большей обобщенностью. Подобно чертам личности, они поддаются количественному определению; таким образом, человек получает более простое основание для причисления к той или иной категории. Рэймонд Кеттелл (Cattell) предложил набор из 16 основных личностных факторов. Другие исследователи обнаружили, что 5 (John) или даже 3 (Eysenck) факторов достаточно для описания основных измерений личности. Во многих исследованиях факторы выводятся из основных биологических изменений, которые мы можем, в сущности, определить более точно. Однако при предсказании определенного вида поведения общие факторы менее точны, чем черты личности (Paunonen).

Типы, черты личности и факторы значимы для теории личности и исследований. Термины иногда используются неточно, но знание разницы между ними (обобщенной в табл. 1.1) помогает нам понять разнообразные способы, с помощью которых личность может быть описана и измерена. Исследователи часто считают наиболее пригодным количественное измерение черт личности и факторов, поскольку для всех субъектов исследования могут быть получены показатели по каждой черте личности или интересующему фактору, причем эти показатели можно ранжировать и сравнивать.

Таблица 1.1

Типы

Принадлежность типу - это «все или ничего» во всех отношениях
(качественная переменная). Человек принадлежит одной и только одной категории. Теоретически небольшое количество типов описывает всех. Человек попадает только в один тип.

Черты личности

Черты личности постоянны (количественные переменные), В какой
степени человек обладает данной чертой, определяется по числовому показателю. Теоретически существует огромное множество черт для описания каждого. Человека можно описать по каждой черте

Факторы

Факторные показатели также постоянны (количественные перемен
ные). В какой степени человек обладает данным фактором, также определяется по числовому показателю. Теоретически небольшим числом факторов можно описать всех. Человека можно описать по каждому фактору.

Сравнение людей или изучение человека: номотетический и идиографический подходы

Черты личности и типы позволяют нам сравнивать одного человека с другим. Это обычный подход в исследовании личности, номотетический подход. Исследуются группы индивидов, и люди сравниваются друг с другом по одинаковым понятиям (обычно это черты личности). Часто группам субъектов дается персональный тест и затем их показатели сравниваются. Для каждого человека подсчитывается результат, указывающий, в какой степени он или она обладает данной чертой личности, Мэри получила 10 баллов по экстраверсии, следовательно, она «выходит за рамки», а спокойный Дэвид получил только 3 балла, значит, он экстраверт в меньшей степени, Эти показатели определяют индивидуальные различия (различия между людьми).

«Личность и её понятие». Лекция Умрихина Владимира Владимировича

С другой стороны, некоторые психологи исследуют личность, не фокусируясь на индивидуальных различиях. Идиографический подход изучает только одного индивида, не сравнивая его с другими. Но на практике идиографический подход в полном смысле невозможен, поскольку любое описание человека (например, Мэри «за рамками») подразумевает сравнение с другими людьми, даже если оно присутствует только в памяти того, кто делал анализ. Хотя скрытое сравнение с другими людьми неизбежно, мы называем исследование идиографическим, если оно сосредоточено на особенностях каждого отдельного случая. Идиографический подход в большей степени делает акцент на словесном описании, а не на количественном измерении. Изучение случая и психобиографический анализ, которые мы будем рассматривать позже, представляют собой идиографический подход.

Значение этих двух подходов — идиографического и номотетического — личностные психологи обсуждают с тех пор, как Гордон Оллпорт (Allport) впервые предложил эти термины. Критики идиографнческого подхода заявляют, что идиографические исследования невозможно повторить, а следовательно, и научно проверить. Критики номотетического подхода спрашивают, как может изучаться отдельная личность, если работа всегда проводится в группах. Хотя некоторые идиографические изучения случаев кажутся больше похожими на рассказы, чем на науку, защитники идиографнческого подхода все же предлагают научные стратегии изучения личности (например, I. E Alexander; D.J. Bern; Bern & Funder). Тем не менее при исследовании личности лучше использовать номотетический подход.

Несмотря на научные преимущества, у номотетического метода имеются и недостатки. Он исследует множество людей и сравнивает их только по нескольким числовым показателям, что делает труднодостижимым осмысление какой-либо личности в целом. Он фокусируется скорее на измерении черт личности, чем на понимании человека в целом. Исследователям проще уделять внимание описанию переменных, чем людей; требуются специальные усилия, чтобы выяснить, что испытывает отдельный человек. Классический пример критики номотетического подхода —точка зрения Рэя Карлсона (Carlson), который критикует изучение личности, построенное только на одной переменной или очень маленьком количестве их в каждом исследовании; этого недостаточно, чтобы обеспечить понимание индивида, так как в тиле личности сочетаются многие аспекты. Рэй Карлсон также отмечает, что исследования личности проводились в ограниченной выборке людей (71 % — студенты колледжей), недостаток, который не был исправлен и в последующие годы (Sears). Хотя студенты колледжей по некоторым личностным характеристикам сходны с обычной популяцией работающих взрослых, они все-таки отличаются от них (Ward); поэтому исследование, основанное преимущественно на людях, не закончивших образование, имеет сомнительную релевантность для широкой популяции.

Нам нужно узнавать индивида так же хорошо, как мы умеем сравнивать его или её с другими. Уильям Мак-Кинли Раньян (Willam MacKinley Runyan,) напоминает о классическом высказывании личностных психологов Клакхолна и Мюррея (Kluckholn & Murray): «Каждый мужчина в определенном отношении а) подобен всем другим людям, б) подобен некоторым другим людям, в) не подобен никому». Сегодня мы могли бы дополнить это утверждение, включив не только мужчин, но и женщин, и основная точка зрения останется неизменной. У личностных психологов три цели: открыть, что справедливо для всех людей, что истинно для отдельных групп (разного пола, расы, культуры и т. д.) и что справедливо для отдельных индивидов (Runyan) (рис 1.1).

Сторонники как номотетического, так и идиографического подходов вносят определенный вклад в психологию личности. Изучение индивидов позволяет полнее описать личность и причины поведения. Изучение групп необходимо, чтобы выяснить, применимо ли индивидуальное объяснение какого-либо человека к другим людям. Только сочетая оба вида исследования, мы можем понять индивида и узнать, может ли это понимание быть генерализовано, то есть приложимо к другим людям. Иногда взаимосвязь между переменными в идиографическом подходе отличается от номотетического. Например, номотетическое исследование показывает позитивную взаимосвязь между вниманием к самому себе и плохим настроением. Однако идиографическое исследование не подтверждает этой взаимосвязи. Сосредоточение на самом себе не должно, в общем-то, приводить человека в плохое настроение. То есть у человека нет склонности связывать изменения, происходящие при сосредоточении на себе, с переменами в настроении. Итак, мы считаем и идиографическую, и номотетическую информацию полезной, но не взаимозаменяемой.

Постоянство личности

От личности, как основной причины индивидуального поведения, можно было бы ожидать одинаковых действий при изменяющихся ситуациях. Почему же еще мы стараемся описать друга как заслуживающего доверия или пациента как депрессивного? Это было бы слишком упрощенно, хотя можно предположить, что ситуации не влияют на нас Уолтер Мишель интересовался обобщениями, которые делали врачи, когда предсказывали поведение по личностным тестам. Он доказал, что предположение о постоянстве поведения в разных ситуациях исследованием не подтверждается. Действительно, он пришел к выводу, что ситуации как детерминанты поведения более значимы, чем личность. Многие исследования и споры были сосредоточены на проблеме относительной важности черт личности и ситуаций, которые определяют поведение, но полученные доказательства не дают четкого подтверждения межситуационного постоянства поведения . Большая значимость того или другого обусловлена конкретной ситуацией и рассматриваемыми чертами личности. Спор, однако, рождает «истину» и напоминает нам, что личность действует в контексте ситуаций и необходимо рассматривать как ситуации, так и черты личности (Hyland; Sechrest).

Личностная динамика

Не так просто описать личность. Взаимосвязь между личностью и наблюдаемым поведением часто тонка и неочевидна. Личностная динамика относится к механизмам., благодаря которым проявляется личность, поэтому она чаще обращается к побуждениям, а не прямо к поведению. Теория должна не только объяснять личностную динамику и развитие, но и предоставлять такие наглядные понятия, как черты личности. Без такой развернутой теории черты личности теряют свое значение (Rotter).

Мотивация дает энергию и направление поведению. Если вы видите человека, энергично бегущего к двери, вы можете спросить: «Почему этот человек бежит?» Какова его мотивация? Теоретики рассматривают многие мотивы. Некоторые предполагают, что основные побуждения и цели всех людей похожи. Зигмунд Фрейд (Психоаналитическая теория Фрейда) считал, что в основе личности лежит сексуальная мотивация; Карл Роджерс — стремление двигаться к более высоким уровням развития. Другие теоретики, полагающие, что мотивы или цели отличают одного человека от другого, измеряют эти различия как черты личности. Например, Генри Мюррей (Murrey) перечислил дюжины мотивов, значимость которых для разных людей различна. Один человек может быть мотивирован достижениями, другой — властью. Термин мотивация подразумевает, что человек стремится к той или иной цели. Термин динамика более общий; он относится к процессам, которые могут включать, а могут и не включать ориентированность на цель.

В понятие личностной динамики входит индивидуальная адаптация, или приспособленность, к требованиям жизни, потому что она имеет значение для психи ческого здоровья, Современная теория личности рассматривает когнитивные процессы как главный аспект личностной динамики. То, как мы думаем, - важный фактор, определяющий наш выбор и адаптацию. Кроме того, существенным фактором, влияющим на наши ожидания и возможности, является также культура.

Адаптация и приспособленность

В жизни надо преодолевать различные ситуации. У каждой личности есть свой индивидуальный способ «справиться» с миром, адаптироваться к требованиям и случайностям окружающей среды (адаптация), В этом понятии отражается сильная историческая связь между теорией личности и клинической психологией. Многие теории личности уходят корнями в курсы лечения, разработанные для клинических больных. Наблюдения над их неумением приспособиться к окружающей среде (и улучшение в ходе лечения способности адаптироваться) подсказали более общие идеи, которые можно было применять к здоровому населению. Люди приспосабливаются различными способами, и поэтому измерение черт личности может быть использовано для того, чтобы выбрать наилучший способ адаптации к окружающему миру (Bolger).

Когнитивные процессы

Какую роль играет мышление? В разных теориях по-разному подходят к этому вопросу. Опираясь на клинический опыт, Зигмунд Фрейд предположил, что сознательные мысли представляют собой только ограниченную часть личностной динамики. В психоаналитической теории важнее подсознательная динамика. В последние десятилетия психологи узнали много нового о познавательных способностях. На личность влияют размышления о наших возможностях, о себе самих и о других людях. Когда опыт или терапия изменяют наши мысли, они изменяют нашу личность.

Культура

Исторически теории личности ставили во главу угла человека, оставляя в тени культуру. Это делало картину личности незавершенной и мешало адекватному объяснению половых, этнических и культурных различий. Осознание изменений в культуре, работы социальных психологов заставили теоретиков рассматривать значение культуры для личности. Многое нужно сделать для адекватного понимания роли социальных воздействий на личность, но мы можем быть уверены в том, что некоторые побуждения, руководящие людьми, сформированы их культурой.

Разнообразие факторов

Под динамикой личности подразумевается огромное количество факторов как окружающей среды, так и «внутри человеческих». В жизни могут возникать разные ситуации: одни способствуют достижению целей, другие угрожают и требуют быстрого реагирования, В одном человеке могут сочетаться, влияя на поведение, несколько аспектов личности. Например, не только честолюбие ( потребность достижений), но и дружелюбие (потребность аффилиации) обусловливают поведение «обучение с другом».

Сама идея множественной причинности (или, как иногда говорят, множественного детерминизма) не оспаривается. Тем не менее теоретически четко сформулировать ее крайне трудно. Мы знаем, что черты личности и ситуации влияют на поведение, но каково значение каждого фактора и как они сочетаются? Статистический анализ разнообразных причин достаточно сложен, и исследователи не пришли к согласию о том, как их можно объединить (Carver; М. G. Evans). Поэтому заманчиво, конечно, описать динамику личности в очень простых понятиях, уделяя главное внимание только небольшому количеству факторов мотивации, но это может быть приемлемо только до тех пор, пока мы помним, что люди в реальной жизни подвергаются влиянию значительно большего количества факторов, чем наши упрощенные смоделированные изображения.

«Общее представление об онтогенезе личности». Лекция Умрихина Владимира Владимировича

В конечном счете многие факторы, воздействующие на личность, могут быть объяснены с позиций разных уровней. Как влияют на личность биологические факторы, например унаследованный застенчивый характер, в сочетании с индивидуальным опытом, таким как поддержка семьи? Интуитивно мы можем понять, что методы воспитания, оптимальные для застенчивого ребенка, будут далеко не лучшими для активного и общительного. Многочисленные гипотетические объяснения такого рода — через уровни — остаются сомнительными.

Развитие личности

Другая основная проблема теории личности — формирование и изменение личности. В какой степени влияют на личность биологические факторы, такие как наследственность? Насколько изменяется личность в процессе обучения? Что является решающим в детском возрасте для развития личности и насколько она может меняться в зрелости? Кроме того, «насколько» — это вопрос «как»; как мы изменим личность в том направлении, которое нам нравится, например направим детей из групп риска по более «здоровому» пути развития, научим обыкновенных людей быть творцами или лидерами?

Влияние биологических факторов на развитие личности

Уже с момента рождения некоторые дети кажутся спокойными, некоторые — энергичными или еще какими-нибудь. Может быть, личность детеминирована генетически? Термин темперамент относится к постоянному стилю поведения и эмоциональным реакциям, которые сопровождают человека в течение всей его жизни, начиная с раннего детства. Они обусловлены преимущественно биологическими факторами. Давным-давно в Древней Греции философы и врачи были убеждены в том, что врожденная предрасположенность заставляет одного человека быть меланхоликом, а другого — сангвиником (Kagan). Психологи, занимающиеся вопросами развития, стали замечать различия темперамента у детей, какое-то время скрытые, но в теории личности подобные утверждения встретили неоднозначную реакцию. Некоторые из современных теорий, созданных вначале, включая биологический подход Мак-Дугалла и Мерфи (Cheek), доказывали, что биология влияет на личность; Фрейд и многие другие психоаналитики утверждали, что биология — первопричина выражения в личности половых различий. Другие с этим не соглашались. Хорни предположила, что культура как детерминанта разницы между мужчиной и женщиной более важна, чем биология, а бихевиористский подход к личности вообще отрицает важность темперамента. Один ученый-теоретик дошел, в сущности, до того, что объяснял причину леворукости у одних, в то время как остальные пишут правок рукой, вовсе не наследственностью, а действием непостоянных факторов, такими как направление, в котором ребенок протягивает руку, чтобы взять игрушку или ложку (Staats).

В конечном итоге наука разрешила подобные дебаты при помощи эмпирического исследования. Кеттелл был одним из тех ученых, которые систематически изучали роль наследственности как детерминанты личности. Он обнаружил, что некоторые аспекты личности сильно зависят от наследственности, тогда как другие — нет. Другие исследователи, используя прогрессивные статистические методы, активно решали данный вопрос Накопилось достаточно доказательств для поддержки мнения о том, что личность значительно подвержена влиянию наследственности. Некоторые даже доказывают, что теория личности могла бы быть интегрирована в биологию (D. М Buss). Одни из авторов (Rowe) пришел к выводу, что многое в личности обусловлено генетически.

С расцветом исследований в генетике и неврологии современные исследователи личности выходят за рамки размышлений теоретиков-классиков о роли биологии, определяя биологические механизмы, которые способствуют таким аспектам личности, как склонность некоторых людей к эпатажу, а других — к чрезмерной скромности. Айзенк (Eysenk) разработал физиологическую основу главных переменных личности, и это направление исследований продолжается (например, Bates & Wachs; Gray; Lester). Несмотря mi увеличение количества доказательств роли биологии, мы должны помнить, что все организмы развиваются в окружающей их среде, а в разной среде из одинакового биологического потенциала возможно формирование совершенно противоположных личностей.

Опыт детства и зрелости

Личность развивается во времени. Опыт, особенно детский, влияет на то, каким способом каждый человек достигает уникальности своей личности. Фрейд, например, в формировании личности особо выделяет опыт дошкольного возраста. Другие теоретики, особенно психоаналитической школы, согласны с тем, что ранние годы действительно важны (например, Хорни и Адлер). Теории научения прежде всего сосредоточиваются на изменениях в личности, а некоторые из них (например, Staats) даже предполагают, что раннее обучение может значительно повлиять на жизненный путь личности благодаря развитию необходимых навыков, на которых строится поздний опыт. В области эмоций пристальное внимание вызывает развитие в детстве привязанности к родителям, которое в зрелости приводит к установлению взаимосвязей с другими людьми (Parkes, Stevenson-Hinde & Marris).

ПроблемаПримеры подходов к эпгим проблемам
Проблемы описания
Индивидуальные различия Каковы черты личности, различающие людей?
Как можно измерить черты личности? Должны ли мы наблюдать, что люди говорят или что они делают, чтобы описать, насколько они уникальны? Постоянны ли люди?
Проблемы динамики
Адаптация и приспособленность Как люди адаптируются к требованиям жизни ? Как действует психически здоровый человек? Какие действия или идеи свидетельствуют о болезни?
Когнитивные процессы Влияют ли мысли на нашу личность? Какого рода мысли важны для личности? Влияют ли на нас подсознательные процессы?
Культура Как культура влияет на наши действия? Возможно ли разное воздействие культуры на мужчин и на женщин? На разные классы?
Общество Как общество влияет на наши действия? Возможно ли разное воздействие общества на мужчин и женщин? На различные, расы и классы?
Проблемы развития
Биологические факторы Как биологические процессы воздействуют на личность?
Развитие ребенка Наследуется ли личность? Как следует обращаться с ребенком? Чему, имеющему значение для личности, учится ребенок? Детерминирована ли взрослая личность детским опытом?
Развитие взрослого Изменяются ли взрослые? Или личность определяется предыдущим развитием? Какой полученный опыт влияет в зрелости на личность?

Эти категории существенны для предложенного обзора. Во многих теориях личности темы, перечисленные под одной проблемой, относятся и к другим.

Эриксон стал рассматривать развитие шире, от зрелости к старости, и многие лонгитюдные исследования дополняют сейчас эмпирическими доказательствами большинство его клинических предположений. Современные исследователи не ограничиваются в понимании развития личности детским возрастом, а идут дальше (Capsi; Kenny & Campbell; Lerner & Tubman; Schachter & Stone). Думается, что развитие личности заслуживает большего внимания, чем ему уделялось (Kagan). Хотя люди и меняются, все же доказательства стабильности личности на протяжении ее жизни значительны.

Что такое личность? Понятие «личность» в психологии и изучение человека.

Читайте также:
Психологические теории личности.
Ганс Айзенк и теория типов личности.
Психоаналитическая теория Фрейда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Роль положительного примера родителей в воспитании детей

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности…

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль…

Графология - наука?

«Следите за наклоном и размером букв», — это универсальный призыв учителей, желающих…

Конфликтный класс

Достаточно часто процессы, происходящие во "внутренне конфликтном" классе, можно…