Вс12042016

Обновление09:33:56

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся

школьник за уроками


Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симптомах школьной тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями. Такой подход обеспечивает «внешний» взгляд на отношение учащегося к различным компонентам образовательной среды, что является ценным диагностическим  материалом. В то же время, при обследовании следует помнить, что результаты подобной диагностики во многом зависят от особенностей социально-перцептивной и мотивационной сфер субъекта оценивания. Некоторые родители или учителя могут быть склонны «катастрофизировать» состояние ребенка, или, напротив, скрывать те или иные особенности его поведения. Поэтому метод экспертных опросов желательно применять в сочетании с другими диагностическими средствами.

Цель методики. Цель метода экспертных опросов — диагностика школьной тревожности путем анализа ее поведенческих проявлений.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться для диагностики школьной тревожности в 1-11 классах.

Процедура диагностики. Опрос может проводиться индивидуально, в режиме беседы, или же в групповой форме (например, на родительском собрании). В последнем случае он проводится путем анкетирования. В авторской анкете содержится 16 вопросов.

Необходимые материалы. Бланк опроса.

Инструкция. «Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для вашего ребенка» (для родителей).
«Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для... (имя и фамилия ребенка)» (для учителей).

Текст методики. Текст методики (авторская разработка) включает в себя 16 вопросов.

Признак

Да

Нет

1. Высказывает нежелание ходить в школу
2. Боится опоздать в школу
3. Не заходит в класс, если опоздал на урок
4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы
5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе
6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени
7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав
8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах
9. На уроках рассеян
10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их
11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой
12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями
13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами
14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания
15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами
16. Нет друзей среди одноклассников
17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной
Итого

Обработка результатов. При обработке результатов учитывается количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.

Интерпретация результатов. Математическая стандартизация анкеты не проводилась. Практика ее применения показывает, что на наличие у ребенка школьной тревожности указывают 5 - 6 и более признаков, отмеченных в колонке «да» при ответах на вопросы 1-16. Вопрос 17 в некоторых случаях также может предоставить психологу ценную дополнительную информацию.

Ниже приведены варианты оценок поведения К. М. и И. А., учащихся 2-го класса, учителем. Для И. А. характерна повышенная школьная тревожность, для К. М. — соответствующая возрастной норме (табл. 6).

Таблица 6
Результаты оценивания

K. М.И. А.

Да

НетДа

Нет

1. Высказывает нежелание ходить в школу * *
2. Боится опоздать в школу * *
3. Не заходит в класс, если опоздал на урок * *
4. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы *
5. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе * *
6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени * *
7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав * *
8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах * *
9. На уроках рассеян * *
10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их * *
11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой * *
12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями * *
13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами * *
14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания * *
15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами * *
16. Нет друзей среди одноклассников *
17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной Чуть что, хлопает дверью и уходит
Итого 2 14 9 7

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся.

На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Воспитание старшеклассников. Информация для родителей

Прежде чем начать разговор о юношеском возрасте и о самостоятельности старшеклассников,…

Как наладить отношения между братьями и/или сестрами

Связи братьев и сестер друг с другом обычно очень крепкие, но противоречивые: в них…

Творчество в отношениях

Творчество — это то, что делает отношения очень мягкими, теплыми, искренними и…

Роль организации в снижении стресса

Любые мероприятия стресс-менеджмента должны начинаться с аудита стресса. Это можно…