Чт12082016

Обновление09:33:56

Методы повышения психологической компетенции педагогов


тренинг с педагогами

Путь к обновленной педагогике это мобилизация всех культурных ресурсов.
Е. А. Ямбург

Формулируя основные задачи школьного психолога, доктор психологических наук Ю. 3. Гильбух в конце 1980х годов на первое "место ставил «повышение психологической культуры учителей, родителей и учащихся». Второй главной функцией он считал организацию «изучения педагогами интересов, склонностей и способностей школьников в связи с дифференциацией обучения...."

Вопрос организации обучения учителей не так прост. Педагоги нередко проявляют выраженный консерватизм, если речь заходит о том, что ктото будет их обучать их же профессии. «Я, знаете ли, уже 25 лет учителем проработала, и все эти ваши премудрости давнымдавно знаю», — вот достаточно типичное объяснение нежелания присутствовать на очередном психологическом семинаре. В этой ситуации заинтересовать слушателей можно поразному: через участие в интересных, хорошо подготовленных консилиумах, после индивидуальных бесед и консультаций, а также при помощи таких средств обучения, при использовании которых слушатели имеют возможность принимать самое активное участие в создании «конечного продукта» (программ, памяток, инструкций и т. п.). В последнем случае педагоги оказываются сопричастными к получению конечного результата, могут на него влиять, имея при этом свободу выбора.

Авторы обращают внимание на значимость именно активных методов обучения, когда между обучающим и обучаемыми (в данном случае — педагогами) возникает постоянное взаимодействие в процессе получения знаний. Таким образом, по определению В. И. Натарова, «активные методы обучения направлены на создание таких условий обучения, в которых преподаватель и обучаемый выступают в качестве партнеров, получающих в процессе совместной деятельности новые для обучаемого знания». Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационноделовая игра, профессиональные студии с элементами тренингов, тренинги, бинарная лекция, научнопрактический семинар, дискуссия, открытый психологический анализ     урока.     Практически     все     эти     формы взаимодействия психолога и педагога могут одновременно являться активными методами обучения. Ниже можно более подробно познакомиться с некоторыми из перечисленных форм, особое внимание  уделяя индивидуальному сопровождению педагогов, работающих в школе первый год, так как для них необходим особый период профессиональной адаптации (знакомство с особенностями детей, их родителей, школьной «команды» и т. д.). В одних случаях предлагается достаточно подробный план проведения занятия, в других материалы, обработав которые, школьный психолог может составить собственный сценарий тренинга, студии, игры.

Выбирая форму работы с педагогами, нелишним будет учесть коэффициент полезного действия разных способов подачи информации. Так, по мнению психологов из организации «Гуманитарный проект» (Новосибирск), лекция позволяет усвоить в среднем около 5% информации, чтение — 10%, аудиовизуальные средства — 20%, использование наглядных пособий — 30%, обсуждение в группах — 50%, обучение практикой действия — 70% , выступление в роли обучающего — 90%. Конечно, представляется заманчивым взять самый эффективный «90 процентный» способ, но для этого необходима немалая предварительная работа.


Методы повышения психологической компетенции педагогов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Семья и традиции

Дети, воспитывающиеся в семьях поддерживающих культурные и семейные традиции в меньшей…

Почему дети не слушают родителей?

Причина конфликтов с собственным ребенком практически всегда одна и та же: ребенок не…

Знание без осознания

В этом вопросе сходятся и старая школа Фрейда, и современная когнитивная психология:…

Тест Роршаха

Метод Роршаха состоит в истолковании испытуемым случайных форм, т. е. фигур,…