Пт03242017

Обновление08:40:03

Методы выявления девиантного поведения

Трудные подростки

Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению


Методы выявления девиантного поведения

Для выявления девиаций в учебном заведении должна вестись грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью классных руководителей, мастеров производственного обучения (в учреждениях начального профессионального образования), медицинского работника и педагогов.

Необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам:

  • принцип предупреждения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий);
  • принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия);
  • принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, мастера производственного обучения, педагоги, медицинский и социальный работники).

Важное место в работе психолога отводится взаимодействию с администрацией, которая обеспечивает сопровождение деятельности психолога «сверху», то есть оказывает помощь в организации методических совещаний, педагогических советов, доносит до педагогического коллектива необходимость той или иной деятельности с целью взаимодействия с психологической службой.

Психолог, в свою очередь, разрабатывает систему работы с подростками «группы риска». Освещает ее на коллегиальном совещании, поясняет степень включенности в нее каждого участника учебного процесса.

Такого рода мероприятия целесообразно проводить в начале учебного года. Алгоритм работы здесь может быть следующим:

  • Медицинский работник первым может начать работу по оформлению карт медико-психолого-социального (МПС) сопровождения.
  • Классные руководители (мастера производственного обучения, кураторы групп) осуществляют наблюдение за учащимися, проводят анализ семейной ситуации (данные личного дела, анкетирование, родительские собрания). Вся информация фиксируется и вводится в карты МПС.
  • Психологу отведены просветительская и диагностическая функции (перед диагностированием проводится обязательное объяснение подросткам целей и задач проводимой с ними работы, особое внимание стоит уделить этическим и моральным принципам работы психолога).

Для успешности проводимых мероприятий необходимо соблюдать следующие организационные моменты:

  • четко и конкретно сформулировать цели и задачи каждого этапа работы;
  • обратить внимание на методическое обеспечение, дать определенные рекомендации по использованию тех или иных способов получения информации;
  • обозначить основные библиографические источники, которые смогли бы быть полезны в данном направлении;
  • дозированно распределять информацию: общие положения профилактической программы, направленной на выявление учащихся «группы риска», освещать ее на педагогическом совете (как уже отмечалось выше), а затем организовывать отдельные методические совещания с различными членами педагогического коллектива (мастерами производственного обучения, педагогами, медработниками, педагогами дополнительного образования), на которых в форме консультации детально обсудить цели, задачи, методы и формы работы;
  • после каждого этапа работы необходим обмен информацией по типу «снизу — вверх» (начиная с совещаний с мастерами производственного обучения, педагогами и т. д. и заканчивая обсуждением проделанной работы на педагогическом совете). Роль психолога здесь должна быть заглавной: обобщение данных, подведение итогов проделанной работы, составление справки-доклада и определение вектора дальнейшей работы.

Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование.

Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки.

Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого.

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном учащемся может быть сопоставлена с информацией о другом подростке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище.

Собственно психологическое обследование

Методы исследования семейной ситуации (могут применяться не только психологом, но и мастером производственного обучения, классным руководителем, социальным работником, исключая проективные методики, используемые только специально подготовленным психологом):

  • Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся Р. В. Овчаровой в модификации автора представляет собой структурированное наблюдение. Методика отражает основные характеристики семьи
  • Методика определения типового состояния семьи позволяет оценить эмоционально-психологическую атмосферу в семье. Она удобна и нетрудоемка в использовании.
  • Кинетический рисунок семьи Р. Бернса и С. Кауфмана — проективная методика, позволяющая получить большую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого учащегося.

Методы исследования межличностного общения

Значительную часть информации можно получить от мастеров производственного обучения, преподавателей и классных руководителей. Такие сведения могут быть представлены в письменной или устной форме. Также материалы могут быть получены в процессе консультативной работы с родителями учащегося. Однако необходимо дополнить полученные сведения специальными методиками, например можно использовать социометрию. Социометрия - методика, направленная на изучение социального статуса подростка в группе. Методика позволяет оперативно выявить учащихся с нарушениями межличностного общения и оказать им помощь в адаптации, что, в свою очередь, позволит уменьшить риск развития различных девиаций.

Методы изучения личности

  • Опросник Р. Кеттелла (юношеский, подростковый вариант) ориентирован на изучение различных сторон жизни подростка и его взаимодействия с другими людьми.
  • Тест акцентуации характера «Чертова дюжина» позволяет определить степень выраженности каждого типа акцентуаций путем построения графика «Рисунок личности».
  • Методика «Прогноз», позволяющая определить уровень нервно-психической устойчивости учащегося.
  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» используется для определения адаптационного потенциала личности, а также выявления склонности к девиантным формам поведения.
  • Тест определения уровня тревожности Спилберга-Ханина используется для определения уровня личностной и реактивной тревожности.
  • Методика «ДАП-П» используется для выявления у учащихся различных учебных заведений склонности к девиантным формам поведения (аддикция, делинквентность и суицидальный риск).

Методы изучения мотивационной сферы учащихся и профессиональной направленности:

  • Методика изучения отношения к учебным предметам (по Г. Н. Казанцевой).
  • Изучение мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина).

Методы выявления девиантного поведения.


Е. В. Федосенко

Читайте далее:
Оказание помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения


На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Методы обучения на работе

Как явствует из названия, методы обучения на работе реализуются непосредственно на…

Работа психолога с учащимися, склонными к девиантному…

Чрезвычайно важным для своевременного начала психологической работы и наиболее…

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо…

Тревожный ребенок - рекомендации учителям и родителям

Практически каждый школьный учитель в своей практике встречается с тревожными детьми,…