Мой Внутренний помощник

Проективная методика для учащихся 4–11-х классов

Пояснение к методике

Представленный инструментарий относится к психодиагностическому и коррекционно-развивающему направлению работы специалиста психологической службы. Методика ориентирована на работу с неуверенными, застенчивыми, эмоционально-лабильными учащимися, а также с теми, кто оказался в трудных, стрессовых, кризисных обстоятельствах (например, в ситуации прохождения ГИА, ЕГЭ).

Цель методики: выявление особенностей эмоционально-личностной сферы учащегося, помощь в активизации психологических ресурсов, способствующих преодолению проблемных ситуаций, стабилизация эмоциональной сферы.

Процедура проведения

Подготовительный этап.

«Самопроизвольный рисунок» Проводится по усмотрению психолога, в зависимости от актуального состояния учащегося. Если ученик находится в подавленном, тревожном, негативном эмоциональном состоянии, желательно провести данный этап с целью диагностики особенностей его эмоциональной сферы. Самопроизвольный рисунок позволяет ребенку показать свое актуальное состояние. Этот «сырой материал» наиболее обогащен эмоциями и потребностями учащегося.

Инструкция

— Перед тобой чистый лист бумаги. Постарайся изобразить на нем свое настроение, самочувствие в любой форме, используя любой цвет. Сюжет и образы рисунка выбираешь ты сам.

1-й этап.

Визуализация образа Внутреннего помощника

Учащийся с закрытыми глазами детально представляет себе Внутреннего помощника, который мог бы поддержать его в трудной ситуации. Представляет, как он (Помощник) выглядит: рост, цвет волос, глаз, строение тела улыбка. Надо представить качества характера Помощника, которые помогли бы самому учащемуся.

Следует отметить, что Внутренним помощником может оказаться как человек, так и какой-нибудь герой из художественного фильма или мультфильма.

Инструкция

— В жизни каждого человека бывают ситуации, с которыми трудно справиться одному. Тогда люди обращаются за помощью к семье, друзьям, иногда даже к художественным произведениям, фильмам или мультикам, герои которых помогают понять что-то важное, необходимое в данный момент. Все эти люди, литературные и киногерои, — наши Внутренние помощники, которые поддерживают в трудную минуту. Сейчас тебе нужно будет удобно сесть и закрыть глаза, представить себе твоего Внутреннего помощника. Представь, как Помощник выглядит, внимательно рассмотри цвет его волос, глаз, какого он роста. Постарайся представить сильные стороны его характера, например доброту, отзывчивость, чувство юмора, смелость, ум и др.

Дети рисуют

2-й этап.

Изображение Внутреннего помощника

Ученик открывает глаза, рассказывает, кто возник в его воображении, и рисует его изображение на листе формата А4. Визуализация образа Внутреннего помощника способствует определению ресурсов, источников, к которым учащийся обращается за помощью при возникновении стрессовых, проблемных ситуаций.

3-й этап.

Воспроизведение проблемной ситуации с образом Помощника

Ученику необходимо детально представить себе стрессовую, проблемную ситуацию, в которой он оказался. Но при этом рядом с ним в этой проблемной ситуации оказывается Внутренний помощник. Ученик представляет, как себя поведет Внутренний помощник в этом случае, что он скажет ученику и другим участникам проблемной ситуации, что подскажет ученику для решения проблемы.

Инструкция

— Теперь представь, что ты вместе со своим Внутренним помощником оказался в этой сложной ситуации, где ты, например, смущаешься, или боишься, или раздражен, или не уверен в себе и пр. Что делает Внутренний помощник, как ведет себя, что говорит тебе и участникам ситуации, в которой ты оказался? Какие варианты решения проблемы предлагает?

4-й этап.

Пути решения, подсказанные Помощником

Теперь ученик открывает глаза и рассказывает, как повел себя в проблемной ситуации Внутренний помощник, что сказал ему и другим участникам проблемной ситуации. Обсудить, написать с учеником все возможные варианты и пути разрешения этой ситуации. Можно изобразить проблемную ситуацию с участием Внутреннего помощника. Фиксирование последовательности разрешения ситуации способствует лучшему запоминанию учащимся вариантов решения проблемы.

Инструкция

— Теперь давай запишем все возможные варианты, которые помогут выйти из сложной ситуации, в которой ты оказался.

Разделим лист А4 на 3 колонки и напишем над каждой колонкой:

1. Что ты сделал в трудной ситуации (заплакал, ударил кого-то, дразнил и пр.)?

2. Что сделали другие участники проблемной ситуации (одноклассники, родители и пр.)?

3. Что произошло в итоге (как вели себя все участники после разрешения проблемной ситуации)?

4. Каким образом помог Внутренний помощник в сложной ситуации?

5-й этап. Внутренний помощник — отражение моих качеств, помогающих в преодолении трудностей.

Объяснить учащемуся, что Внутренний помощник — это часть его самого и что он сам может найти пути решения сложной жизненной ситуации.

6-й этап.

Воспоминание о Внутреннем Помощнике в сложных обстоятельствах

При возникновении новых стрессовых ситуаций учащийся вспоминает о Внутреннем помощнике как о части себя, и воспроизводит пути решения проблем, которые ему подсказывает Внутренний помощник.

Интерпретация методики

Методика имеет психодиагностические критерии, которые интерпретируются, как и большинство проективных методик, по схемам известных методик «Дом-дерево-человек», «Человек под дождем», «Несуществующее животное», представленным в книгах, указанных в списке литературы.

Результаты методики

Методика была применена в работе с учащимися 4–11-х классов (34 человека), имеющими специфические личностные особенности, которые были выявлены в результате школьной психодиагностики уровня тревожности, акцентуаций характера, самооценки психических состояний. У данной группы были обнаружены: повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, застенчивость, мнительность. У старшеклассников стрессовые ситуации были связаны с прохождением экзаменов, поступлением в университет.

После прохождения методики «Мой Внутренний помощник» была проведена повторная диагностика (тест изучения уровня школьной тревожности Филлипса в модификации А.М. Прихожан). У 16 человек наблюдалось снижение уровня тревоги с высокого на повышенный, 18 учеников с повышенного уровня тревоги перешли в группу нормы. В ситуации экзамена или проверочных работ учащиеся отмечали, что уровень тревоги повышен, однако появилась уверенность в преодолении эмоциональных трудностей.

Литература Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Деметра, 2003.

Психодиагностические критерии методики

Подготовительный этап. Самопроизвольный рисунок

Психодиагностический критерий: Форма и цвет Изображения

Интерпретация: Маленькие абстрактные фигуры темных оттенков являются показателем замкнутости на своей проблеме. Возможно, нет ресурса, вариантов выхода из проблемной ситуации.
Большие абстрактные фигуры могут быть показателем чего-либо угрожающего или сильно беспокоящего в реальности.
Изображение конкретного человека
указывает на трудности взаимодействия именно с данным человеком

2-й этап. Внутренний помощник

Психодиагностический критерий: Образ Внутреннего помощника

Интерпретация:  Если изображен член семьи, возможно, что при возникновении стрессовой ситуации ребенок обращается к ресурсам семьи.
Изображение друга/подруги соответствует обращению учащегося к ресурсам дружбы.
Изображение героя фильма, мультфильма, сказки, а также животного характеризует обращение ребенка к своим собственным ресурсам.
Изображение автором рисунка самого себя может соответствовать малой поддержке со стороны референтного окружения ребенка, свидетельствовать об уверенности в своих силах.

Психодиагностический критерий: Роль Внутреннего помощника: комплиментарная или компенсирующая

Интерпретация:  Комплиментарность образа Помощника свидетельствует о совпадении черт характера, возможно даже внешнее сходство с рисующим его человеком.
Компенсирующая роль
проявляется в изображении Помощника, черт его характера, противоположных по отношению к рисующему, то есть ребенок изображает и представляет те качества, которых у него нет и которыми он хотел бы обладать. Это помогает определить, каких качеств и ресурсов не хватает у ученика, и позволяет наметить дальнейшее направление работы с ним.

Екатерина КРАМАР
педагог-психолог, МБОУ «Константиновская школа»,
аспирантка КФУ им В.И. Вернадского, с. Константиновка, Симферопольский р-н

Похожие статьи

Комментарии закрыты.