Пн09252017

Обновление08:40:13

Нарциссические расстройства у детей

счастливая семья

Причиной нарциссизма является нарушение эмоционального развития в раннем детстве. Каждый малыш проходит через стадию «всемогущества», когда ему кажется, что весь мир существует только ради него. В ситуации, когда ребенком эмоционально интересуются, к 5-6 годам он переходит на следующую стадию развития — формирование здоровой позитивной самооценки. Если с ребенком общаются холодно и сухо или, наоборот, восхищаются его успехами, но рассматривают при этом как продолжение себя, тогда происходит «застревание» на стадии «всемогущества». В этом случае ребенок в более зрелом возрасте «добирает» то, что он недополучил в детстве, и далеко не всегда делает это конструктивным способом.

Метафорическое представление Нарцисса

Основные характеристики нарциссической личности:

  1. идеализированное представление о себе, так называемое Грандиозное Я (преувеличение собственных заслуг, достижений; чувство собственной избранности; беспричинные ожидания признания, хорошего отношения, подчинения своим требованиям);
  2. отрицание любых реальных фактов, которые ставят под угрозу идеализированное представление о себе (несмотря на очевидность фактов, «нарциссы» их не видят, не замечают или находят рациональное объяснение);
  3. объяснение неудач внешними причинами;
  4. неосознанное стремление обесценить все, что получает от других;
  5. зависть к успехам, достижениям окружающих (часто успешно скрываемая);
  6. неосознанное стремление к саморазрушению, то есть совершению действий, приносящих себе вред;
  7. неспособность к творчеству, даже если для этого есть интеллектуальные предпосылки;
  8. выраженное чувство одиночества, замкнутость при возможной внешней контактности (внутренний мир тщательно оберегается от вторжения окружающих);
  9. неспособность к глубоким эмоциональным контактам с другими людьми (даже если контактов много, все они поверхностны);
  10. частое манипулирование другими людьми;
  11. стремление вызвать интерес окружающих;
  12. сниженный эмоциональный фон настроения, иногда депрессивный при внешней жизнерадостности.

Если у ребенка постоянно в течение длительного времени наблюдается более половины данных характеристик, можно предположить наличие нарциссического расстройства. Однако окончательный диагноз может поставить только специалист после длительного клинического обследования.

Варианты (формы) проявления нарциссизма

В случае тяжелой патологии ребенок может «фиксироваться» на одной форме. У более адаптированных детей формы часто сменяют другу друга, то есть один и тот же ребенок может проявлять свой нарциссизм в разных вариантах в зависимости от обстоятельств.

1. «Я — Бог», или «Отторжение другого»

Ребенок общается с окружающими как с «ничтожествами», высокомерно-отстраненно. Противится диалогу, заменяя его молчанием либо своим монологом. В его присутствии чувствуешь обиду, отвержение, желание прекратить общение.

2. «Я — Агрессор», или «Разрушение другого»

Общается с окружающими вызывающе-агрессивно. Старается вызвать в людях чувство унижения и страх. Может распускать сплетни, жаловаться.

3. «Я — Альтруист», или «Помощь другому»

Ребенок получает радость, удовольствие, только когда другому плохо. В этом случае он стремится ему помочь, ощущая собственную значимость. Если всем хорошо, он либо безразличен, либо грустит.

4. «Я — Необыкновенный», или «Восхищайтесь мной»

Ребенок относится к товарищам и к вам как к «зеркалу» своих успехов. Рассказывает о своих уникальных способностях и умениях. Требует подтверждения и восхищения. Находиться рядом можно, только слушая и соглашаясь, иначе начнется конфронтация.

Что можно делать учителю?

Общие правила:

1. Отслеживать свои чувства при общении с таким ребенком и, по возможности, «не отвечать ответной агрессией.

Помочь этому может понимание, что причина поведения ребенка не в действиях учителя, а в его собственном внутреннем состоянии.

2. Поддерживать («отзеркаливать») нарциссические проявления.

В свое время, не найдя эмоционального отклика «вовне», ребенок
стал искать его «внутри себя» и, как Нарцисс, «влюбился в свое отражение». Если он научится получать эмоциональную поддержку из внешнего мира — это будет первый шаг к «раскрытию кокона».

3. Переводить проявления нарциссизма в те формы, которые приемлемы для педагога.

В зависимости от реакций окружающих ребенок проявляет тот или иной вариант нарциссизма. Например, если он показывает «Агрессивное Я», то активное восхищение его достоинствами и талантами может перевести его в состояние «Я — Необыкновенный». Тогда он не будет ничего разрушать, а просто станет долго рассказывать о своих успехах.

Напротив, если ребенок показывает «Необыкновенное Я» и не встречает восхищения, то зачастую это провоцирует переход в состояние «Я — Агрессор».

Как общаться с детьми, демонстрирующими разные формы проявления нарциссизма?

«Я — Бог»

Важно стараться не нарушать «границ» ребенка, чем меньше его трогать, тем лучше. Принимать его нежелание быть вместе со всеми. Предлагать что-то сделать, употребляя слова «если бы...» («Ты не хочешь участвовать в постановке этой сцены, но если бы передумал, то кем бы стал...»).

«Я — Агрессор»

Не скрывать своих реальных чувств (если вас пугает злоба ребенка, то вы об этом так и говорите). Демонстрировать уважение силы ребенка-агрессора («Ты сильный человек, если делаешь все, что хочешь»). Постоянно подчеркивать те положительные стороны ребенка, которые вы действительно замечаете.

Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чувства (раздражение, злость, обиду, ненависть), сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, выгнать, оскорбить), но не делаете. Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать.

«Я — Альтруист»

Следует отказываться от любых услуг со стороны ребенка и отслеживать собственные чувства (он может так замечательно себя вести, что возникнет желание его хвалить и соответственно подкреплять демонстративное поведение). Подчеркивать, что «быть беспомощным» (чего-то не знать, не уметь и т.п.) — это нормально. Если такой ребенок вдруг перестанет вести себя в «альтруистической манере», это не должно удивлять и вызывать растерянность.

«Я — Необыкновенный»

Рекомендуется открыто выражать чувства удивления, изумления и восхищения способностями и успехами ребенка, поддерживать его конструктивное стремление «проявить себя» и «быть в центре внимания». Если ребенок реализует эти желания неудобными для учителя способами, необходимо придумать и подсказать приемлемые для обеих сторон варианты. Важно помнить, что в случае отсутствия внимания такой ребенок чаще всего переходит в состояние «Я — Агрессор».

Постепенно можно привлекать внимание к «необыкновенности» других: «Ты сделал так интересно, а Саша увидел и сделал по-другому». При этом подчеркивать, что каждый «необыкновенен» в чем-то своем.

Нарциссические расстройства у детей
- проблемный семинар.

Читайте также:
Истерика у ребенка, что делать?
Если ваш ребенок - неформал.
Синдром Питера Пэна.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как оставаться интересной для мужа после 40

«Жизнь после 40 лет только начинается...» - известная фраза из кинофильма «Москва слезам…

Как воспитывать ребенка не запугивая?

Признаться, мне никогда не нравилась идея воздействовать на ребёнка через угрозу — «вот…

Организация работы педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога немыслима без отдельно отведенного пространства. Для…

Как укрепить отношения и стать для мужчины единственной

Итак, вы познакомились и понравились друг другу. Вы начали встречаться, проводить вместе…