Сб07222017

Обновление08:40:13

Невербальное общение в работе педагога

Невербальное общение в работе педагога

Невербальное общение


Часть I. Невербальное общение и его роль в работе педагога


Более половины объема межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т. д.). Причем эффективное общение предполагает как умение использовать приемы невербального общения, так и навык «расшифровки» приемов и способов, используемых другими (Колшанский Г. В., 1974). Элементами невербального общения, в частности, являются: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосновения). Существует мнение, что женщины лучше, чем мужчины, владею способами передачи и восприятия невербальных сигналов (Митрошенков О. А., 2003).

По мнению В. А. Лабунской (2000), проблема общения, решаемая на современном этапе психологами, может быть решена только с учетом различных характеристик невербального поведения участников взаимодействия. Причем важность этого аспекта должна учитываться в разных сферах общения: в организационной, семейной, политической психологии и, конечно же, в социально-педагогической психологии.

Большое внимание жесту уделяли и уделяют деятели искусства: артисты и писатели (Гиппиус С.В., 1967; Волконский С.М., 1913; Станиславский К. С, 1990; Кристи Г., 1978; Татубаев С.С, 1979 и др.). Главный режиссер Московского театра им. Н.В. Гоголя Б. Голубовский в своей книге «Пластика в искусстве актера» (1986) приводит высказывания выдающихся людей о значении невербальных средств общения. Так, известный советский писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Пока не вижу жеста — не слышу слова» (цит. по: Голубовский Б., 1986, с. 62).

Интересно, что одна из первых книг, посвященных невербальным средствам общения, была издана в 1849 году. Ее автор, В. Классовский, описал невербальные проявления человека, связанные с его различными состояниями: испуг, подозрение, зависть, грусть, стыд, отчаяние, удивление, надежда, любовь и др. Например, наклон головы вперед он трактует как выражения согласия, медленное качание головой — недоумение, сжатие губ — решимость не выходить из себя, раскрытый рот — бесхитростное удивление. Особое внимание он уделяет анализу направления взгляда и мимике в целом. По его мнению, взгляд, направленный вверх, может означать восторг, к внутренним углам века — презрение, опущенный взгляд говорит об унынии, тоске. Интересно, что не все лицевые мускулы в одинаковой степени помогают выразительности. Так, в гневе, в бешенстве напрягаются височные и жевательные мускулы.

Описывая жесты, В. И. Классовский приводит следующие паттерны, причем некоторые из них не всегда совпадают с современными представлениями:

  • руки, крестообразно сложенные на груди или за спиной, могут свидетельствовать о том, что человек находится в состоянии размышления (в настоящее время большинство источников трактует этот жест как проявление закрытости);
  • сжатые кулаки являются признаком гнева;
  • поникшая голова и согнутая спина говорят о состоянии общей подавленности и грусти.

«Душа... красноречиво высказывает себя в телесных формах, несомненных и полных значения» (Классовский В., 1849, с. 68).

На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Что делать если ребенка дразнят?

Что делать если ребенка дразнят? Если малыш приходит из школы или детского сада в слезах,…

Потребности человека

Потребности человека вытекают из его природы, поэтому потребности — это те условия…

Успешный ребенок или как воспитать лидера

В нынешнее дни тема лидерства весьма актуальна. Каждый человек может попробовать себя в…

Проективная арт-терапевтическая методика "Мой ребенок…

В статье рассматриваются возможности проективной методики «Мой ребенок — мой цветок»,…