Вс04302017

Обновление08:40:13

Оказание помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения

Трудные подростки

Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения



При оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения можно выделить следующие основные направления работы:

  • диагностическое обследование;
  • коррекция и развитие;
  • профилактика;
  • консультирование.

Основываясь на представленных выше направлениях работы психологического сопровождения, можно выделить этапы работы с учащимися, имеющими те или иные дезадаптационные нарушения (Рожков, Ковальчук, 2003).

I этап — диагностический

Диагностические технологии позволяют как можно раньше выявить подростков, склонных к тому или иному типу девиаций. Целесообразно использовать алгоритм поэтапной  диагностики:

1-й уровень.     Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе, на основании чего вычленяется группа риска. Такую работу могут проводить мастера производственного обучения или классные руководители, используя схему работы, предложенную психологом учебного заведения и под его контролем.

2-й  уровень.    Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах и т. д.). Эту оценку проводит социальный работник или специалист по социальной работе (при отсутствии такого специалиста в учебном заведении работу может выполнять мастер производственного обучения).

3-й уровень.     Собственно психологическая диагностика. Проводится опытным психологом. Цель психодиагностики — установить структуру проблем поведения каждого учащегося из группы риска, выявить степень склонности к различным девиациям.

4-й уровень. Анализ данных и принятие решений по тактике работы с выявленными представителями группы риска.

II этап — коррекционная и развивающая работа

На данном этапе работа проводится также коллегиально. Психолог совместно с медицинским работником, социальным педагогом, мастерами производственного обучения, преподавателями и администрацией разрабатывает возможные коррекционно-развивающие программы.

Коррекционная работа — это работа, направленная на изменение и решение конкретных проблем подростка.

В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:

  • Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей могут быть использованы следующие методы практической коррекции:
  • социально-психологический тренинг, в частности коммуникативный коммуникативный тренинг, тренинг межличностного общения и т. п.;
  • обучающие встречи;
  • групповая игротерапия.
Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:
  • методов психологической релаксации, использующихся для повышения уровня нервно-психической устойчивости;
  • техник поведенческого направления; в частности методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления ("Угощение", "Насыщение", "Наказание" и др.);
  • метода "Жетонной системы," разработанного в США и теоретически основанного на модели оперантного обусловливания Скиннера;
  • методов арт-терапии (музыкотерапия, методы свободного рисования и пр., в зависимости от поставленных целей, задач и личностных особенностей самого психолога).
Коррекция морально-нравственных норм и правил может проводиться следующим образом:
  • применение метода сказкотерапии, позволяющего косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны;
  • тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению. Продумывая содержание беседы, психолог или специально подготовленный педагог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали и предоставляя свободу выбора;
  • коррекционная работа с семьей, при условии отсутствия активного сопротивления со стороны родителей;
  • вовлечение подростка в общественную работу учебного заведения.

Развитие работа, направленная на создание условий развития учащихся. В учебном заведении могут разрабатываться различные развивающие программы, включающие в себя:

  • тренинги саморазвития и самовоспитания;
  • общешкольные психологические акции и "Большие игры";
  • факультативные занятия по основам психологии и т. п.

III этап — профилактическая работа

При наличии положительной динамики целесообразно продолжать просветительскую и профилактическую деятельность с целью предупреждения и актуализации различных деструктивных проявлений.

Просвещение — формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры, при этом делается акцент на огромном вреде различных форм деструктивного поведения.

Профилактическая программа по предупреждению развития девиантных форм поведения может включать в себя 4 раздела (Рожков, Ковальчук, 2003):

  • Информационный.
  • Когнитивного развития.
  • Развития личностных ресурсов.
  • Развития адаптивного поведения.

Основные направления профилактической работы:

  • профилактическая работа со всеми учащимися с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
  • работа с родителями учащихся, склонных к различным видам девиаций;
  • просветительская работа с мастерами производственного обучения, преподавателями с целью дачи рекомендаций по особенностям взаимодействия с "трудными"  детьми.

Могут быть использованы следующие методы работы:

  • тренинг (поведенческий, личностный);
  • когнитивная терапия;
  • дискуссии, беседы, лекции, мозговые штурмы;
  • ролевые игры;
  • групповая работа;
  • элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
  • психодрама;
  • психогимнастика.

Наглядно система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения, представлена на рисунке 1.

Система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения
Рис. 1.Система работы с учащимися, склонными к девиантным формам поведения


Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения


Е. В. Федосенко

Ранее опубликовано:
Методы выявления девиантного поведения


На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Что делать если ребенок грозится убежать из дома

Иногда дети хотят уйти из дома в поисках новых ярких впечатлений. Ребенку может наскучить…

Психологические консультации онлайн Заповеди…

В профессиональной работе психолога появилась новая прекрасная возможность — проведение…

Программа тренинга по снижению уровня школьной тревожности…

Знакомство участников группы друг с другом и ведущим, формирование у участников…

Нужно ли хвалить ребенка?

Вернулся наш малыш из школы, принес пятерку. Ну как не восхититься его способностями? А…