Организация и проведение родительских собраний

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями


Часть IV. Организация и проведение родительских собраний


Для того чтобы в детском саду или в школе удалось наладить взаимодействие с родителями, далеко не всегда приходится изобретать велосипед, то есть придумывать какие-то невиданные формы работы. Как показал опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным событием для родителей, педагогов и даже детей.

Так, в детском саду № 1 Петродворцового района Санкт-Петербга к родительским собраниям готовятся заранее и тщательно: каждая семья получает приглашение, с обязательным обращением по имени-отчеству к взрослым членам семьи. В приглашении указывается тема, повестка дня и обязательно — точное время начала и окончания встречи. Это очень важно, поскольку родители иногда опасаются, что на собрании будут решаться лишь незначительные задачи, не касающиеся непосредственно их детей. Кроме того, мамы и папы зачастую боятся позднего окончания собрания, которое отодвинет на неопределенный срок выполнение неотложных домашних дел.
К моменту прихода родителей в группу воспитатели готовят для каждого родителя бейдж с именем-отчеством мамы, папы. Если ребенка хотя бы иногда приводит или забирает из сада бабушка или дедушка, бейдж готовится и для них. Подобная «мелкая» забота иногда приносит огромную радость взрослым; оказывается, их знают в группе и ждут их прихода.

В программу проведения собрания помимо основных вопросов (организационных, информационных) могут быть включены дискуссии между родителями (шуточные и серьезные), мозговой штурм, а также неформальные формы общения, например игры, чаепитие. Иногда в собрании могут принимать участие и дети. Встреча должна быть закончена точно в указанное время. Желательно, чтобы, уходя с собрания, родители были уверены в том, что здесь их ждут не только для того, чтобы собрать деньги на новые стулья или занавески, а для решения важных для жизни и развития их детей задач.

В английских школах практикуют несколько форм проведения родительских собраний: подведение итогов за триместр и награждение учащихся за их успехи; встречи и беседы с педагогами.

Встречи и беседы с педагогами

Цель: предоставить родителям возможность в течение одного вечера встретиться со всеми специалистами, которые работают с ребенком (подростком или старшим школьником), задать вопросы, получить информацию о достижениях, совместно продумать пути повышения результативности обучения.

Эта форма проведения собрания наиболее продуктивна в тех учреждениях, где ребенка (подростка) обучают несколько специалистов: среднее и старшее звено общеобразовательной школы или специализированный детский сад (например, логопедический). Собрание не пред полагает торжественных речей, поздравлений, знакомстве учебным планом и т. л. — это деловая рабочая встреча педагогов и родителей. Подготовка к такому собранию заключается в том, что о его проведении все родители оповещаются заранее и неоднократно. Так, примерная дата проведения сообщается уже в начале учебного года, затем — за месяц до проведения (с тем, чтобы родители сумели скорректировать свои планы) и непосредственно за несколько дней до проведения с указанием всех деталей (времени, номеров аудиторий и т. д.).

Собрание проходит в большом зале или в нескольких соседних помещениях, где размещают столы по числу педагогов. На каждом столе устанавливается табличка с фамилией и именем преподавателя. Перед столом стоят стулья для родителей (не менее двух), так как родители часто приходят вместе, а иногда берут с собой детей (будут приглашены дети на эту встречу или нет — оговаривается заранее). Также необходимо организовать пространство для родителей, которые ждут своей очереди, чтобы побеседовать с педагогом. На данную встречу отводится примерно два-три часа, в зависимости от числа приглашенных.

Педагоги также могут ждать родителей и в своих кабинетах, но такая форма проведения менее оперативна, так как родители будут тратить время на переход из класса в класс, а педагоги не смогут общаться друг с Другом в случае, если у них возникнут какие-либо вопросы относительно ребенка.

Подготовка педагога к собранию заключается в следующем: преподаватель заранее опрашивает детей о том, собираются ли их родители прийти на встречу, и примерно рассчитывает время, которое он должен отнести на одну беседу. Далее он составляет список всех учащихся и делает для себя пометки: положительные стороны учащегося, что и как можно улучшить, каких результатов можно ожидать от ребенка к концу года, вопросы и пожелания родителям и детям и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям объективную информацию, задать необходимые вопросы и вдохновить родителей на дальнейшую совместную работу.
Собрание в форме собеседования целесообразно проводить примерно в середине каждого полугодия или триместра (как в Англии), когда дети уже достигли определенных результатов, но до подведения итогов есть время что-то изменить и улучшить. В день проведения подобного собрания занятия обычно проходят по сокращенной программе, с тем чтобы педагоги смогли подготовиться и не чувствовали большой усталости к концу дня.
К положительным моментам такого вида собраний обычно относят возможность обсудить достижения ребенка с каждым педагогом. Как правило, в первую очередь родители находят время побеседовать с педагогами по основным предметам, но именно учителя таких дисциплин, как музыка, рисование, физкультура и т. д., могут помочь родителю в ранней профориентации ребенка, выборе кружка и т. д. Эта форма проведения собрания предоставляет уникальную возможность для родителей обсудить со всеми учителями успехи, трудности и способности ребенка, поговорить о его будущем выборе профессии. К отрицательным моментам обычно относят невозможность решить организационные вопросы, поблагодарить родителей, отметить успехи учеников и др. Возможно, такая встреча потребует от учителя более тщательной подготовки и займет больше времени, чем обычное традиционное собрание. А можно просто вывесить на доске различные варианты составленных таблиц, с тем чтобы участники при необходимости сделали для себя пометки. В этом случае обсуждение можно не проводить.

Какая бы форма работы с родителями ни была выбрана в конкретном учреждении, необходимо учитывать некоторые условия эффективности взаимодействия в системе педагог-родитель. Прежде всего — поэтапность. Так, на первом этапе знание теоретических основ общения, о которых мы упоминали выше, помогут педагогу завоевать доверие родителей, расположить их к себе. Только после завершения этого этапа можно переходить к решению каких-либо задач.

И, пожалуй, одним из важнейших условий эффективности работы с родителями является систематичность такой работы, поскольку отдельные мероприятия, как бы хорошо они ни были подготовлены и проведены, не принесут большой пользы родителям, педагогам, а главное, детям.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.