Пт12092016

Обновление09:33:56

Организация работы педагога-психолога

Психологический тренинг

Деятельность педагога-психолога немыслима без отдельно отведенного пространства. Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено отдельное помещение, площадь которого должна составлять не менее 25 м2 , чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек. Помещение должно находиться в максимально изолированном от шума месте. В соответствии со спецификой задач кабинет психолога должен включать несколько зон, каждая из которых имеет свое специальное назначение и оснащение.

Зона консультативной работы должна быть организована максимально комфортно: удобные мягкие кресла, журнальный столик, неяркое освещение должно располагать к расслаблению, открытому и доверительному общению.

Зона групповой работы - свободное пространство, в котором размещены стулья, доска, легко передвигающийся стол.

Желательно отделить одну зону от другой, например, с помощью ширм, стеллажей.

Зона игровой терапии должна быть оснащена игровым материалом, передвижной мебелью, ярким оформлением интерьера. Несмотря на возраст учащихся, игровая терапия может быть очень эффективна как в плане психопрофилактики, так и в плане коррекции.

Для эффективной работы психолога кабинет должен быть оснащен техническими средствами: системами видеозаписи и видео-воспроизведения, звукозаписи и звуковоспроизведения, компьютером.

Наличие компьютера — обязательное условие в работе психолога. На каждого учащегося целесообразно открыть файл, где могла бы фиксироваться накопленная за годы обучения информация, доступ к которой должен иметь только психолог (использование шифра). Общие сведения об учащихся можно хранить на специальных картах психолого-медико-социального обследования. Эти карты могут быть доступны более широкому кругу специалистов (педагог, мастер производственного обучения, администрация, медицинский работник) и предназначены для психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося. Помимо общих сведений целесообразно вести карты психолого-педагогического сопровождения, особенно это касается учащихся группы риска. Подобные карты позволяют отслеживать развитие личностного потенциала учащегося, становление профессиональных навыков, мотивации к обучению и т. п.

Методическое обеспечение кабинета включает в себя методический инструментарий для осуществления психодиагностических процедур, материалы для проведения психокоррекционных программ и необходимый реквизит для различных форм психотерапевтического воздействия (игротерапия, музыкотерапия, арт- терапия).

Выбор диагностических методик должен подчиняться следующим требованиям:
1. Методики должны быть валидны, надежны.
2. Методики должны быть разноплановыми и охватывать все стороны психической жизни человека, в том числе и профессиональную деятельность.
3. Методики должны учитывать возрастные особенности испытуемых.
4. Методики должны учитывать целесообразность использования экспресс-методик.
5. Методики должны учитывать использование компьютерной диагностики.

В обязанности педагога-психолога входит ведение документации и своевременное заполнение отчетных материалов. Жесткой регламентации в отношении документального оформления работы педагога-психолога пока не существует, поэтому требования к количеству и содержанию основной документации определяет администрация учебного заведения. Необходимо, чтобы документация охватывала все виды работ психолога и строилась в соответствии с основными направлениями его деятельности, в целом отражала структуру деятельности образовательного учреждения, отражала определенную периодичность деятельности психолога в принятые для образовательного учреждения сроки.

К основным формам документации психолога относятся:
1) программа опытно-экспериментальной работы по конкретной, актуальной для данного учебного заведения теме;
2) график работы кабинета;
3) план работы психолога, который составлен на периоды, принятые как отчетные вданном образовательном учреждении;
4) карта медико-психолого-социального сопровождения, карта психолого-педагогического сопровождения;
5) журналы учета консультативной и групповой формы работы.

Чтобы не быть голословными, приведем пример перечисленных нами выше документов. В нашей практике график работы кабинета психолога выглядел следующим образом (см. табл. 1).

В графике работы кабинета психолог старается отразить все виды работ, которые он запланировал на учебный год. Очевидно, что не всегда удастся придерживаться установленного графика, так как могут быть назначены внеплановые методические совещания, педагогические советы и т. п. Однако, необходимо особенно четко определять время консультативной работы для родителей, так как учащиеся и преподаватели могут быть оперативно информированы вами об изменениях графика работы кабинета, а родители не имеют такой возможности. Крайне нежелательно, если отчаявшийся родитель, с трудом решившийся на столь ответственный, а подчас и болезненный шаг — посещения психолога, пришел к вам, но не смог попасть на консультацию — второй раз человек может уже и не прийти. В нашей практике, помимо психологической помощи, психолог вел уроки по психологии, которые тоже отмечены в графике работы. Один день в неделе отводился на самообразование и прочую, относящуюся к работе деятельность.

Таблица 1

График работы кабинета педагога-психолога

День

Часы

Учащиеся

Инженерно-
педагогические
работники

Родители

Администрация, методические совещания и т. п.

Понедель-ник

9.00-10.00

Психодиагностика

10.00-12.00

Обработка результатов

13.00-14.30

Коррекционная групповая работа

15.00-16.00

Модульные курсы

Вторник

9.00-10.30

Работа с документацией

10.30-12.00

Целевое посещение уроков

13.00-15.00

Просвещение (тематические лекции, беседы)

15.00-16.30

Индивидуальное
консультирование

Среда

9.00-16.30

Повышение квалификации (работа в библиотеке, семинары и т. п.)

Четверг

9.00-1200

Психодиагностика (обработка результатов)

12-13

Коррекционная работа

14-15.30

Индивидуальное консультирование

15.30-16.30

Факультатив по психологии

Пятница

9.00-10.30

Уроки психологии

10.30-12.00

Коррекционная работа

13.00-15.00

Консультативное совещание

15.00-16.30

Индивидуальное консультирование

16.30-17.30

Школа для родителей

 

План работы на учебный год должен быть составлен по следующим направлениям (Овчарова, 1996):

  • Диагностика школьного коллектива.
  • Диагностика и прогнозирование педагогического процесса.
  • Консультативная работа с учащимися, педагогами, родителями, руководителями.
  • Коррекционная работа с учащимися.
  • Психопрофилактическая работа.
  • Организационная работа, взаимодействие с городскими, районными центрами.

Образец карты медико-психолого-социального сопровождения представлен ниже. Графы, отмеченные звездочкой, относятся только к учреждениям начального и среднего профессионального образования.

Карта медико-психолого-социального сопровождения

Общие сведения об учащемся

Фамилия___________________________________________ Имя_________________
Отчество______________________________ Год рождения________________________
Медицинские сведения
Состоит на учете________________________________________________________
(хроническое заболевание)
Ограничения, противопоказания _______________________________________
Особенности семейного воспитания
(характеристика мастера)

Состав семьи____________________________________________________________
Внутрисемейный климат____________________________________________ .
Нарушение семейного воспитания_____________________________________
(гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение и др.)
Уровень жизни, бытовые условия_______________________________________
Увлечения, интересы ___________________________________________________
Межличностное общение _____________________________________________
(конфликтность, лидерство, включенность в группу и т д.)

Характеристика педагога

Индивидуальные особенности
Профессиональная мотивация (спецтехнолог)________________________
Качественные характеристики учебной деятельности_________________
Сведения психолога
Личностные особенности и особенности поведения__________________
Особенности познавательной деятельности___________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________
Возможные формы работы ___________________________________________

Основные формы отчетности включают также статистические и аналитические отчеты. Данные отчеты представляют собой показатели продуктивности и эффективности профессиональной деятельности психолога и предоставляются директору.

Статистический отчет содержит количественные показатели по основным направлениям деятельности психолога.

Аналитический отчет — обобщенный анализ выполнения поставленных задач, наиболее значимых результатов по всем направлениям деятельности, определение приоритетных направлений работ на следующий период.

Ведение соответствующей документации и отчетности обеспечивает контроль над деятельностью психолога, профессиональное и взаимодействие с коллегами, другими специалистами, юридическую защиту деятельности психолога.

Поскольку администрация и инженерно-педагогические работники имеют весьма поверхностное представление об объеме и характере работы психолога, важно сориентировать коллег в этом вопросе. Так, продолжительность различных видов работы школьного психолога определена следующим образом (Давыдов, Дубровина, 1980).

Таблица 2

Продолжительность различных видов работы педагога-психолога


п/п

Вид работы

Среднее время, час.

Примечания

1

Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

6.0

Из расчета на одного учащегося

2

Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения

16,5

Из расчета на одну группу из 20 учащихся

3

Индивидуальное консультирование учителей и воспитателей

1.5

На одну беседу

4

Групповое консультировав инженерно- педагогических работников

1,5

На одну беседу

5

Подготовка к педагогическому совету

5,0

Без диагностической работы

6

Индивидуальное консультирование учащихся
первичное
последующие

2.0
1.0

На одну беседу

7

Профконсультации

5.0

Из расчета на одного учащегося (включая беседы с мастерами производственного обуюния и преподавателями)

8

Индивидуальная коррекционная работа с учащимися

30,0

На одного уащегося

9

Групповая коррекционная работа с учащимися

20-25

На одну группу

10

Деловые игры, тренинг с педагогами: подготовка, проведение

8,0

На одну игру, на один цикл занятий

11

Подготовка к выступлению на педсовете, семинаре для преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся

3.0

На одно мероприятие

13

Беседа-справка с инженерно-педагогическими работниками

0.3

На одну беседу

14

Ежедневное итоговое оформление документации

0.5

15

Обобщение результатов, написание отчета

5,0

На один этап работы

16

Консультации в научных центрах, участие в методических семинарах

8,0

В неделю

17

Работа в библиотеке

5.0

В неделю


О документации педагога-психолога подробнее смотри в статьях:


Организация работы педагога-психолога

Федосенко Е. В.

Читайте далее:
Взаимодействие психолога с другими участниками образовательного процесса
Ранее опубликовано:
Основные направления деятельности психологической службы

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Кризис среднего возраста - выдумка?

45-летний мужчина покупает «Porsche», о котором мечтал много лет, отращивает бороду и…

Тревога и тревожность у детей

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику,…

Как поладить с неуравновешенным человеком

Если вам приходится общаться с людьми, которые ведут себя несколько эксцентрично или…

Школьные компании

Вы помните школьные годы, когда пытались найти свое место в социальной иерархии класса? У…