Пн12052016

Обновление09:33:56

Основные направления работы с детьми группы риска

Дети

Основные направления работы с детьми группы риска.


(направления, формы, содержание деятельности).


Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска (неблагополучные условия развития) в группу риска. В табл.1 представлены основные направления комплексной работы школы с детьми, находящимися в зоне риска. Эта таблица поможет организаторам образования в составлении целевой комплексной программы развития своей школы.

Таблица 2

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).

Диагностика

Специально-
психологическое

Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения)
Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем
Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка
Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Социально-
педагогическое

Формирование социального паспорта школы, класса
Анализ документации классных руководителей 1-11-х классов
Социально-правовой патронаж па дому
Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка

Медико-
социальное

Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка)
Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медико-социальный риск, для последующей коррекции и реабилитации
Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья

Учебно-
методическое

Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников)
Определение обученности и обучаемости каждого школьника
Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях

Организационно-
воспитательное

Определение интересов школьников
Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам
Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка
Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей
Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.)

Консультирование детей, родителей, педагогов

Специально-
психологическое

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска
Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска
Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

Социально-
педагогическое

Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей
Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей (в том числе бесплатное питание в ОУ)

Медико-
социальное

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников
Консультирование администрации школы по вопросам соблюдения санитарных норм и выполнения гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и устранения факторов риска

Учебно-
методическое

Научно-методическое сопровождение труда учителя
Консультирование родителей по вопросам учебного плана, школьных программ, ЗУН
Консультирование детей по выбору предпрофильных элективных курсов и профиля обучения
Консультирование учащихся и педагогов для подготовки детей к конкурсам, смотрам, олимпиадам разного уровня

Организационно-воспитательное

Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города
Плановая работа с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы, города, района
Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания

Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы
с ребенком

Специально-
психологическое

Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска
Тренинги для детей определенных групп риска
Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений
Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов
Тренинги взаимодействия родителей с детьми
Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку

Социально-
педагогическое

Организация экономической поддержки ребенка из фонда «Всеобуч»
Системный контроль учебной успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время детей группы конкретного риска. Организация системы питания детей группы риска в школе и дома
Реализация специальной программы работы с семьей группы конкретного риска
Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих девиантные, аддиктивные формы поведения

Медико-
социальное

Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий
Коррекция йододефицитного и витаминодефицитного состояния детей Крайнего Севера
Индивидуальные (групповые) лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и подростков с отклонениями
в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета (лечебная физкультура, корригирующая гимнастика и т. п.). Сопутствующий контроль за результатом

Учебно-методическое

Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания)
Организация факультативных занятий с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей детей
Программное и научно-методическое обеспечение деятельности учителя, работающего с детьми разных категорий риска
Коррекция календарно-методического планирования с учетом ликвидации пробелов в знаниях
Подготовка разноуровневых учебных заданий, корректирующих выявленные пробелы
Отслеживание результатов коррекционной работы

Организационно-
воспитательное

Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования
Организация и проведение с детьми разных групп риска плановых школьных тематических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, культуру человеческих взаимодействий, индивидуальную самореализацию и формирование социальной ответственности, в том числе привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов, смотров, концертов и других мероприятий

Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности

Специально-
психологическое

Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни

Социально-
педагогическое

Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы)
Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности

Медико-социальное

Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей
Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья
Плановые совещания с педагогическим персоналом по организации мероприятий на тему медицинского просвещения, социально-правового обеспечения детства
Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния здоровья детей (с учетом факторов риска)

Учебно-
методическое

Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов
Создание ситуации успеха на уроках
Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе, обеспечение субъект-субъектного подхода к обучению и воспитанию

Организационно-
воспитательное

Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни
Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка
Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательной ситуации: детей, родителей и педагогов

Многие современные педагоги и даже некоторые директора образовательных учреждений считают, что деятельность отечественной школы достаточно ограничить рамками государственных учебных планов и стандартов, как единственного основания для обучения развития индивида. Но вряд ли такие школьные коллективы будут названы лучшими в России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». А самый главный вопрос состоит в том, поверят ли ученики этих школ в свое счастливое будущее или хотя бы то, что детство и есть самая счастливая нора в жизни человека.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

  • Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
  • Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

С.В. Титова

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска.


Ранее опубликовано:

Классификация проблем школьников группы риска.


Норма, граница, риск.

.

Дети группы риска в школе

.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьный психолог - основные направления деятельности

Психологическая служба давно уже есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для…

Интуитивное обучение детей

Есть вещи, которые, как мы знаем, мы знаем, но мы не знаем, каким образом мы узнаем их.…

Если ребенок слишком агрессивен

Иногда бывает так, что ваш ребенок-дошкольник, разозлившись, раскапризничавшись и…

Что делать если ребенка обижают сверстники?

Что делать если ребенка обижают сверстники и он боится (не знает как) дать отпор…