Основные направления работы с детьми группы риска

Основные направления работы с детьми группы риска.

(направления, формы, содержание деятельности).

Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска (неблагополучные условия развития) в группу риска. В табл.1 представлены основные направления комплексной работы школы с детьми, находящимися в зоне риска. Эта таблица поможет организаторам образования в составлении целевой комплексной программы развития своей школы.

Таблица 2

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).

Диагностика

Специально-
психологическое

Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения)
Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем
Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка
Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Социально-
педагогическое

Формирование социального паспорта школы, класса
Анализ документации классных руководителей 1-11-х классов
Социально-правовой патронаж па дому
Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка

Медико-
социальное

Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка)
Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медико-социальный риск, для последующей коррекции и реабилитации
Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья

Учебно-
методическое

Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников)
Определение обученности и обучаемости каждого школьника
Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях

Организационно-
воспитательное

Определение интересов школьников
Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам
Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка
Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей
Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.)

Консультирование детей, родителей, педагогов

Специально-
психологическое

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска
Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска
Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

Социально-
педагогическое

Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей
Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей (в том числе бесплатное питание в ОУ)

Медико-
социальное

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников
Консультирование администрации школы по вопросам соблюдения санитарных норм и выполнения гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и устранения факторов риска

Учебно-
методическое

Научно-методическое сопровождение труда учителя
Консультирование родителей по вопросам учебного плана, школьных программ, ЗУН
Консультирование детей по выбору предпрофильных элективных курсов и профиля обучения
Консультирование учащихся и педагогов для подготовки детей к конкурсам, смотрам, олимпиадам разного уровня

Организационно-воспитательное

Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города
Плановая работа с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы, города, района
Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания

Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы
с ребенком

Специально-
психологическое

Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска
Тренинги для детей определенных групп риска
Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений
Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов
Тренинги взаимодействия родителей с детьми
Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку

Социально-
педагогическое

Организация экономической поддержки ребенка из фонда «Всеобуч»
Системный контроль учебной успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время детей группы конкретного риска. Организация системы питания детей группы риска в школе и дома
Реализация специальной программы работы с семьей группы конкретного риска
Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих девиантные, аддиктивные формы поведения

Медико-
социальное

Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий
Коррекция йододефицитного и витаминодефицитного состояния детей Крайнего Севера
Индивидуальные (групповые) лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и подростков с отклонениями
в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета (лечебная физкультура, корригирующая гимнастика и т. п.). Сопутствующий контроль за результатом

Учебно-методическое

Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания)
Организация факультативных занятий с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей детей
Программное и научно-методическое обеспечение деятельности учителя, работающего с детьми разных категорий риска
Коррекция календарно-методического планирования с учетом ликвидации пробелов в знаниях
Подготовка разноуровневых учебных заданий, корректирующих выявленные пробелы
Отслеживание результатов коррекционной работы

Организационно-
воспитательное

Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования
Организация и проведение с детьми разных групп риска плановых школьных тематических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, культуру человеческих взаимодействий, индивидуальную самореализацию и формирование социальной ответственности, в том числе привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов, смотров, концертов и других мероприятий

Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности

Специально-
психологическое

Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни

Социально-
педагогическое

Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы)
Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности

Медико-социальное

Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей
Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья
Плановые совещания с педагогическим персоналом по организации мероприятий на тему медицинского просвещения, социально-правового обеспечения детства
Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния здоровья детей (с учетом факторов риска)

Учебно- методическое

Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов
Создание ситуации успеха на уроках
Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе, обеспечение субъект-субъектного подхода к обучению и воспитанию

Организационно-
воспитательное

Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни
Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка
Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательной ситуации: детей, родителей и педагогов

Многие современные педагоги и даже некоторые директора образовательных учреждений считают, что деятельность отечественной школы достаточно ограничить рамками государственных учебных планов и стандартов, как единственного основания для обучения развития индивида. Но вряд ли такие школьные коллективы будут названы лучшими в России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». А самый главный вопрос состоит в том, поверят ли ученики этих школ в свое счастливое будущее или хотя бы то, что детство и есть самая счастливая нора в жизни человека.

Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:

  • Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
  • Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

С.В. Титова

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска.

Ранее опубликовано:

Классификация проблем школьников группы риска.

Норма, граница, риск.

Дети группы риска в школе.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.