Вс01222017

Обновление09:33:56

Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении

Дети

Дети группы риска.


Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении.


Для того чтобы педагогам было легче представить индивидуально-психологические трудности, возникающие у детей разных проблемных групп в ситуации школьного обучения, мы предлагаем рассмотреть следующую таблицу, в которой представлены основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении (табл. 1).

Таблица 1
Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении

Одаренные дети Дети с проблемами в обучении

Особенности в развитии высших психических функций

1. Внимание

Высокий уровень внимания, умение наблюдать за несколькими процессами сразу, быстрая переключаемость внимания, длительность в сохранении интенсивного внимания, высокий объем внимания

Рассеянное внимание, высокая отвлекаемость, быстрая утомляемость, низкий объем внимания, большие трудности в переключении внимания, неспособность к сохранению интенсивного внимания

2. Мышление

Абстрактное мышление:
способность классифицировать и категоризировать разную информацию, широко использовать полученный опыт в других сферах познания;
склонность к систематизации и реорганизации, потребность в коллекционировании, постоянном обновлении и видоизменении;
потребность к познанию и стимулированию разума;
ненасытное любопытство, нескончаемый поток вопросов и требовательных приглашений к диалогу;
полнота и самостоятельность перспективного планирования, развитый самоконтроль, высокая наблюдательность;
взаимозависимость мыслительной деятельности и практических действий (согласованность слов
и действий);
яркие, широкие, конкретные познавательные интересы;
принятие и решение практических задач, требующих предварительного планирования и самоконтроля.

Наглядно-действенное мышление:
слабые (или отсутствующие) способности к классификации и категоризации, неспособность использовать накопленный опыт в другой сфере познания;
отсутствие склонности к реорганизации, обновлению (оформленная однажды экспозиция всегда постоянна);
избегание неуспеха путем отказа принять задачу или выбор задачи минимальной сложности;
познавательная ригидность, инфантилизм, безинициативиость;
отсутствие потребности в планировании, отсутствие познавательного самоконтроля;
большие трудности в соединении теоретических знаний с практическими умениями (рассогласованность в словах и действиях);
слабые проявления познавательных интересов. Недостаточная осмысленность или полное отсутствие выраженных познавательных интересов;
непринятие или непонимание условий задачи.

3. Речь

Ранняя речь, большой словарный запас

Поздняя речь, маленький словарный запас

4. Память

Превосходная память:
способность принять и обработать большое количество информации, неустанный поиск «пищи для ума»;
повышенная биохимическая и электрическая активность мозга;
хорошо развиты все виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, но особенно ярко и выразительно — словесно-логическая;
основные особенности памяти: произвольная и непроизвольная память срабатывает одинаково стабильно, долговременно, часто ребенок транслирует высокий уровень развития оперативной памяти (например, может мгновенно выучить и рассказать стихотворение на утреннике)

Проблемная память:
непринятие большого количества информации, потребность в заучивании (многократном механическом повторении для запоминания);
неспособность удерживать информацию длительное время;
большие проблемы ребенок имеет со словесно-логической памятью, ему трудно вспомнить и пересказать даже самый короткий учебный текст, что препятствует успешному усвоению знаний;
особенно хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, пси- хо-эмоциональные ощущения ребенка, особенностью памяти является кратковременность — ребенку сложно припомнить даже то, что он специально заучивал

5. Воображение

Ярко развитое воображение, постоянная потребность фантазировать

Слабое воображение, неспособность к фантазированию, ребенок не любит рассказывать и даже слушать сказки, рассказы взрослых и сверстников

Психосоциальные аспекты

Сильно развитое чувство справедливости:
наличие личной системы ценностей;
хорошо развитое чувство юмора;
неустанные попытки решать проблемы, которые «не по зубам»;
эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность, стремление преувеличивать страхи;
эгоцентризм — проецирование собственного восприятия на всех присутствующих, неспособность понять, что другие воспринимают мир по-иному;
социальное неприятие со стороны сверстников, обостренное чувство самовосприятия;
трудности в достижении близких отношений с другими людьми;
преобладание лидерской позиции в поведении;
легкость в поверхностном общении с разными людьми;
способность к партнерству, сотрудничеству

Наличие чувства несправедливого
отношения к себе других людей:
отсутствие личной системы ценностей;
неразвитое чувство юмора;
избегание проблем, нежелание ставить и решать задачи;
эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность, стремление преувеличивать страхи;
неспособность понять других, неумение, нежелание считаться с требованиями и интересами окружающих;
ограниченный контакт со сверстниками и, как следствие, социальное неприятие с их стороны;
трудности в достижении близких отношений с другими людьми, ущербное чувство самовосприятия;
преобладание ведомой позиции поведения или протеста против педагогического «натиска»

Психофизические характеристики

всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения;
чаще всего дети рано отказываются от дневного сна, мало спят;
психомоторное развитие — руки нуждаются в тренировке, так как читать и говорить легче и интереснее, что может привести к зависимому поведению;
дети могут иметь стабильную
и нестабильную нервную систему: вступать в межличностные конфликты, «застревать» на своей точке зрения, тяжело переживают полученные психологические травмы;
требуется частая смена форм и видов деятельности, так как ребенок быстро справляется с любым заданием, а также выполняет только то, что нравится ему

всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения;
чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил;
психомоторное развитие происходит сравнительно ровно — ребенок с удовольствием занимается понятным и привычным и несложным для него делом (вырезает, клеит, складывает и т. п.);
дети могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему: вступать в межличностные конфликты, «застревать» на своей точке зрения, тяжело переживают полученные психологические травмы;
ребенок нуждается в частом отдыхе на каждом этапе работы

Эта таблица дает возможность педагогам не только понять индивидуальную природу психологических затруднений детей, имеющих различные способности и возможности, но и составить программу психолого-педагогической поддержки каждого ребенка в классно-урочной деятельности.

В школе, где на деле осуществляется индивидуальный подход к обучению и воспитанию каждого ребенка, количество детей, стоящих на внутришкольном учете как «неблагополучные», «педагогически запущенные», всегда очень низкое, или таких детей нет совсем. Это объясняется тем, что, находясь в зоне риска но здоровью, учебной неуспеваемости, имея необеспеченную семью или чувствуя свою «нестандартность» (специальную одаренность), дети своевременно получают необходимую помощь и поддержку от специалистов, работающих в сфере образования.

С.В. Титова

Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении.


Классификация проблем школьников группы риска: часть 1.


Ранее опубликовано:

Норма, граница, риск.

.

Дети группы риска в школе

.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Значение межличностных прикосновений. Психология…

Прикосновения имеют разный смысл. Позитивное прикосновение может означать поддержку,…

Невербальное поведение в общении врача и пациента

Каждый, кто хоть раз был на приеме у врача или психотерапевта, знает, что результат…

Мифы воспитания. Обратная сила похвалы или почему хвалить…

Конечно, он особенный. Однако научные исследования доказывают: если вы будете говорить…

Телефон доверия для детей. Кто поможет принять себя и…

Часто ребенку со своими проблемами не к кому обратиться, кроме детского телефона доверия.…