Основные направления деятельности психологической службы

Психологическая служба в сфере общего и профессионального образования.

Можно выделить следующие основные направления деятельности психологической службы:

Диагностика

Диагностика — позволяет выявить особенности поведения и психического состояния учащихся с целью определения дальнейших путей и форм помощи. Диагностика должна носить системный, комплексный характер, т. е. должна охватывать все сферы личности: эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую, действенно-практическую. При подборе методов исследования важно учитывать, что обследование подростков, особенно склонных к девиантным формам поведения, имеет ряд особенностей: оно должно быть по возможности кратким, не вызывать отрицательных реакций у подростков и в то же время — максимально информативным.

Развитие и коррекция.

Развитие — работа, направленная на создание условий развития учащихся.

Коррекция — работа, направленная на изменение подростка (например, способов его поведения) и решение конкретных проблем.

В рамках данного направления выделяются следующие формы работы: тренинг, коррекционные и развивающие занятия, обучающие встречи и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие общих познавательных процессов учащихся.

Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.

Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей (тренинг общения); помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы (тренинг личностного роста). Дает возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с члена группы.

Профилактика

Профилактика — целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков группы риска. Психопрофилактическая работа осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и принятия решения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними в форме психологических тренингов и уроков по психологии. Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания учащихся (участие в составлении расписания уроков, режима работы училища, производственной практики и т. д.), создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.

Просвещение

Просвещение — формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры. Это весьма распространенное и популярное направление работы (охват значительной аудитории, возможность освещения назревшей проблемы). Однако следует отметить среди недостатков этой работы пассивную позицию слушателей и как результат лишь теоретическое усвоение полученной информации, она не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Кроме того, следует помнить, что эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекция, семинар, беседа, диспут, тематические выставки, родительские клубы, психологическая газета и т. д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста и особенностями аудитории.

Консультирование

Консультирование — позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В то же время в отличие от просвещения в результате консультации решается конкретная проблема, причем не только на уровне полученного знания (разрабатывается конкретная индивидуальная программа действий). Здесь предполагается активная позиция консультируемого.

В рамках данного направления можно рассматривать:

  1. педагогическое консультирование;
  2. консультирование учащихся;
  3. консультирование родителей.

Следует подчеркнуть, что данное направление работы также осуществляется не только психологами. Консультации по социальным вопросам осуществляет также социальный педагог, мастер; медицинские вопросы курирует медицинский работник училища.

О видах деятельности педагога-психолога на примере школьного психолога. Диагностика. Консультирование. Коррекционно-развивающая работа. Барложецкая Наталья Фёдоровна. Психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Основные ориентиры формирования и развития концепции деятельности психолога задаются этическими нормами и профессиональными принципами. Необходимо отметить, что попытки сформировать эти принципы неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Можно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской и др.

Основными нормами можно назвать следующие:

  1. уважение фундаментальных прав и достоинств человека, в том числе право на конфиденциальность, самоопределение и автономию;
  2. забота о благополучии клиента («Не навреди!»);
  3. компетентность;
  4. честность и ответственность.

Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит предотвратить возможные проблемы в профессиональной деятельности психолога и в значительной степени облегчит принятие решений в случае возникновения этически противоречивых ситуаций.

 


Основные направления деятельности психологической службы

Федосенко Е. В.

Ранее опубликовано:
Структура психологической службы

Читайте далее:
Организация работы педагога-психолога
Похожие статьи

Комментарии закрыты.