Основные направления работы психолога с подростками и старшеклассниками

 

Продолжение.

 

Опираясь на поставленные задачи психологической службы в школе, можно выделить основные направления психологической работы с подростками и старшеклассниками:

Психопрофилактическая работа.

Известно, что болезнь лучше предотвратить, чем лечить, поэтому профилактическая работа должна быть приоритетной в деятельности педагога-психолога. Учитывая, что подростковый возраст и ранняя юность являются кризисными периодами развития, профилактика возможных нарушений — это приоритетная задача в работе школьного психолога.

Принципы профилактической работы

Профилактическая работа должна основываться на следующих принципах (Коновалова, 2000):

  • Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического развития школьника или имеющихся минимальных отклонений так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы.
  • Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включается в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды.
  • Приоритетность психопрофилактических мероприятий для подростков с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения.
  • Компетентность специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ученика, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

Реализация основных принципов профилактической работы возможна только при создании целостной системы изучения ребенка как развивающейся личности, т. е. через создание комплексной профилактической диагностической программы. Такая программа, основной целью которой является сохранение психологического здоровья детей и обеспечение благоприятных условий их развития, определяет стратегическую линию формирования личности в течение всего процесса обучения. С одной стороны, она демонстрирует индивидуальные особенности каждого школьника, а с другой — дает возможность своевременно ему помочь (провести коррекционную работу), как в случае, когда она основана на запросе преподавателей, родителей, администрации, так и н случае, если ее необходимость выявлена в результате диагностического обследования (Психология подростка, 2003).

Виды деятельности педагога-психолога на примере школьного психолога. Психопросвещение. Профориентация. Психопрофилактика. Экспериментальная работа. Организационно-методическая работа.

Диагностическая работа.

Важность диагностической работы бесспорна, но не стоит злоупотреблять этим направлением в ущерб остальным, что, как правило, характерно для начинающих специалистов. Диагностика не должна становиться самоцелью д ля психолога, так как любое обследование бессмысленно без дальнейшего создания комплекса рекомендаций, развивающих и коррекционных мероприятий. Как уже отмечалось выше, психопрофилактическая работа весьма значима, однако она неотделима от диагностического обследования, основными мишенями которого являются:

  • интеллектуальное развитие учащегося;
  • личностное развитие, характерологические особенности;
  • межличностное общение;
  • адаптационный потенциал;
  • профессиональная направленность.

Методы исследования могут быть выбраны психологом самостоятельно. Ниже приведен примерный план диагностического обследования (табл. 5).

Таблица 5
Примерный план диагностического обследования

Класс

Интеллектуальное развитие

Личностное развитие,
Характерологические особенности

Адаптационный потенциал

Межличностное
общение

Мотивационная сфера, профессиональная направленность

5 класс

1. Уровень розетт вербального интеллекта (методика Векслера)

2. Уровень развития невербального интеллекта (методика Векслера)

1. Определение личностных особенностей (опросник Кеттелла, детский вариант)

1. Диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филипса)

1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)

1. Субъективная оценка познавательной мотивации (анкета для определения познавательной мотивации).

6-7 класс

1. Исследование особенностей умственного развития (школьный тест умственного развития — ШТУР)

2. Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой

1. Определение индивидуально- типологических особенностей (опросник Айзенка)

2. Тип акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)

1. Диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филипса)

2. Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)

3. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 1)

4. Уровень работоспособности (адаптированный вариант теппинг-теста Ильина)

1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)

1. Субъективная оценка познавательной мотивации (анкета для определения познавательной мотивации).
2. Определение сферы познавательных интересов (опросник ДДО)

8-9 класс

1. Уровень развития вербального интеллекта (методика Векслера. ШТУР)

2. Уровень развития невербального интеллекта (методика Векслера, ШТУР)

3. Методика » Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой

4 Уровень развития творческого мышления (краткий тест творческого мышления
КПК)

1. Определение индивидуально-типологических особенностей (опросник Айзенка)

2. Тип акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)

1. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 1)

2. Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)

3. Уровень работоспособности (адаптированный вариант темпинг-теста Ильина)

1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)

2. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей (методика изучения способностей учащихся)

1. Изучение мотивации к учению (методика изучена мотивации учебной деятельности по Г. Н. Казанцевой)

2. Дифференцированная диагностика профессиональной направленности (методика Голланда, ДДО, «Карта интересов»)

10-11
класс

1. Методика «Интеллектуальная лабильность»

2. Тест интеллекта Амтхауэра

3. Уровень развития мышления (тест «Логически- понятийное мышление Образование сложных аналогий»; «Логичность умозаключений»).

1. Определение личностных особенностей (опросим Кеттелла, юношеский вариант)

2. Исследование структуры темперамента (тест «Формула темперамента», А. Белов)

3. Тип акцентуации характера (опросник Чертова дюжина»)

1. Выявление уровня адаптационного потенциала (многоуровневый опросник «Адаптивность»

2. Выявление уровня тревожности (тест Спилберга-Ханина)

3. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 2) или методика «ДАП-П»

1. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей (методика изучения
способностей учащихся).

1. Дифференцированная диагностика профессиональной направленности (методика Голланда, ДДО, «Карта интересов»)

 

Основные направления работы психолога с подростками и старшеклассниками


Далее читайте:

Психокоррекционная работа с учащимися

Похожие статьи

Комментарии закрыты.