Вс12042016

Обновление09:33:56

Особенности работы психотерапевта с детьми и подростками

На приеме у психотерапевта


Психотерапевту скучать не приходится. В особенности тому, который имеет широкую специализацию. Клиенты, не похожие друг на друга, проходят вереницей перед ним: дети, подростки, взрослые или пожилые, депрессивные или возбужденные, молчаливые или общительные, зависимые или бунтующие, пары, семьи или группы — все они заставляют психотерапевта быть начеку!

Когда просматриваешь различные справочники on line, часто встречаешь пометку: «принимает детей и подростков». А ведь это — совершенно разная клиентура! Наверное, подростки более отличаются от малолетних детей, чем от взрослых. А значит, на самом деле, речь идет о трех различных специализациях, требующих специфического опыта, если не специальной дополнительной подготовки. Кроме того, нежелательно специализироваться на детских психотерапиях без предварительной общей подготовки и достаточного опыта работы со взрослыми.

С другой стороны, наряду с психотерапией ребенка необходимо будет поддерживать непростые отношения с родителями, которых нельзя оставлять без внимания. С ними нужно быть довольно сдержанным и не вступать в излишние конфликты, так как это может подорвать доверие между психотерапевтом и ребенком. В большинстве случаев родители составляют основную жизненную среду ребенка. Поэтому их недомолвки, неловкие поступки или слова, проекционные идентификации, так же как и ущемленное самолюбие или чувство вины («Я не сумела воспитать собственного ребенка!»), серьезно ставят под вопрос любую терапию и даже способны повлечь ее резкое, неожиданное прерывание. В основе такого прерывания лежит предсознательное соперничество «родители-психотерапевт». Таким образом, необходимо завоевать и их доверие, хотя иногда в глубине души и досадуешь на некоторые моменты в родительском поведении.

Такие «трехсторонние» отношения (терапевт/родители/ ребенок), основанные на взаимном уважении, иногда напоминающие семейную терапию (даже если не все члены семьи присутствуют одновременно), нередко очень запутаны, и молодому начинающему психотерапевту иногда проще вести терапию со взрослым клиентом, пусть даже старше его по возрасту!

С другой стороны, работа с детьми требует не только дополнительной специфической подготовки, но и соответствующего оборудования: ковровое покрытие или ковер, подушки, одеяла, мягкие игрушки и куклы разных размеров, маленькие персонажи и аксессуары типа Playmobil, игры или игрушки, цветные карандаши и фломастеры, пустые картонные коробки и т. п., не говоря уже о комнате ожидания для родителей. Как правило, сеансы будут короче (тридцать минут, например).

Детские терапии часто проходят в учреждении (новое распределение ролей в треугольнике), что предусматривает, как правило, работу в команде. Одновременно психотерапевт ощущает поддержку и ограниченность автономии, но также и необходимый обмен диагностическими и терапевтическими ссылками, которыми каждый специалист руководствуется в соответствии с практикуемым методом (психоанализ, КБТ, гуманистические подходы, play therapies).

Работа с подростками особенно сложна. Нередко их запросы двусмысленны, они нарушают регулярность сеансов, болезненно воспринимают возможные замечания или намеки, их реакции сложнопредсказуемы... Профессиональная тайна должна храниться очень скрупулезно. Работа с подростковыми группами очень увлекательна, но такие группы сложно контролировать. Специализация для работы с подростками коренным образом отличается от специализации для работы с детьми в предподростковом возрасте. К тому же неуместным будет объединять в одну группу младших и старших подростков. И разумеется, воспитательный и информационный моменты нельзя исключать из сеансов или «групп встреч».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Охрана окружающей среды для детей

Когда вы думаете о многочисленных проблемах окружающей среды, вставших перед современным…

Родитель как клиент

Многие работающие сегодня педагоги помнят, что еще совсем недавно, в советские времена,…

Компьютерная зависимость

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х…

Как научиться эффективному взаимодействию с детьми?

Воспитание ребенка - ответственное и серьезное дело, к его выполнению можно относиться…