Особенности работы психотерапевта с детьми и подростками


Психотерапевту скучать не приходится. В особенности тому, который имеет широкую специализацию. Клиенты, не похожие друг на друга, проходят вереницей перед ним: дети, подростки, взрослые или пожилые, депрессивные или возбужденные, молчаливые или общительные, зависимые или бунтующие, пары, семьи или группы — все они заставляют психотерапевта быть начеку!

Когда просматриваешь различные справочники on line, часто встречаешь пометку: «принимает детей и подростков». А ведь это — совершенно разная клиентура! Наверное, подростки более отличаются от малолетних детей, чем от взрослых. А значит, на самом деле, речь идет о трех различных специализациях, требующих специфического опыта, если не специальной дополнительной подготовки. Кроме того, нежелательно специализироваться на детских психотерапиях без предварительной общей подготовки и достаточного опыта работы со взрослыми.

С другой стороны, наряду с психотерапией ребенка необходимо будет поддерживать непростые отношения с родителями, которых нельзя оставлять без внимания. С ними нужно быть довольно сдержанным и не вступать в излишние конфликты, так как это может подорвать доверие между психотерапевтом и ребенком. В большинстве случаев родители составляют основную жизненную среду ребенка. Поэтому их недомолвки, неловкие поступки или слова, проекционные идентификации, так же как и ущемленное самолюбие или чувство вины («Я не сумела воспитать собственного ребенка!»), серьезно ставят под вопрос любую терапию и даже способны повлечь ее резкое, неожиданное прерывание. В основе такого прерывания лежит предсознательное соперничество «родители-психотерапевт». Таким образом, необходимо завоевать и их доверие, хотя иногда в глубине души и досадуешь на некоторые моменты в родительском поведении.

Такие «трехсторонние» отношения (терапевт/родители/ ребенок), основанные на взаимном уважении, иногда напоминающие семейную терапию (даже если не все члены семьи присутствуют одновременно), нередко очень запутаны, и молодому начинающему психотерапевту иногда проще вести терапию со взрослым клиентом, пусть даже старше его по возрасту!

С другой стороны, работа с детьми требует не только дополнительной специфической подготовки, но и соответствующего оборудования: ковровое покрытие или ковер, подушки, одеяла, мягкие игрушки и куклы разных размеров, маленькие персонажи и аксессуары типа Playmobil, игры или игрушки, цветные карандаши и фломастеры, пустые картонные коробки и т. п., не говоря уже о комнате ожидания для родителей. Как правило, сеансы будут короче (тридцать минут, например).

Детские терапии часто проходят в учреждении (новое распределение ролей в треугольнике), что предусматривает, как правило, работу в команде. Одновременно психотерапевт ощущает поддержку и ограниченность автономии, но также и необходимый обмен диагностическими и терапевтическими ссылками, которыми каждый специалист руководствуется в соответствии с практикуемым методом (психоанализ, КБТ, гуманистические подходы, play therapies).

Работа с подростками особенно сложна. Нередко их запросы двусмысленны, они нарушают регулярность сеансов, болезненно воспринимают возможные замечания или намеки, их реакции сложнопредсказуемы… Профессиональная тайна должна храниться очень скрупулезно. Работа с подростковыми группами очень увлекательна, но такие группы сложно контролировать. Специализация для работы с подростками коренным образом отличается от специализации для работы с детьми в предподростковом возрасте. К тому же неуместным будет объединять в одну группу младших и старших подростков. И разумеется, воспитательный и информационный моменты нельзя исключать из сеансов или «групп встреч».

Похожие статьи

Комментарии закрыты.