Особенности работы школьного логопункта в рамках эксперимента

«Начальная школа XXI века» — в последнее время уделяется много внимания этому проекту. Повышенный интерес педагогов к данному новшеству не случаен, поскольку авторским коллективом решаются актуальные вопросы для начальной школы.

  • Каковы приоритетные направления?
  • Что такое развитие младших школьников?
  • Как и на каких психических процессах нужно строить обучение в первом школьном звене?

Сегодня любой современный педагог, работающий с детьми, должен не только отчетливо понимать ту роль, которую играет школа во всестороннем развитии личности, но и ощущать, сохранять индивидуальность каждого ребенка. Педагог должен видеть, что ученик младшего школьного возраста XXI века отличается от сверстников XX отношением к учебной деятельности. Это означает, что младший школьник изменяет сам себя, владеет умениями самообучения и саморазвития.

Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Методика изучения предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его эмоциональной и духовной культуры.

Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Опираясь на приоритетные цели обучения, необходимо использовать современный взгляд на организацию работы логопедического пункта. Логопедический пункт – это не только исправление речевых нарушений и оказание помощи учащимся в развитии устной и письменной речи. Перед логопедом стоит задача разработать для каждого ребенка индивидуальную стратегию коррекционно-педагогического воздействия, при этом дифференцированный подход должен учитывать не только структуру нарушения, но и индивидуальные психологические особенности школьника с речевым нарушением. Прежде всего, это особенности динамики поведения и деятельности, зависящие  от таких факторов, как психологическое состояние, мотивация, способности, своеобразие приобретенного опыта учебной деятельности, эмоциональная и общая активность.

Логопед:
  • Обогащение актива и пассива словаря
  • Формирование правильного лексического и грамматического строя речи
  • Исправление дефектов речи.
  • Консультативная работа
  • Методическая работа

Из опыта прошлых лет я наблюдала увеличение количества учащихся с речевым недоразвитием. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального развития.

В нашей школе созданы условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. При поступлении в школу они обследуются, проходя психолого-логопедическую диагностику, и по рекомендациям специалистов обучаются по различным программам.

Детям с легким речевым недоразвитием предлагаются учебные программы «Школа 2000-2100», «Гармония» и оказывается логопедическое сопровождение. По данным программам планируется общая работа учителя и логопеда над развитием фонетической стороны речи, словообразования, словоизменения, лексики. В исправлении речи дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, как правило, добиваются быстрых положительных результатов. Дети в процессе обучения знакомятся со звуковой системой языка  и формированием фонетических умений. Через индивидуальный и комплексный подход к каждому школьнику можно подобрать нужную для него программу и методы коррекции для успешного и желаемого обучения.

После изучения программы обучения возникала необходимость в изменении планирования логопедической деятельности, форм работы:

  • Зону ближайшего развития ребенка. – Необходимая база для усвоения новых знаний: например, при изучении звуков речи ребенок должен владеть правильным произношением изучаемых звуков, уметь слышать, различать, выделять их.
  • Изменить взгляд на работу по звуковому составу. Звуки речи рассматривать как материал языка, а не отдельную единицу речи.
  • Согласовать логопедическую коррекцию с планирование учебного занятия учителя.
  • Использовать преемственность в работе со службами сопровождения.

Для данной категории детей занятия проводим ежедневно как у логопеда, так и у психолога, индивидуально и в группах. Кроме того, эффективной формой работы оказывается работа в парах. Это побуждает ребенка к активной речевой деятельности, формирует положительную установку ребенка на участие в коррекционных занятиях, включает его в совместную деятельность с логопедом – у ребенка появляется желание и возможность ее осуществлять.

Взаимоотношения между логопедом и ребенком устанавливаю на принципах доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества, отсутствия принуждения.  Ребенку предоставляю возможность выбрать один из предложенных логопедов видов деятельности. Оказываю любую предупреждающую затруднения и ошибки помощь. Обязательно поддерживаю интерес к новой ситуации, возможность с помощью логопеда выполнить то, что не получается в классе. Стремлюсь к тому, чтобы понимание необходимости хорошо выполнить задание переходило во внутреннюю потребность детей. При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мною используются разнообразные методы и приемы. Наиболее эффективный результат помогают достичь следующие:

  • Использование наглядных моделей и наглядного моделирования (Эльконин Д.Б., Журова Л.Е.). В работе использую сигнальные схемы, помогающие дать характеристику любого звука, модели гласных, согласных со схематичной артикуляцией положения губ, шифровки для обыгрывания звукового анализа слов, слоговые дорожки, фишки, цифровой ряд, слоги-подъезды, слово-дом, дерево родственных слов, растущих от одного корня, «живые» слова, копилка новых слов, пиктограммы и др.
  • Развивая представление детей о буквенных обозначениях речевых звуков, я использую головоломки зашифрованных букв, опознание букв, вырезанных из различного материала (фольга, металл, пластмасса, бумага, проволока), обведением пальцем без зрительной опоры. Выкладывание букв из палочек, шнура, фасоли.
  • В процессе выполнения задания уделяю внимание организации творческой поисковой деятельности детей. Представляю цепочку последовательно усложняющихся проблемных ситуаций. У ребенка появляется возможность участия в поиске способа решения поставленной проблемы. Помощь педагога постепенно уменьшается. Например, знакомство на практическом уровне с прилагательным, глаголом, самостоятельный анализ речевых высказываний, конструирование фраз, текстов и др.

Фрагмент занятия.

Тема: «Звук-буква».
Цели: 

  • Развитие артикуляционного праксиса через оральный, зрительный, акустический контроль;
  • Развитие тактильно-кинетических ощущений при работе с буквами.

Материал: Наглядные модели гласных звуков, схема акустико-артикуляционного образа звука.

Инструкция:

«По беззвучной артикуляции модели определи звук. Правильно произнеси его с определенным заданием: с увеличением силы голоса, с вопросительной интонацией, с интонацией радости, по ритму I-III».
«Узнай букву» — работа в парах.
Сидящий сзади ребенок «пишет» на спине другого пальцем любую букву, тот отгадывает.

«Изобрази букву телом» (по Власовой «Логоритмика»)

В ходе обучающего эксперимента учащиеся начальных классов с ОНР могут использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно выполнять любую задачу творчески, анализировать результаты своей деятельности – это указывает на положительную динамику в развитии речевых и неречевых функций.

Белоусова Е.Л.
учитель-логопед
МБОУ гимназия №4,
г. Пятигорск

Особенности работы школьного логопункта в рамках эксперимента.

Читайте также:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов — семинар-тренинг.
Имидж классного руководителя.
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.