Первичная психодиагностика в работе с семьей

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии работы по диагностике семьи и семейного воспитания лежат два положения:

первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах формирования отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем (Бодалев, 1983).

Алгоритм работы психолога при первичной психодиагностике:

1. Выявить субъекты и объекты помощи. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Кто в семье нуждается в помощи?
2) Каков характер этой помощи?
3) Может ли оказать помощь сам психолог?
4) К каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка, если это не компетенция психолога?

2. Разобраться в характере жалобы родителей. Определить вид жалобы: обоснованная, необоснованная, частично обоснованная. От вида жалобы зависит характер диагностических процедур.

3. Выяснить собственное понимание проблемы-жалобы родителями, осознание ее причин, ожидаемые результаты психологической помощи.

Различные детерминации жалоб родителей, вид помощи и участие психолога в процессе (Овчарова, 1996):

  • психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога;
  • искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога;
  • психопатология родителей — направление на лечение к психиатру;
  • дисгармония психологического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога;
  • нарушение личностного развития ребенка — II этап диагностики и психокоррекции ребенка й родителей;
  • задержанное психическое развитие ребенка — консультация психолога, направление к дефектологу;
  • психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу;
  • повреждение психического развития — направление к психиатру;
  • искаженное психическое развитие — направление к психиатру.

4. Первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъективно-объективный локус.

Объекты жалоб могут быть следующими:

  • нарушение психического и соматического здоровья;
  • ролевое поведение;
  • соответствие поведения возрасту, психическим  нормам;
  • индивидуальные психологические особенности;
  • психологическая ситуация;
  • объективные обстоятельства.

Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных. Реакция психолога зависит от особенностей поведения родителей. Ниже приводится таблица, пользуясь которой, вы быстро сможете сориентироваться в способах реагирования на ту или иную особенность поведения родителей (Овчарова, 1996).

Таблица 8
Реакция психолога на различные поведенческие синдромы родителей
(по  Р. В. Овчаровой)

Основные поведенческие синдромы родителейРеакция психолога на различные поведенческие синдромы клиентов

1. Подозрения на душевные заболевания:  
сбивчивое, путаное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;  
неучет реакции консультанта;
отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;
исключительная психологичность проблем,  формулируемых клиентом;
нереалистичностъ запроса

1. Клиента нужно переадресовать в медицинское учреждение

2. Синдром поиска социальных союзников:
много жалоб, субъективный локус которых — «третьи лица»;
проблема клиента:  привести поведение их («третьих лиц») в соответствие с законом, моралью, справедливостью;
запрос:  помогите повлиять, как заставить и т. п.;
отношение к субъекту жалобы чаще негативное;
отношение к консультанту  утилитарное

2. Дать разъяснения психологического характера в краткой, сжатой форме

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской
тревожности:
жалобы на ребенка;
фаталистический самодиагноз;
хочет помочь, но бессилен;
просьба помочь ребенку;
отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное; отношение к консультанту деловое;
гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений

3. Провести дополнительную диагностику детско-родительских отношений и обратиться к психотерапии родителей; в этом случае психологу, следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу

4. Синдром нелюбящего родителя:
жалобы те же,  что в предыдущем случае;
в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие
поведения ребенка должному;
в качестве самодиагноза: «злая воля»;
добавляются: «аномалия», «генетическая
запрограммированность»;
отношение к ребенку с антипатией, неуважением;
отношение к консультанту — ригидное;
запрос: помогите переломить, переформировать, исправить

4. Следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу

5. Синдром неуверенного родителя:
жалобы на ребенка;
несоответствие ребенка идеалу;
самодиагноз — неверные действия, слабость;
проблема: не знаю как…;
запрос:  помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;
отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;
отношение к консультанту адекватное

5. Психодиагностика и психологическая поддержха родителей

6. Синдром личностного неблагополучия:
жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние невроза)

Формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная коррекция

Таким образом, психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога.


Первичная психодиагностика в работе с семьей


Ранее опубликованно:
Психологическая работа в школе
Похожие статьи

Комментарии закрыты.