Первичная психодиагностика в работе с семьей
Ряд специалистов считает, что в основе стратегии работы по диагностике семьи и семейного воспитания лежат два положения:
первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах формирования отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем (Бодалев, 1983).
Алгоритм работы психолога при первичной психодиагностике:
1. Выявить субъекты и объекты помощи. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Кто в семье нуждается в помощи?
2) Каков характер этой помощи?
3) Может ли оказать помощь сам психолог?
4) К каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка, если это не компетенция психолога?
2. Разобраться в характере жалобы родителей. Определить вид жалобы: обоснованная, необоснованная, частично обоснованная. От вида жалобы зависит характер диагностических процедур.
3. Выяснить собственное понимание проблемы-жалобы родителями, осознание ее причин, ожидаемые результаты психологической помощи.
Различные детерминации жалоб родителей, вид помощи и участие психолога в процессе (Овчарова, 1996):
- психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога;
- искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога;
- психопатология родителей — направление на лечение к психиатру;
- дисгармония психологического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога;
- нарушение личностного развития ребенка — II этап диагностики и психокоррекции ребенка й родителей;
- задержанное психическое развитие ребенка — консультация психолога, направление к дефектологу;
- психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу;
- повреждение психического развития — направление к психиатру;
- искаженное психическое развитие — направление к психиатру.
4. Первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъективно-объективный локус.
Объекты жалоб могут быть следующими:
- нарушение психического и соматического здоровья;
- ролевое поведение;
- соответствие поведения возрасту, психическим нормам;
- индивидуальные психологические особенности;
- психологическая ситуация;
- объективные обстоятельства.
Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных. Реакция психолога зависит от особенностей поведения родителей. Ниже приводится таблица, пользуясь которой, вы быстро сможете сориентироваться в способах реагирования на ту или иную особенность поведения родителей (Овчарова, 1996).
Таблица 8
Реакция психолога на различные поведенческие синдромы родителей
(по Р. В. Овчаровой)
Основные поведенческие синдромы родителей | Реакция психолога на различные поведенческие синдромы клиентов |
---|---|
1. Подозрения на душевные заболевания: | 1. Клиента нужно переадресовать в медицинское учреждение |
2. Синдром поиска социальных союзников: | 2. Дать разъяснения психологического характера в краткой, сжатой форме |
3. Синдромы детского неблагополучия и родительской | 3. Провести дополнительную диагностику детско-родительских отношений и обратиться к психотерапии родителей; в этом случае психологу, следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу |
4. Синдром нелюбящего родителя: | 4. Следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу |
5. Синдром неуверенного родителя: | 5. Психодиагностика и психологическая поддержха родителей |
6. Синдром личностного неблагополучия: | Формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная коррекция |
Таким образом, психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога.
Комментарии закрыты.