Чт08242017

Обновление08:40:13

Первичная психодиагностика в работе с семьей

Семья на приёме у психолога

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии работы по диагностике семьи и семейного воспитания лежат два положения:

первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах формирования отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

второе (практическое) — заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем (Бодалев, 1983).

Алгоритм работы психолога при первичной психодиагностике:

1. Выявить субъекты и объекты помощи. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
1) Кто в семье нуждается в помощи?
2) Каков характер этой помощи?
3) Может ли оказать помощь сам психолог?
4) К каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка, если это не компетенция психолога?

2. Разобраться в характере жалобы родителей. Определить вид жалобы: обоснованная, необоснованная, частично обоснованная. От вида жалобы зависит характер диагностических процедур.

3. Выяснить собственное понимание проблемы-жалобы родителями, осознание ее причин, ожидаемые результаты психологической помощи.

Различные детерминации жалоб родителей, вид помощи и участие психолога в процессе (Овчарова, 1996):

  • психологическая неграмотность родителей — информирование, разъяснение, консультирование психолога;
  • искаженные родительские отношения — психокоррекционная работа психолога;
  • психопатология родителей — направление на лечение к психиатру;
  • дисгармония психологического развития ребенка — психокоррекционная работа психолога;
  • нарушение личностного развития ребенка — II этап диагностики и психокоррекции ребенка й родителей;
  • задержанное психическое развитие ребенка — консультация психолога, направление к дефектологу;
  • психическое недоразвитие ребенка — направление к дефектологу;
  • повреждение психического развития — направление к психиатру;
  • искаженное психическое развитие — направление к психиатру.

4. Первичное заключение о семье на основе анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъективно-объективный локус.

Объекты жалоб могут быть следующими:

  • нарушение психического и соматического здоровья;
  • ролевое поведение;
  • соответствие поведения возрасту, психическим  нормам;
  • индивидуальные психологические особенности;
  • психологическая ситуация;
  • объективные обстоятельства.

Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родителей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных. Реакция психолога зависит от особенностей поведения родителей. Ниже приводится таблица, пользуясь которой, вы быстро сможете сориентироваться в способах реагирования на ту или иную особенность поведения родителей (Овчарова, 1996).

Таблица 8
Реакция психолога на различные поведенческие синдромы родителей
(по  Р. В. Овчаровой)

Основные поведенческие синдромы родителейРеакция психолога на различные поведенческие синдромы клиентов

1. Подозрения на душевные заболевания:  
сбивчивое, путаное изложение, нелогичность, бредовые идеи, галлюцинации;  
неучет реакции консультанта;
отсутствие эмоциональных и поведенческих подтверждений самодиагноза;
исключительная психологичность проблем,  формулируемых клиентом;
нереалистичностъ запроса

1. Клиента нужно переадресовать в медицинское учреждение

2. Синдром поиска социальных союзников:
много жалоб, субъективный локус которых - «третьи лица»;
проблема клиента:  привести поведение их («третьих лиц») в соответствие с законом, моралью, справедливостью;
запрос:  помогите повлиять, как заставить и т. п.;
отношение к субъекту жалобы чаще негативное;
отношение к консультанту  утилитарное

2. Дать разъяснения психологического характера в краткой, сжатой форме

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской
тревожности:
жалобы на ребенка;
фаталистический самодиагноз;
хочет помочь, но бессилен;
просьба помочь ребенку;
отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное; отношение к консультанту деловое;
гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии довольно значимых подтверждений

3. Провести дополнительную диагностику детско-родительских отношений и обратиться к психотерапии родителей; в этом случае психологу, следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу

4. Синдром нелюбящего родителя:
жалобы те же,  что в предыдущем случае;
в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие
поведения ребенка должному;
в качестве самодиагноза: «злая воля»;
добавляются: «аномалия», «генетическая
запрограммированность»;
отношение к ребенку с антипатией, неуважением;
отношение к консультанту - ригидное;
запрос: помогите переломить, переформировать, исправить

4. Следует быть осторожным в диагностике ребенка, а родителей включить в родительскую группу

5. Синдром неуверенного родителя:
жалобы на ребенка;
несоответствие ребенка идеалу;
самодиагноз - неверные действия, слабость;
проблема: не знаю как...;
запрос:  помочь в выработке позиции и эмоциональной поддержке;
отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной близости;
отношение к консультанту адекватное

5. Психодиагностика и психологическая поддержха родителей

6. Синдром личностного неблагополучия:
жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже на состояние невроза)

Формы работы, направленные на их личностный рост, индивидуальная коррекция

Таким образом, психодиагностика семьи и семейного воспитания не является самоцелью, она является основой для оказания индивидуализированной адресной помощи родителям и поэтому требует вдумчивого исследовательского подхода психолога.


Первичная психодиагностика в работе с семьей


Ранее опубликованно:
Психологическая работа в школе

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Что делать если ребенка обижают сверстники?

Что делать если ребенка обижают сверстники и он боится (не знает как) дать отпор…

Конфликтный класс

Достаточно часто процессы, происходящие во "внутренне конфликтном" классе, можно…

Если ребенок не хочет читать

В самом деле, очень интересно, отчего это одни малыши обожают рассматривать книжки с…

Психолого-педагогический анализ урока

Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков…