Вт12062016

Обновление09:33:56

План работы психолога в школе

План работы психолога

План работы психолога в школе.


Методические рекомендации.

Форма годового плана работы психолога утверждена инструктивным письмом департамента образования г. Москвы № 2-30-20 «О ведении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» от 9.08.2003. Согласно этому документу, годовой (перспективный) план работы составляется в виде таблицы, в которой указаны в общем виде цели, задачи, виды деятельности и сроки проведения работ, планируемых в текущем учебном году.

Даты проведения

Вид работы

С кем проводится работа

Ответственный

Примечания

1

2

3

4

5

Так как годовой план работы психолога является именным, то колонку «ответственный» можно не использовать (если, конечно, это не совместный план работников социально-психологической службы, в этом случае ответственным исполнителем назначается работник, непосредственно отвечающий за данный вид работ).

При составлении годового плана работы психолога нужно руководствоваться следующим алгоритмом:

  • На основании аналитического отчета за текущий учебный год, определить цель и задачи работы школьного психолога на следующий учебный год, составить план мероприятий, направленных на решение выявленных проблем, приблизительно распределить их по датам (месяцам) и количеству времени, необходимому для их проведения (сентябрь - декабрь).
  • Черновой план мероприятий согласовать с заместителями директора по учебной и социальной работе, для включения их в учебно-воспитательный план образовательного учреждения.
  • Скорректировать план с учетом предложений и замечаний администрации школы.
  • Согласовать план работы с методистами-психологами в методическом центре.
  • Согласованный план в 2-х экземплярах утвердить у директора ОУ. Один экземпляр отдается директору, второй – хранится в папке документов педагога-психолога.

Существует несколько вариантов оформления годового плана работы психолога школы:

  • По видам деятельности педагога-психолога:

Даты проведения

Вид работы

С кем проводится работа

Примечания

Развивающая работа

Сентябрь-апрель

Групповые занятия

1 – 4 классы

развитие личностной и межличностной сфер младших школьников по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4)»

ноябрь – май

Групповые занятия

1 – 4 классы

Развитие когнитивной сферы младших школьников по программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» Занятия в группах, сформированных по результатам мониторинга.

Сентябрь–декабрь

Занятия в классном коллективе

5-е классы

Адаптация 5-классников к средней школе по программе Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!»

  • По возрасту учащихся (по параллелям):

Даты проведения

Вид работы

Примечания

Младшая школа

1-е классы

Сентябрь

Выступление на родительском собрании

Тема: «особенности адаптационного периода у первоклассников», сбор информированных согласий о работе психолога с детьми.

Сентябрь-апрель

Групповые занятия.

развитие личностной и межличностной сфер младших школьников по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4)»

Октябрь

Мониторинг адаптации в школьной среде.

Анкетирование родителей, беседы с педагогами, включенное наблюдение, анализ ученических тетрадей, «психолого-педагогическая карта школьника» Афанасьевой Е. И.(наблюдение по Н.Я.Семаго)

Ноябрь

Углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Карта наблюдения Стотта. (либо, к примеру, «Диагностический комплект» Семаго)

Ноябрь

Участие в заседании ПМПК по проблеме школьной дезадаптации первоклассников.

Представление результатов углубленной психологической диагностики дезадаптированных учащихся, разработка и согласование психолого-педагогической программы развивающей работы.

В любом случае, оформляя годовой план работы психолога школы необходимо соблюдать принцип системности работы, т.е. виды проводимых работ должны иметь единую цель, быть логически связаны между собой и соотнесены с закономерностями психического развития и актуального состояния учащихся.

К примеру, эффективность занятий по развитию когнитивной сферы у учащихся 10-11 классов будет минимальной, равно как и занятия по программам профессиональной ориентации с учениками младшей школы.

Виды деятельности педагога-психолога, которые должны быть отражены в годовом плане работы.

  • Диагностическая работа.
    • При планировании диагностической работы необходимо указать цель диагностической процедуры, возраст обследуемых (класс), полное название используемых методик с указанием авторов.
    • Все результаты диагностики должны быть использованы (иметь свое продолжение) в системе развивающей работы.
    • Диагностика не должна быть основным видом работы в деятельности школьного психолога.
    • Диагностическая и развивающая работа должна планироваться с учетом особенностей и закономерностей психического развития школьников и быть направлена на исследование тех сфер, к развитию которых учащиеся сензитивны в текущий момент времени.

В качестве оптимального варианта, диагностическую работу можно рекомендовать в критичные школьные периоды:

  • обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
  • обследование пятиклассников на этапе адаптации всреднем звене;
  • Профориентационная диагностика старшеклассников.
  • Система развивающей работы.

Проведение развивающих занятий является основным видом деятельности школьного психолога, на которую должно отводиться не менее половины «практических часов». Основной акцент в работе необходимо делать на групповые развивающие занятия. При планировании развивающих занятий, необходимо указать:

  •  
    • Цели и задачи занятий (что развиваем, с кем проводим).
    • Вид занятий (групповые или индивидуальные).
    • Название используемой программы с указанием автора.
    • Время проведения (например: сентябрь - декабрь).

В систему развивающей работы в обязательном порядке должны входить программы по предпрофильной подготовки учащихся.

  • Консультативная работа.

Указываются субъекты консультационной практики (учащиеся, педагоги, администрация, родители).

Круг запросов на консультацию у школьного психолога ограничивается проблемами связанными с:

  • обучением
  • воспитанием
  • поведением (эмоциональными проблемами)
  • адаптацией
  • детско-родительскими отношениями (ровно столько, насколько это имеет отношение к поведению и успеваемости учащегося в школе)
  • профессиональной ориентацией
  • зависимостями
  • определением дальнейшего образовательного маршрута
  • Психологическое просвещение.

Включает в себя выступления на родительских собраниях, педагогических советах, просветительские и профилактические семинары, беседы, лектории для учащихся, родителей и педагогов.

Указывается тема просветительского мероприятия, форма и ориентировочное время проведения.


Даты проведения

Вид работы

С кем проводится работа

Примечания

Психологическое просвещение.

Сентябрь

Выступление на родительских собраниях.

Родители учеников 1-х классов

Тема: «Возрастные особенности первоклассника, помощь ребенку в адаптации к школе со стороны родителей»

ноябрь

Доклад на педагогическом совете.

Администрация, педагоги.

Тема: «Особенности адаптационного периода 5-классников к среднему звену, результаты мониторинга параллели»

Май

Тематические дискуссии с учащимися, приуроченные к майским праздникам

8 – 11 классы по параллелям.

Тема «Толерантность, как необходимое условие для развития свободного общества»

  • Методическая работа.

Указываются виды работ, которые психолог проводит в «методические часы»:

  • Подготовка к различным видам практических работ;
  • Обработка результатов мониторингов и диагностических мероприятий;
  • Оформление кабинета и уголка школьного психолога;
  • Посещение окружных и районных семинаров и практикумов, курсов повышения квалификации;
  • Заполнение журналов и оформление документации;
  • Написание отчетов и заключений и пр.

План работы психолога в школе.


На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Родители ни при чем

Многие из нас слышали понятие «война полов». Большинство мужчин и женщин постоянно…

Воспитание самостоятельности у детей

Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. Взрослому…

Медицинское использование БОС

На уровне идей работа Миллера продемонстрировала, что различия между человеческим разумом…

Внутренне конфликтный и закрытый класс

Достаточно часто процессы, происходящие во «внутренне конфликтном» классе, можно…