Ср12072016

Обновление09:33:56

Популярные приемы и методы психотерапии

групповая психотерапии
Содержание:
Пустой стул
Символические предметы и «спряжение наоборот»
Переходные предметы
Рисунок
Зеркало
Тело
Сексуальность
Работа над сновидением
EMDR (ДПДГ)
Пентаграмма Гингера
Драматический треугольник Карпмана

Разнообразие приемов психотерапии

Для работы психотерапевт располагает разнообразными техническими приемами. Это своего рода «ящик для инструментов», из которого по мере необходимости он достает то предметы (paper board, подушки, плюшевые игрушки, зеркало, символические предметы), то формы работы (слово, молчание, движение, психодрама, монодрама, игры и физические упражнения, массажи, рисунок, EMDR...), то шаблоны и схемы (пентаграмма, колесо расстройств, генограмма, треугольник Карпмана...). И конечно же, он постоянно придумывает новые приемы, в зависимости от обстоятельств и в соответствии со своим вдохновением и креативностью.

Опытность и мастерство практикующего психотерапевта — так же как и столяра или сантехника — состоят в умении выбрать наилучший «инструмент» в наиболее подходящий момент, что позволит с легкостью достичь наибольшего эффекта в соответствии с его личными предпочтениями и собственным стилем.

В рамках одной статьи невозможно сделать исчерпывающий обзор разнообразных вариантов работы; поэтому мы ограничились лишь несколькими, наиболее интересными, на наш взгляд, приемами психотерапии.

Пустой стул

Так называемая техника пустого стула (empty chair) была распространена Фрицем Перлсом, главным основателем гештальттерапии, во время его пребывания в Эсалене (Калифорния) в конце карьеры. Эту технику часто ошибочно принимают даже за символ подхода гештальт. Так же как и кушетку — за символ психоанализа. Клиент, находящийся «в процессе» («работающий») на горячем стуле (hot seat), обращается к избранному воображаемому персонажу, якобы сидящему на пустом стуле напротив. Так он может прямо обратиться к своему отцу (даже усопшему!), к своей подруге, начальнику и экспрессивно выразить им свое чувство любви, восхищения, страха или гнева в прямой, а не косвенной речи, что способствует большей вовлеченности. Затем психотерапевт может предложить клиенту занять пустое место, воплощая воображаемого человека, и отвечать вместо него (монодрама).

Разумеется, стул можно заменить подушкой или же чем- либо из одежды, парой обуви и любым другим предметом (очки, колье, кольцо, книга, зажигалка, мусорная корзина).

Символические предметы и «спряжение наоборот»

Произвольное применение символических предметов нередко представляет незаметный и постепенный переход от исключительно вербальной работы к действиям более физическим.

- Может ли один из предметов, находящихся в этой комнате, олицетворить Вашу мать, умершую, когда Вам было 15 лет?
- Эта ваза, например... хрупкая и стоящая в отдалении.
- Могли бы Вы прямо обратиться к этой вазе и сказать ей, употребляя настоящее время: «Я чувствую, что ты хочешь оставаться на расстоянии, я чувствую твою хрупкость, и мне хотелось бы сказать, что...».
- Какой-либо из предметов здесь, в кабинете или из стоящих на столе, может олицетворить Вас лично?.. И если «да», то что он мог бы сказать?..

технические приемы психотерапииНа самом деле, вначале происходит словесный обмен, более «населенный» и нередко отягощенный эмоциями. Можно поощрять возрастание вовлеченности посредством того, что Серж Гингер окрестил «спряжением наоборот»: он, ты, я. Мы будем сначала говорить о предмете (кого-либо символизирующем) в третьем лице, затем — обращаться к нему и, наконец, побуждаем его к разговору. Постепенно можно вообще «расхрабриться» и переместить некоторые предметы, таким образом начиная физическое участие, способствующее регистрации пережитого в глубоких лимбических слоях эмоционального мозга (откуда оно будет перемещено к кортикальным зонам долговременной памяти, в частности во время последующих периодов сновидений). Таким образом, любой опыт будет зарегистрирован и «метаболизирован», тогда как слова в чистом виде «испаряются» (verba volent).

Многие клиенты демонстрируют заинтересованность в такого рода играх, простых и почти спонтанных, особенно если предварительно не объявлять об «упражнениях»!

Необходимо уделить внимание фазе «выход из роли» (заимствование из психодрамы) для того, чтобы клиент завершил, исполняя свою собственную роль. Это — своего рода возвращение к «спряжению по правилам» (я, ты, он, а затем — мы). Так, например, сначала говорим о своей усопшей матери, потом обращаемся к ней, а затем «предоставляем ей слово».

«Я к тому времени уже давно была больна и не смогла уделить тебе столько внимания, сколько мне хотелось бы...» Клиентка снова обращается к матери: «Да, все это мне известно и все-таки мне тебя очень не хватало. Мне нужен был человек, которому я бы могла все доверить...» А потом — возвращаемся к здесь и теперь, к третьему лицу: «Даже во время болезни мы могли бы общаться время от времени "с глазу на глаз"».

И в заключение переходим к отношениям с психотерапевтом, к «мы»: «Мне так и не удалось найти "заменитель" этим до-верительным женским отношениям, несмотря на то, что у меня есть близкая подруга, которой можно все доверить... Но она — не мой идеал... Она  слишком ярая сторонница феминизма и недостаточно женственна.»». Таким образом, положено начало совместным с психотерапевтом размышлениям о нынешних ценностях клиентки, о ее взглядах на семью и общество.

Переходные предметы

Во время длительного перерыва в отношениях между психотерапевтом и клиентом (временная уязвимость последнего или каникулы) ему можно предложить «переходный предмет» (Винникотт, 1971). Это может быть платочек, который можно незаметно сжимать в кармане, шарфик вокруг шеи или браслет, кольцо, ручка, наделенные «магическими» психическими свойствами, заменяющие одушевленного отсутствующего защитника...

Мобильный телефон также поможет утратившему ориентиры человеку поддерживать ободряющую связь, но лишь при условии ограничения краткими звонками в заранее установленных временных рамках. Это одновременно ограничит и загруженность психотерапевта, и чрезмерную зависимость пациента.

В течение некоторого времени возможно поддерживать психотерапевтический обмен посредством e-mail (и даже webcam), но, тем не менее, не стоит ограничиваться психотерапией на расстоянии: в таком случае теряются основные элементы: паузы, окружение, личное присутствие, манера поведения, взгляд, физический контакт (не говоря уже о феромонах!1).

Рисунок

методы психотерапииДругой способ выйти за рамки вербальной экспрессии (правое полушарие мозга) — это рисунок. Но наиболее часто встречающимся ответом на предложение что-либо нарисовать является: «Я не умею рисовать!». Отвечать следует, что это не имеет никакого значения, что можно рисовать символы, а не реалистические образы. По сравнению с маленьким наброском, выполненным за столом или на коленях, рисунок наpaper board или на белой стенной доске, выполненный стоя, требует более  размашистых движений кисти, плеча и предплечья, а значит, задействует более важные церебральные зоны, что сопровождается модификацией биохимического равновесия организма (нейротрансмиттеры и гормоны) и способствует энграммации эмоционального опыта на длительный период.

Таким образом, можно достичь ощутимых терапевтических результатов, не прибегая к зрелищным физическим упражнениям, таким, например, как шумный катарсис, вызываемый некоторыми упражнениями биоэнергетического анализа (В. Рейх [Reich], А. Лоуэн [Lowen], Ж. Пьерракос [Pierrakos]), или примальной терапии (А. Янов [Janov]).

Вместо сцен и персонажей можно выбрать более абстрактные формы рисунка, как, например, мандала — симметричный, в основных чертах, рисунок, символизирующий важную жизненную тему или «squiggle» (Винникотт [Winicott]) — хаотический импровизационный рисунок («каляки-маляки»), выполненный совместно психотерапевтом и клиентом, которые поочередно наносят на бумагу новые элементы.

Можно также предложить клиенту создать свою ге- нограмму или трансгенерационную геносоциограмму (А. Анселен-Шюценбергер [Ancelin-Schutzenberger]). Это — схематическое генеалогическое дерево, представляющее семейную структуру такой, какой ее видит или воображает сам клиент.

Затем эту схему в зависимости от применяемой техники (психодрама Ж. Морено) можно будет устно прокомментировать, прямо обратиться к некоторым персонажам на рисунке, разыгрывать с ними сцены или предложить некоторым участникам в них воплотиться.

Можно также предложить лепку. В отдельных случаях психотерапевт может хранить эти произведения «в надежном месте», где-нибудь в кабинете, если позволяют его размеры, а в подходящий момент их задействовать.

Зеркало

Существует еще одна форма спокойной работы над телом. Это работа перед зеркалом, в котором клиент видит себя в полный рост, что дает возможность комментировать восприятие собственного тела под различными углами. Также возможен «диалог» с собственным телом: подавать реплики и самому же на них отвечать. Или же — нарисовать тело, полностью или частично, а затем внести «коррективы» в рисунок, в соответствии с желаемыми изменениями.

Этот тип работы часто дает интересные результаты в случаях дисморфофобии2, нарушениях пищевого поведения (булимия, гиперфагия3, анорексия) или при сексуальных проблемах.

Одной из технических разновидностей является фотодрама (С. Томкевич, Г. Гуаш): психотерапевт описывает клиенту эту технику и, если последний не против, его фотографируют на каждом сеансе и, при желании, снимки вывешивают в кабинете, где проходят индивидуальные или групповые сеансы. Это позволяет наглядно продемонстрировать перемены и использовать отклики свидетелей. Возможно также принести на сеанс серию личных детских фотографий или фотографий, на которых запечатлены наиболее важные жизненные моменты.

Тело

Условия работы с группой особенно благоприятствуют более конкретному задействованию тела. Действительно, применять физическую деятельность и тем более физический контакт (независимо от того, агрессивны они или нежны) более затруднительно в условиях индивидуальной терапии, поскольку это может дать основание неправильным интерпретациям с сексуальной коннотацией как самому клиенту, так и его партнеру, которому он, возможно, перескажет сеанс на свой лад.

Можно просто расхаживать по комнате, выискивать место, где чувствуешь себя наилучшим образом (свое место и дистанцию по отношению к остальным), силой отвоевывать приглянувшееся место, передвигаться с закрытыми глазами, соприкасаясь с другими или, наоборот, их избегая, и т. п. Каждое упражнение и ассоциации, которые оно вызывает, разумеется, будет лично комментироваться каждым участником по очереди и сопровождаться совместной работой, иногда по двое (диада), иногда — работой одного участника перед всей группой.

Очень интересна безмолвная прогулка с закрытыми глазами в сопровождении партнера, у которого глаза открыты (trust walk).

Оно может символизировать доверие клиента к психотерапевту, которого воспринимают как фантазматического проводника. Можно броситься в объятия группы, дать покачать себя на руках или, наоборот, попытаться разорвать живую цепь, вырваться из центра круга, как на волю из тюремного заключения... Вариантов бесконечное множество, и нередко они выводят к просветляющему осознанию, озарению (insights).

Массажи также способствуют осознанию собственного тела, собственной идентичности и ее границ, типа своего доверия и контакта. Массажей существует множество, и каждый из них представляет особенный интерес: Sensitive Gestalt Massage (SGM по M. Ельке и У. Банделоу), сенситивный массаж (С. Камилли), ролфинг (И. Рольф), посту- ральная интеграция (Ж. Пейнтер) и т. д.

Более щадящим (soft) является массаж рук. Он может быть сильным, нежным или даже эротизированным. Все виды массажа вызывают выделение окситоцина, гормона любви и привязанности между матерью и ребенком,'но также и между партнерами.

Сексуальность

Большинство психотерапий отводят важное место сексуальности, прямо или косвенно: супружеские проблемы с сексуальной доминантой, длительное отсутствие партнера, чрезмерная стеснительность или регулярные разрывы отношений и т. п.

Когда переживания из-за разрыва еще свежи, в большинстве случаев не нужно торопиться завязывать новые отношения. В подобном случае желательно сделать паузу, выдержать латентный период, чтобы ассимилировать «траур» и «поставить крест». В тоже время, весьма полезно, напрвить внимание мужчин почтенного возраста на тот, в некоторых случаях невозместимый ущерб, который способно нанести его сексуальности длительное сексуальное воздержание. Нередко эта тонкая физиологическая функция после перерыва возобновляется в недостаточном объеме, даже если мужчина вновь нашел желанную партнершу.

Вопрос сексуальности может быть затронут спонтанно или по побуждению психотерапевта, на индивидуальных сеансах или в условиях непрерывной групповой работы. Длительный опыт работы в сексотерапии демонстрирует, что вопреки опасениям работать над этой сложной темой в условиях психотерапевтической группы нередко оказывается проще: ты не одинок, ощущаешь поддержку других участников, используешь их вопросы и опыт.

К тому же можно выполнять некоторые упражнения. Вот далеко не полный их перечень:

  1. я представляюсь группе, представляя одновременно и предмет, символизирующий мою сексуальность;
  2. я прохаживаюсь по залу, стараясь ни к кому не прикасаться, или глядя на других, или слегка соприкасаясь с другими, обнимаясь...;
  3. прогулка «вслепую» под руководством партнера;
  4. выбраться из «груды» тел, приобретая самостоятельность, символизирующую рождение;
  5. в центре круга взаимодействовать вдвоем, втроем и более;
  6. вырваться из «тюремного заключения», символизируемого нагромождением тел участников;
  7. броситься с возвышения в объятия к участникам, дать себя покачать на руках, помассировать.

Работа над сновидением

Фрейд называл сновидение «царской дорогой» к бессознательному. Перле, отец гештальт-терапии, не отрекается от своего учителя, по крайней мере в этом вопросе. Он даже заявляет, что подробный анализ одного сновидения мог бы дать пищу для полного курса психотерапии!

Подробнее в статье: "Работа со сновидениями в психотерапии"

EMDR (ДПДГ)

Когда восстанавливают в памяти психологическую травму, будь она предлогом для психотерапии или же если эти воспоминания вызваны уже достаточно развившимся психотерапевтическим процессом, очень желательно обратиться к технике EMDR (Шапиро).

Подробнее в статье: "EMDR (ДПДГ) – десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз"

Пентаграмма Гингера

Каким бы ни был инструментарий и технические приемы психотерапевта, очень важно рассматривать различные стороны человеческой личности одновременно, а не чередовать вербальный или интеллектуальный, телесный или эмоциональный подход, элементы социального или культурного поля. Именно это Гингер хотел отразить через символ Пентаграммы.

Подробнее в статье: "Пентаграмма Гингера"

Драматический треугольник Карпмана

Здесь речь идет о классической концепции из трансактного анализа, которая иногда заимствуется другими видами психотерапии.

Во время «психологических игр» личность неосознанно входит в одну из трех ролей Треугольника. Роли могут меняться в ходе общения.

«Преследователь» позиционирует себя как вышестоящего, демонстрируя снисходительность к другому, и снизводит его до роли «Жертвы».

«Спаситель» чувствует себя хорошо, если находит того, кто нуждается в помощи или совете (даже если тот ни о чем его не просил).

«Жертва» априорно позиционирует себя как нижестоя­щего или бездарного и будет искать в своем окружении то «Спасителя», то «Преследователя».
 Драматический треугольник Карпмана Драматический треугольник Карпмана

Пример. Мать («Спаситель») систематически выполняет домашние задания вместо своего ребенка («Жертва»), препятствуя таким образом его «росту». Такой порядок вещей может существовать до тех пор, пока один из двоих не поменяет роль и не станет «Преследователем». Ребенок: «Ты мне надоела!» или мать: «Пора бы уже научиться работать самостоятельно!».

Конечно, инструментарий очень разнообразен, и технических приемов множество. Они совершенно необходимы. Но они не способны заменить искусство и креативность ремесленника — психотерапевта, который терпеливо создает вместе с каждым клиентом оригинальное произведение, способное бесконечно усовершенствоваться.

1 Феромоны — экстрателесные гормоны, выделяющиеся в результате наших различных эмоций (желание, гнев, отвращение, грусть...) и улавливаемые шестым чувством человека, находящегося поблизости. Орган, улавливающий феромоны, называется вомероназальным (ВНО). Он передает их по прямым нейронным путям в глубокие слои мозга. Этот процесс — абсолютно подсознательный. Феромоны отчасти обусловливают симпатию, антипатию и интуицию.

2 Дисморфофобия — навязчивый страх быть некрасивым или иметь физические недостатки (некрасивый нос, плохо сформированная грудь, пенис...).

3 Гиперфагия — от булимии отличается отсутствием контроля за весом, чем и обусловлено отсутствие вызывания рвоты. Для гиперфагии характерно принятие больших количеств пищи за очень короткий промежуток времени (менее двух часов). В отличие от булимии, при гиперфагии выбирают определенные, избранные продукты. За этим следует чувство отвращения, стыда, но эти компульсивные действия не подлежат контролю.

Популярные приемы и методы психотерапии.

Читайте также:
Музыкотерапия - лечение музыкой.
Гештальттерапия.
Арт-терапия.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Ребенок ругается матом - что делать?

Детское злословие – проблема для многих родителей. И это неудивительно, ведь сегодня у…

Сколько свободы нужно ребенку?

Сколько нужно ребенку свободы, чтобы он научился быть ответственным? Где грань, за…

Ролевая игра в психологическом тренинге

Метод ролевой игры в тренинге является одним из базовых — наряду с методом групповой…

Ведущая система восприятия и способы ее определения

Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим…