Пт12092016

Обновление09:33:56

Позы. Жесты

Невербальное общение в работе педагога

Невербальное общение


Часть II. Позы. Жесты


Знание невербального языка помогает нам ориентироваться не только в настроениях окружающих нас людей, но и в собственных - расшифровывать свои скрытые мысли. В последнее время появилось огромное количество литературы, помогающей нам освоить невербальный язык общения. Однако в погоне за модным направлением нельзя забывать, что наше восприятие может оказаться субъективным, к тому же один-два жеста, вырванные из контекста взаимодействия, вряд ли помогут правильно распознать скрытые мотивы поступков партнера.

Алан Пиз (1992) предлагает для расшифровки невербального поведения следующие группы жестов: жесты "рука к лицу"; жесты-барьеры (барьеры рук и барьеры ног); жесты "поглаживания и похлопывания головы"; жесты собственности; зеркальные жесты; жесты ухаживания.

Как правило, группу жестов, называемую "рука к лицу" (почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки, уха или и, области вокруг глаз), считают негативными, свидетельствующими об отрицательных ощущениях и мыслях. Эти жесты люди часто используют в тех ситуациях, когда они не хотят видеть, слышать или говорить на определенную тему. Одним из "профессиональных" негативных жестов, очень часто встречающихся в практике общения с родителями, является "указующий" жест, который подразумевает беспрекословное требование педагога. Как правило, этот жест используется при общении учителя или воспитателя с детьми, но, войдя в привычку и став "профессиональным", он переносится и на общение с родителями и даже на общение с близкими людьми. Безусловно, для некоторых такой жест, говорящий о превосходстве партнера, может быть обидным. Алан Пиз называет его "одним из самых раздражающих жестов, которые использует человек во время разговора" (Пиз А., 1992, с. 43). Он рекомендует заменить его жестом "вытянутая ладонь вверх или вниз".

Некоторые жесты имеют универсальное значение для представителей разных культур (пожимание плечами - неуверенность, поклон - выражение почтения). Но многие жесты в разных культурах трактуются по-разному, поэтому незнание норм чужой культуры может привести не только к непониманию, но и к конфликтам, порожденным невольным оскорблением мыслей и чувств партнера. Анна Фенько (2001) приводит такой пример. Однажды американский президент Ричард Никсон оказался в неприятном положении: выступая в Бразилии с речью, он по привычке вскинул руку вверх с соединенными в кольцо большим и указательным пальцами. Желая сказать "Все хорошо. Все о'кей", он не учел, что для бразильцев этот привычный американцам жест означает сексуальное оскорбление.

Немаловажную роль в структуре невербального общения играют позы, которые условно делят на открытые и закрытые. К закрытым позам относят те, в которых мы используем скрещивание рук или ног или заслоняем часть нашего тела с помощью каких-либо предметов. Например, учитель держит двумя руками перед собой классный журнал или букет цветов; женщина сидит в позе нога на ногу со скрещенными на груди руками. Закрытые позы чаще всего используются людьми тогда, когда они как будто хотят отгородить себя от внешнего мира, спрятаться за барьер.

Желая казаться более приветливыми и доброжелательными, люди используют открытые позы: раскрытые (несжатые в кулак) ладони, ноги и руки не скрещены.

Особую группу составляют зеркальные позы и жесты, которые свидетельствуют о взаимном понимании, о стремлении к конструктивному общению партнеров. Используя зеркальные жесты, мы можем сообщить собеседнику о нашем с ним согласии. Многие педагоги применяют на практике эти жесты бессознательно, но часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, узнав о существовании зеркальных жестов, начинают использовать их не совсем корректным способом. Механическое копирование жестов может привести собеседника к ощущению, что его дразнят, и спровоцировать обиду, вызывать дискомфорт. Поэтому зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель - подчеркнуть "присоединение" к собеседнику (Lambert D. And K., 2004; Wainwright, 2004).

Успешность общения педагога с родителями зависит в значительной степени не только от умения грамотно использовать позы и жесты, но и от того, насколько удачно выбраны дистанция и позиция.

На ту же тему:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Красноречие - учимся красиво говорить

Успех во многом зависит от умения человека владеть словом. Это касается не только…

Классификация проблем школьников группы риска - 2

Дети с проблемами в обучении — это та категория детей, которая, несмотря на усердный…

Психологические тренинги для педагогов - особенности

Важную роль в работе с педагогами играет тренинг. Именно он напрямую содействует…

Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников

Младшие подростки, ставшие пятиклассниками, испытывают сильный стресс, сравнимый с тем,…