Предмет психологии и основные методы

Термин «психология», происходящий от греческих слов: psyche – душа, и logos – наука, относится науке, изучающей особенности психической жизни человека. Предмет психологии: факты и закономерности психической жизни, особенности ее развития и функционирования.

Психология входит в комплекс гуманитарных наук и связана с философией, социологией, культурологией, логикой, языкознанием, этнографией и др. В течение длительного времени психология являлась разделом философии и лишь в 19 в. она отделилась в самостоятельную научную отрасль. Однако особенности философского мировоззрения исследователя и в настоящее время являются решающим фактором в его интерпретации наблюдаемых фактов психической жизни. Влияние на психологическое знание оказывает комплекс социальных наук и социальная практика. Общественное сознание изменяется во времени и так или иначе стимулирует развитие тех теорий, которые так или иначе соответствуют его ментальным основам и отвергает другие.

Психология связана с математикой и естественными науками. Математическая обработка материалов наблюдений обеспечивает объективность выводов. Большое значение для психологии имеет биологическое и физиологическое знание о человеческом организме и его развитии.

Основные методологические принципы психологии:

а) принцип детерминизма. Его суть: психические явления опосредуются причинно-следственными связями, имеют какую-либо причину, лежащую вовне (культура, социальная среда и т.п.) или внутри организма человека (переживания, ожидания, отношения, потребности и т.п.);

б) принцип системности.Его суть: отдельные психические явления, объединяясь в некоторую целостность, формируют систему, характерные черты которой не могут быть сведены к механической сумме черт составляющих систему элементов. Система обретает новые свойства, которых нет у отдельных элементов;

в) принцип развития, указывающий на то, что психика человека непрерывно развивается, подчиняясь закономерностям развития. В развитии появляется возможность выделить и описать определенные виды, стадии и этапы, обладающие характерными чертами.

Выделяются два вида развития психики – филогенетическое и онтогенетическое (термины введены в 1866 г. Э. Геккелем):

а) филогенетическое – развитие человека как вида;
б) онтогенетическое – развитие психики в процессе жизни отдельно взятого человека.

Э. Геккель и др. сформулировал теорию рекапитуляции, устанавливающую связь между филогенезом и онтогенезом. Было высказано предположение, что биологический онтогенез в сжатом виде повторяет основные этапы филогенеза. Однако психическое развитие ребенка, повторяя в общих чертах основные этапы филогенеза психического развития, характеризуется гораздо большей гибкостью и находится в непосредственной связи с особенностями социальной среды, воспитания.

Психология оперирует собственным категориальным аппаратом. Ведущие категории: образ, мотив, переживание, деятельность, общение, личность.

Под образом понимается форма отражения феноменов мира в сознании человека, объективная по своему источнику – отражаемому объекту – и идеальная по способу существования. На чувственной ступени познанияобразами являются ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления– понятия, суждения, концепции, теории. Наиболее важными для человека являются образ мира и образ Я. Образы являются содержанием сознания и выступают как сигнал, стимулирующий поведенческую активность человека.

Под мотивом понимается осознаваемая или неосознаваемая причина, определяющая направленность активности человека, выбор способов достижения цели деятельности.

Переживания представляют собой эмоциональные отклики человека на явления внешнего мира, либо на свою собственную активность или мыслительные образы. Они направляют и регулируют поведение.

Под деятельностью понимают проявление активного сознательного отношения к окружающему миру. Деятельность включает в себя цель, средства, условия, результат и сам процесс деятельности. Векторы деятельности могут быть направлены вовне и внутрь человека.

Человек не может существовать и развиваться вне социального окружения. Вот почему категория общение находится в центре внимания психологии. Однако характерные черты общения зависят от большого числа факторов: от индивидуальных черт людей, вступающих в общение, их культурной принадлежности, особенностей социальной среды, на фоне которой разворачивается общение.

Центральное место в понятийном аппарате психологии занимает категория личности. Она относительно недавно вышла на передний план, хотя задачи исследования сущности человека, особенностей развития его представлений о собственном Я, выдвигались еще философами античности. В современной психологии под личностью понимается устойчивая самоорганизующаяся система формирующихся в процессе социальной практики социально значимых черт индивида, которые характеризуют его как представителя того или иного общества или общности. В отличие от этого,  понятие индивидуальность подразумевает неповторимое своеобразие, наследственные и приобретенные особенности данного лица в противоположность типичному, общему, присущему всем или большинству членов общества или общности.

Методы психологии

В течение длительного времени психология накапливала исследовательские методы, способные обеспечить прирост психологического знания. В современной психологии основными методами психологического исследования являются:

Наблюдение. Для организации эффективного и достоверного наблюдения необходимо четко сформулировать его цели и разработать общую схему. Виды наблюдений: а) включенное – предполагает непосредственную интеграцию наблюдателя в изучаемом процессе; б) невключенное – осуществляется «сторонним» наблюдателем; в) дневниковые – когда на протяжении длительного времени исследователь ведет регулярные записи своих наблюдений, в которых регистрируются качественные изменения в развитии тех или иных психических функций у исследуемых лиц; г) полевые – наблюдаемый объект находится в естественной для него среде; д) лабораторные – объект погружается в непривычную для него среду; е) самонаблюдение (или интроспекция) – изучение собственной внутренней сущности.

Метод наблюдения имеет не только ряд достоинств, но существенные недостатки, связанные, в первую очередь, с высокой степенью субъективности в сборе данных и, особенно, в их интерпретации.

Эксперимент. Здесь исследователь активно воздействует на объект с целью регистрации появляющихся в нем изменений, либо поведенческих реакций, которые затем интерпретируются. Виды экспериментов: а) лабораторный, –в ходе которого применяются специальные приборы и оборудование б) естественный, –не предусматривающий применение аппаратных средств; в) лонгитюдный –развернутое во времени (иногда до 15-20 лет) и систематическое изучение одних и тех же обследуемых, позволяющее констатировать качественные и количественные изменения некоторых параметров; г) срезовый –в целях экономии времени информация о динамике тех или иных психических функций собирается благодаря одновременному исследованию разных групп, относящихся к различных демографическим группам; д) формирующий –когда исследователь ставит задачу в ходе эксперимента стимулировать становление и развитие тех или иных психических функций или психологических качеств у испытуемых.

Для обеспечения достоверности данных участники эксперимента разбиваются на контрольную и экспериментальную группы. Формирующие определенные функции и качества мероприятия проводятся лишь в экспериментальной группе. До начала и по окончанию эксперимента (а иногда и в его процессе) в обеих группах замеряется уровень развития изучаемого параметра, что дает возможность затем сопоставить и проанализировать  причины разницы между показателями, что дает основания для выводов относительно эффективности формирую­щего воздействия.

Анкеты, используемые для сбора информации от больших масс людей, могут быть открытыми или закрытыми. Первые предусматривают свободное высказывание опрашиваемых по задаваемому вопросу. Вторые содержат в тексте анкеты возможные варианты ответов, среди которые опрашиваемые должны выбрать тот, который соответствует их мнению в задаваемом вопросе.

Интервью в содержательном плане имеет много общего с методом анкетирования, за исключением того, что информация собирается благодаря личному контакту интервьюера и опрашиваемого. Недостатком этого метода является то, что осложняется процесс фиксации мнений опрашиваемых: если данные записываются сразу и непосредственно, то это нарушает психологический контакт исследователя и опрашиваемого; если же фиксация откладывается на последующее время, то субъективная позиция и впечатления интервьюера неизбежно вносят определенные искажения в результат.

Тесты –весьма популярный и распространенный метод в психологии – представляют собой стандартизованные испытания, направленные на оценку психических возможностей, способностей, состояний, процессов, свойств, качествчеловека. В современной психологии широкое применение нашли: тест для оценки способностей (ability test), тест для оценки интересов (interest test), тест для оценки специальных способностей (aptitude test), тест достижений (achievement  test), тест на завершение предложений (incomplete sentence test), тест на запоминание цифр (digit-span test), тест на классификацию (classification  test), тест на нахождение аналогий (analogies test), тест на оперирование с числами (numerical test), тест на понимание речи (verbal comprehension test), тест для оценки профессиональной пригодности (vocational aptitude test), тест для оценки профессиональных качеств (occupational test), тест на составление слов (word-building test), тест на установление сходства (similarities test), тест для оценки общего  интеллекта (intelligence test), тест для оценки общей осведомленности (information test), тест для оценки практического интеллекта (comprehension test), тест Роршаха (inkblot test, Rorschach’s inkblot test), тест для оценки словарного запаса (vocabulary test), тест способностей к учению (scholastic aptitude test).

Анализ продуктов творческой деятельности основывается на предположении, что сюжет, особенности композиции и цветовой гаммы рисунков, характерные черты рассказов: коллизии, лексических составов и интонационных строев речи, ее темпа, фонетики и др. могут служить источником информации о внутреннем состоянии человека.

Предмет психологии и основные методы.

Читайте также:
Социально-психологический тренинг.
Профессия психолог.
Аналитическая психология — теория Юнга.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.