Преобразующие сказки как способ изменить картину мира

Многие психологи сталкиваются с тем, что клиенты, будь то дети или взрослые, в трудных ситуациях демонстрируют один и тот же тип поведения. Стереотипное поведение не дает им свободно самовыражаться, творчески подходить к решению жизненных задач, раскрывать свои таланты и способности, идти навстречу новому и непознанному. Попробуем проанализировать эту ситуацию, опираясь на аналитическую психологию К.Г. Юнга.

Из глубин бессознательного

По теории К.Г. Юнга о коллективном бессознательном, на наши повседневные эмоциональные и поведенческие реакции влияют не только вытесненные из сознания личные воспоминания и опыт, но и архетипы бессознательного. Чаще всего люди не осознают влияния того или иного древнего архетипа на свои поступки и желания, но даже неосознанно мы все время согласовываем с ним свои действия и на протяжении всей своей жизни примеряем на себя маски Добра и Зла, Родителя и Ребенка, Начальника и Подчиненного, Учителя и Ученика. Таким образом, в психике человека формируется архетипический паттерн, который часто лишает его свободного, спонтанного самопроявления.

По теории Юнга, архетипы обнаруживают себя в нашем сознании через образы и символы, а также чувства, вызываемые ими. Он подчеркивал, что архетип воздействует на нас только «через неразрывно связанные между собой образ и эмоции ( чувства). Если один из элементов отсутствует, значит, нет и архетипа». Из глубин бессознательного черпается и используется мощный энергетический ресурс, который способен расширить сознание человека, и теперь это возможно благодаря такому методу практической психологии, как сказкотерапия.

Сказка — богатейший кладезь образов и мотивов, составляющих коллективное бессознательное, и чем больше имеешь с ними дело, тем больше осознается содержание личностного бессознательного.

Архетип сам по себе не имеет личностного содержания, он наполняется образами, эмоциями и чувствами конкретного человека согласно его представлению. Если группу людей попросить сказать, какой образ возникает при слове «сказка», то у одного всплывет образ детства, другой скажет, что это чудо, третий определит его как тепло, уют, у него возникнет образ огня в камине. Один и тот же образ или символ у разных людей может вызвать различную реакцию. Поэтому, когда человек самостоятельно либо с помощью психотерапевта осознанно подходит к изучению возникающих у него образов и чувств, для него открывается бесконечное множество путей решения своих личных проблем.

Семь этапов работы

Одним из путей осознавания архетипического паттерна и выхода из-под его влияния является сочинение собственной преобразующей сказки, в которой клиент проживает свою ситуацию как архетипический сюжет, характерный для многих поколений.

Преобразующая сказка помогает изменить собственную устаревшую, мешающую дальнейшему развитию картину мира.

Мной опробована методика психолога и автора книги «Признание Короля-звездочета» Е.В. Малининой — методика осознавания и освобождения от архетипического паттерна.

Автор выделила семь этапов работы.

1. Составление личного мифа

Прежде всего необходимо выявить миф определенной ситуации, по которому живет человек. Клиент свою ситуацию раскладывает на несколько частей: с чего все начинается, как продолжается, чем заканчивается. Каждый этап символически зарисовывается.

2. Аутентичное движение

Это одно из направлений танцевальной терапии. Основательница этого метода — Мэри Старк Уайтхаус. Аутентичное движение — это проводник в бессознательное. Клиент проживает каждый этап своей ситуации через движение, в том образе, который выделился при зарисовке. Тело всегда правдиво, потому что движения идут из бессознательного. Практикующий закрывает глаза, расслабляется и «входит» в свою первую картинку. Начинает двигаться. Затем человек сам озвучивает свое состояние. Он может напевать песенку, рычать, кричать и пр.

3. Воспоминание

Психолог вводит клиента в легкое медитативное состояние, в котором он вспоминает похожие ситуации, пережитые им в аутентичном движении. Все то, что всплывает в памяти в таком состоянии, необходимо принять, простить и отпустить.

4. Работа с образом

Клиент с открытыми или закрытыми глазами может вспомнить образы, возникшие у него в аутентичном проживании, или зарисовать желаемые картинки на бумаге. И в процессе рисования появляется арт-терапевтический эффект, в котором клиент проживает тот архетип, над которым он работает.

5. Поиск аналогичного сюжета в художественном творчестве

После того как образы и символы выявлены, складывается более полная картина архетипического героя. Теперь можно подобрать известный миф, сказку, повесть, притчу, аналогичную той истории, которую рассказал, показал в движении и прочувствовал участник практики.

6. Наблюдение за синхронизмами

На этом этапе важно « пожить» в образе архетипического героя. Этому способствует наблюдение за синхронизмами — совпадениями внутренних переживаний с событиями внешнего мира. Например, человек включает телевизор, а там показывают передачу про горы, в то время как сам зритель работает над мифом «Сизиф, влачащий камень в гору». Синхронизмы могут встречаться на каждом шагу, что придает уверенности в том, что архетип узнан правильно.

7. Преображение героя

Осознав сильное влияние определенного архетипа, человек открывает для себя невидимый раннее творческий потенциал. С помощью созидательных сил данного архетипа можно строить свою дальнейшую судьбу. Проблема, от которой человек хочет избавиться, кроется в неосознанном подчинении архетипу.

Те, кто выбирает освобождение от нежелательного влияния архетипа, скорее всего захотят завершить определенный архетипический сюжет своей жизни благоприятным для себя способом. На этом этапе клиенту предлагается сочинить сказку, которая бы отражала его архетипический сюжет.

Основной задачей работы по этой методике является подведение клиента к своему собственному осознанию. В своей практике я убрала пункты 3 и 5: поиск аналогичного сюжета в художественном творчестве — и более углубленно подошла к теме преображения ( трансформации) через сказку, преобразующую реальность.

Прежде чем изложить суть сказки, преобразующей реальность, хочу заострить внимание на важном моменте приятия. Для осознавания архетипического влияния необходимо принять существующую ситуацию и себя в этой ситуации. Поэтому в каждом случае работы с клиентом применялась практика принятия.

Формула принятия: «Я принимаю себя таким, какой есть, людей, участвующих со мной в данной ситуации и саму ситуацию. Свои обиды и недовольства (на вдохе) забираю и (на выдохе) преобразовываю в любовь (представлять себя в золотом потоке света)». Хорошо проделать эту работу как минимум три раза с интенсивным и глубоким дыханием.

Нити судьбы

Сказка — это мир, где может произойти все, что угодно. Преобразующая сказка помогает человеку просмотреть варианты его дальнейшей жизни, воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими проблемами, болью, страхами, отчаянием и освободиться от архетипического паттерна, мешающего свободно мыслить, чувствовать, действовать, творить.

Сказка помогает разорвать паутину привычного и сплести из этих обрывков другие нити судьбы. Всякая новая сказка, которую сочиняет клиент, помогает изменить обыденную картину мира. Одно то, что при этом нет опоры на логику, которая скрепляет этот мир, уже подтачивает ее основы. И рождается мир, где есть место героям древних мифов. Сочиняя преобразующую сказку с желаемым разворотом событий собственной жизни, клиент создает себе сказочного героя, который преодолевает все препятствия и находит выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Это своего рода самопрограммирование благополучного жизненного сценария.

Эту методику можно проводить как с одним клиентом, так и с группой. Человеку предлагается нарисовать от трех до семи, сколько захочется, картинок-образов (можно схематично) на тему: какой он хотел бы видеть свою жизнь. Если клиенту это сложно, предлагаю карточки с изображением готовых символов, например корабль, солнце, король, якорь и др., или репродукции художественных произведений.

Я начала применять эту методику в работе с взрослыми (описание работы с взрослым клиентом см. в Личном кабинете). Работа с взрослыми дала очень хороший результат. Решено было методику осознавания архетипического паттерна попробовать применить с детьми — учениками 2, 3, 5 и 6-х классов санаторной школы. Интересно, что учащиеся младших классов откликнулись с большим интересом, нежели учащиеся 6-го класса. И только когда прошел слух об этой работе, в дверь кабинета психолога заглянули шестиклассники и спросили: «Вы там что-то говорили про воображаемый театр. А можно и нам?»

Сказки, придуманные детьми

Пингвин

Алина, 12 лет, 6-й класс. Девочку оставляют в интернате на всю неделю. За свою жизнь она перенесла шесть операций, у нее горб, она ходит с трудом. Ее мама еще раз вышла замуж, родила здорового ребенка, а Алины как бы и нет, и проблем девочки как будто тоже нет. Алина свой миф разложила на три этапа, схематично зарисовав их и дав названия.

1. « Беспомощная калека». Алина вошла в образ первой картинки с закрытыми глазами. Отступает назад, двигается как пьяный человек, покачивается из стороны в сторону. Ноги будто не стоят на земле. Звук — стон: а-а-а…

На занятии присутствовали три ученика, и каждый сказал, что видит: маленького зверька, побитого щенка, дельфиненка, который не научился плавать.

2. Вторую картинку Алина назвала « Одинокая волчица». Бродила, еле переступая, как пингвин.

Потом прислонилась к стене и издала звук: «му-ууму». Сама Алина, выйдя из аутентичного движения, поняла, что она не волчица, как нарисовала: «Я — пингвин! Мне мой звук говорил об огорчении, одиночестве. Мне не с кем поговорить о сокровенном, о душевном, о боли не только физической, но и о том, что у меня на душе. Я точно не волчица. Я совершенно беспомощная, какая я волчица?!» Звук говорил об отчаянии и одновременно требовал: дайте мне это! Как выяснилось в личной беседе, это было желание нравиться, встречаться с мальчиком, но она даже не может пойти на дискотеку! Дома она чувствует себя лишней, ненужной и одинокой.

3. Третья картинка — « Вареный баклажан». Девочка очень медленно подошла к креслу, упала в него, и руки повисли как плети, голова опустилась вниз, к полу. Тело обмякшее и стон, стон…

Прожив этап составленного мифа, девочка стала говорить: «Мне тяжело долго ходить. Я вынуждена была лечь, а весь класс уехал на экскурсию. Я себя чувствовала вареным баклажаном. Но когда стала двигаться с закрытыми глазами, я поняла, что я — раненая птица. Мне хочется взлететь, а я остаюсь лежать, и мне хочется плакать».

Девочка проживала каждый этап составленного мифа через движение в том образе, который выделился при зарисовке.

Прежде чем предложить написать сказку, с Алиной была проведена большая работа по принятию самой себя такой, какая она сейчас есть. Это был тяжелый момент, она никак не могла принять себя и ситуацию. На помощь пришла арт-терапия, когда ученица рисовала ряд картинок.

— Изобрази на рисунке и расскажи, как ты узнала о своей болезни. — Нарисуй самые страшные представления о своей болезни. — Нарисуй, что будет, когда болезнь пройдет. — Нарисуй себя здоровой и сильной.

Известный философ и психоаналитик Э. Фромм рассматривал творчество как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, стремление к открытию нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. Прорисовав и прожив свою боль через рисунок, Алина смогла написать сказку.

И тогда уже не Алина лежала в боли и страданиях, а дельфиненок, пингвин, раненая птица, которым на помощь пришла добрая девочка, привела волшебного доктора, и все, совершенно здоровые и счастливые, пошли на дискотеку.

В процессе работы с Алиной шаг за шагом шла коррекция ее психоэмоционального состояния. В процессе проигрывания своей картинки уже идет трансформация и высвобождается мышечный зажим, становится легче. По словам Алины, отступила боль. А когда написала сказку, то поверила, что она обязательно справится с недугом и тоже будет танцевать. И это уже большой успех — появилась вера в свои силы, что в данной ситуации является ресурсом для девочки. Конечно, у Алины не исчез горб, но у нее появилась уверенность в том, что она преодолеет недуг, появилась эмоциональная стабильность и значительно уменьшилась физическая боль. Если раньше при изменениях погоды у нее ломило все тело, болел позвоночник, то теперь это случается реже. Алина не могла ездить на экскурсии: от долгого статичного положения и ходьбы ей было нестерпимо больно. Но после нашей работы она с радостью ездит на выставки и музеи с одноклассниками. Ее эмоциональное состояние изменилось в лучшую сторону.

Кулаком по носу

Егору 12 лет, он учится в 5-м классе и находится в интернате всю неделю. Егор живет с мамой и отчимом. Приезжая домой только на выходные, часто получает « внушение» от отчима матом и побоями с угрозами, чтобы не рассказывал маме. Свой миф Егор разложил на четыре этапа.
1. Крик матом.
2. Кулаком по носу.
3. Мое чувство.
4. Как мне быть?

В аутентичном движении Егор падал, стонал, охал. Ребята в его движениях увидели ягненка, которого дерет волк, и побитую собаку. Егор согласился с этими образами и сказал, что и сам ощутил в это время себя маленьким и несчастным ягненком. У Егора легко родилась сказка.

Преобразующая сказка Егора

На лугу пастух пас овец. У одной овцы родился ягненок. Однажды к пастбищу забрел страшный и злой волк, увидел красивую овцу с ягненком, влюбился в нее и позвал к себе жить. Овце трудно было одной растить своего сыночка, и она согласилась. Волк невзлюбил ягненка и стал к нему придираться и бить, пока мама ходила добывать еду. Волк угрожал ягненку, если он расскажет все маме-овце, и ягненок молчал. Ягненок не выдержал избиений и рассказал все маме, но она не поверила ему.

Как-то раз ягненок гулял в лесу и набрел на бродячего песика. Он его пожалел и принес домой. Песик оказался волшебным и в благодарность ночью влил в волка эликсир доброты. Утром проснувшийся волк полюбил ягненка как своего родного сына. И они все вместе поехали отдыхать.

Одна из наиболее ярких последователей юнгианского взгляда на природу сказок М.Л. фон Франц указывает: «Для нас… архетип — это не столько «элементарная идея», сколько « элементарная эмоция», элементарный поэтический образ, фантазия, а возможно, даже элементарный импульс, направленный на совершение некоторого символического действия».

Этим символическим действием, на мой взгляд, и выступает в данном случае преобразующая сказка, которая поддерживает и дает веру в изменение ситуации. Егору в доступной форме было объяснено, что внутри него живет маленькая «жертва» и очень важно с этим существом поговорить, увидеть его, признать его существование и выпустить, как это мы делаем на наших занятиях при работе со страхом или злостью. Егор закрыл глаза, «вошел в себя» и увидел образ склизкой, грязной лужи с зелеными мерзкими глазами. Мальчик поговорил со своей жертвой:

— Ты для чего поселилась в мое тело?
— Я хочу научить тебя умению постоять за себя.
— А как мне научиться этому?
— Выпусти меня на волю, а то мне здесь плохо взаперти сидеть и в темноте. И научись уважительно относиться к себе и другим.

Егор открыл тяжелую дверь собственной темницы и сказал: «Ты свободна. Иди своей дорогой. Я превращаю тебя в любовь». Егор, с трудом преодолевая свою неприязнь к отчиму, все же сумел изменить отношение к нему. Спустя время Егор сказал, что дома стало спокойнее и тише.

Целительная сила сказок в том и заключаются, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому, что типичные речевые обороты сказок («однажды», «давным-давно», «в одной семье…», «в одном доме…», «жила-была девочка…») задают условные ситуации, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически каждого человека. В результате сочинительства собственной сказки становится возможным изменение видения мира, своего отношения к нему и себя в этом мире.

Преобразующая сказка как метод сказкотерапии оказалась очень эффективной и действенной. С ее помощью клиент имеет возможность увидеть себя в новом качестве и построить планы на дальнейшую жизнь, что дает колоссальный ресурс для поддержания хорошего психологического состояния.

Преобразующие сказки как способ изменить картину мира.

Вера ДАВИДОВИЧ
кандидат педагогических наук, Москва

Читайте также:
Метафорические ассоциативные карты — техники работы.
«Рисуем каракули» — арт-терапевтический прием.
Арт-терапевтические техники работы с негативными эмоциями.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.