Проблемные лекции и семинары для педагогов

Рассмотрим группу методов, которые назвали проблемными. Главная их задача состоит не столько в информировании педагогов, сколько в побуждении к изменениям привычных взглядов на тот или иной аспект обучения и развития ребенка. Это не просто замена «неправильной» точки зрения педагогов на «правильную» или «плохой» — на «хорошую», а мотивация их к изменениям, расширению профессиональных «горизонтов». Это очень важно, потому что, многие педагоги склонны к догматизму, к использованию устоявшихся форм работы, не стремятся к поиску новых более совершенных путей.

Для учителей обычно проводятся проблемные занятия, то есть посвященные каким-либо аспектам развития детей. Мы не разделяем лекции и семинары, поскольку и те, и другие предполагают наличие важной информации и определенной формы ее обсуждения.

На проблемные лекции и семинары педагоги приглашаются специально. Поэтому к их подготовке нужно отнестись очень тщательно, обратив особое внимание на способы активизации. Как и в работе с родителями, с педагогами можно использовать создание проблемной ситуации. Проблемной мы называем такую ситуацию, которая порождает у человека внутреннюю потребность к получению новых знаний, открытию новых способов действия, что является начальным моментом, источником творческого мышления. Обычно она создается, когда человек ощущает рассогласование между различными аспектами своего опыта, что создает у него потребность в его устранении через получение новых знаний и опыта.

Для примера приведем краткое содержание семинара по проблеме нарциссических расстройств у детей, а затем обсудим эффективные способы его проведения.

Проблемный семинар: «Нарциссические расстройства у детей»

Итак, мы представили краткое содержание проблемного семинара, попробуем на этом примере обсудить основные принципы его проведения.

Первое, о чем мы говорили, — необходимость создания проблемной ситуации. В данном случае это можно было бы сделать в начале семинара следующим образом.

На одном из семинаров педагог пожаловался мне на то, что у некоторых его коллег есть «звездная болезнь», проявляющаяся в выпячивании своих заслуг и принижении чужих. Как вы думаете, почему это происходит? Вы предполагаете, что у этого человека завышенная самооценка, и он себя слишком сильно любит? Но если он о себе такого высокого мнения, то зачем ему «как воздух» нужно быть во всем лучшим, первым, зачем ему восхищение окружающих? Вспомним детей: что заставляет их требовать постоянной похвалы взрослых? Прежде всего — неуверенность в себе, своих силах.

Если перенести это на «звездных педагогов», то за видимой «твердой» оболочкой мы разглядим у них «мягкое беззащитное» тело. Здесь можно провести аналогию с коконом бабочки: твердый кокон — внешнее самоутверждение и демонстрация собственной значимости, мягкое, уязвимое содержимое кокона — внутреннее чувство собственной неполноценности и малозначимости. При этом кокон прячет чувство неполноценности не только от окружающих, но прежде всего от самого себя.

Итак, если мы разобрались с причинами поведения «звездных педагогов», можно перейти к обсуждению аналогичных проблем у детей. Их обычно в психологии называют «детьми-нарциссами», а их психологическую трудность — нарциссическим расстройством.

Каждый  учитель  имеет индивидуальные особенности восприятия информации, которые оказывают существенное влияние на эффективность ее переработки. Поэтому, с одной стороны, в проблемном семинаре должны присутствовать слова, включающие различные модальности человека, то есть позволяющие эффективно обучать всех педагогов, к примеру: обсудим (аудиальная), рассмотрим (визуальная), почувствуем (кинестетическая). С другой стороны, информация должна быть оптимально представлена как для левополушарных, так и для правополушарных педагогов, к примеру, в виде графиков или метафор.

Поэтому при подготовке проблемной лекции необходимо переработать текст с учетом высказанных требований. Попробуем сделать это на примере обсуждения причин нарциссизма.

Как росток рождается из семечка и от его качества во многом зависит жизнь растения, так и практически любое личностное расстройство у ребенка является следствием нарушения эмоционального развития в раннем детстве.
Посмотрим, какого же. Давайте представим себе ребенка примерно трех лет. Что он делает, говорит?

Вы правы, он говорит «хочу то, хочу это», обижается, если его желания не выполняются. И это нормально. Каждый малыш проходит через стадию «всемогущества», когда ему кажется, что весь мир существует только ради него, и поэтому настаивает на своих желаниях.

И если цветку для успешного роста нужны вода и тепло, то ребенку для развития необходима любовь родителей — окутывающая, согревающая, поддерживающая. Поэтому когда взрослые ребенком эмоционально интересуются, он получает достаточно телесных ласк, к 5—6 годам он переходит на следующую стадию развития — формирование здоровой позитивной самооценки. Если с ребенком взрослые общались холодно и сухо, он «застревает» на стадии «всемогущества». Такое «застревание» произойдет и в том случае, если ребенок рассматривался родителями как зеркало их успеха: они горячо восхищались им, но на самом деле восторгались лишь собой как хорошими, успешными родителями. И в первом, и во втором случаях ребенок растет неуверенным в себе и в более зрелом возрасте пытается «добрать» внимание, которое недополучил в детстве, и далеко не всегда делает это конструктивным способом.

Помимо создания проблемной ситуации и оптимизации формы представления информации, для активизации внимания слушателей нужно заранее подготовить в качестве иллюстрации примеры из жизни, близкие педагогам по личному опыту. Приведем пример.

Я — Необыкновенный», или «Восхищайтесь мной»

Ребенок относится к товарищам и к вам как к «зеркалу» своих успехов. Рассказывает о своих уникальных способностях и умениях. Требует подтверждения и восхищения. Находиться рядом можно, только слушая и соглашаясь, иначе начнется конфронтация.

Кстати, недавно я встретилась с такой «необыкновенной» мамой. Я ждала ее с некоторой опаской, потому что никогда раньше не видела, а учителя характеризовали ее как необычайно агрессивную. Она быстро перешла с разговора о дочке на рассказ о самой себе, своих успехах. Мне ничего не оставалось, как только терпеливо слушать. Через полтора часа я начала нервничать, потому что закрывалась бухгалтерия, а мне предстояло получить зарплату. Пришлось предложить маме прерваться. Я думала, она закончит и уйдет. Нет, она дождалась меня и рассказывала о себе до закрытия школы. Понятно, почему я не решилась ее прервать? Что было бы иначе?

Я не случайно использовала ситуацию, связанную с родителями. Педагоги нередко испытывают существенные трудности при взаимодействии с ними, поэтому одно упоминание о мамах и папах повышает их заинтересованность.

Еще один вариант опоры на личный опыт педагогов — это использование аналогий, которые позволяют включить новую информацию в уже имеющиеся у слушателей схемы. Покажем это на примере.

Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чувства (раздражение, злость, обиду, ненависть), то сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, ударить, выгнать, оскорбить), но не делаете.

Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать. Конечно, легко сказать, но трудно осуществить. Однако культура проявления чувств — все равно как культура еды: ею нужно овладеть, и тогда это будет привычным делом.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.