Вс12042016

Обновление09:33:56

Проблемные лекции и семинары для педагогов

Проблемные лекции и семинары для педагогов

Рассмотрим группу методов, которые назвали проблемными. Главная их задача состоит не столько в информировании педагогов, сколько в побуждении к изменениям привычных взглядов на тот или иной аспект обучения и развития ребенка. Это не просто замена «неправильной» точки зрения педагогов на «правильную» или «плохой» — на «хорошую», а мотивация их к изменениям, расширению профессиональных «горизонтов». Это очень важно, потому что, многие педагоги склонны к догматизму, к использованию устоявшихся форм работы, не стремятся к поиску новых более совершенных путей.

Для учителей обычно проводятся проблемные занятия, то есть посвященные каким-либо аспектам развития детей. Мы не разделяем лекции и семинары, поскольку и те, и другие предполагают наличие важной информации и определенной формы ее обсуждения.

На проблемные лекции и семинары педагоги приглашаются специально. Поэтому к их подготовке нужно отнестись очень тщательно, обратив особое внимание на способы активизации. Как и в работе с родителями, с педагогами можно использовать создание проблемной ситуации. Проблемной мы называем такую ситуацию, которая порождает у человека внутреннюю потребность к получению новых знаний, открытию новых способов действия, что является начальным моментом, источником творческого мышления. Обычно она создается, когда человек ощущает рассогласование между различными аспектами своего опыта, что создает у него потребность в его устранении через получение новых знаний и опыта.

Для примера приведем краткое содержание семинара по проблеме нарциссических расстройств у детей, а затем обсудим эффективные способы его проведения.

Проблемный семинар: «Нарциссические расстройства у детей»

Итак, мы представили краткое содержание проблемного семинара, попробуем на этом примере обсудить основные принципы его проведения.

Первое, о чем мы говорили, — необходимость создания проблемной ситуации. В данном случае это можно было бы сделать в начале семинара следующим образом.

На одном из семинаров педагог пожаловался мне на то, что у некоторых его коллег есть «звездная болезнь», проявляющаяся в выпячивании своих заслуг и принижении чужих. Как вы думаете, почему это происходит? Вы предполагаете, что у этого человека завышенная самооценка, и он себя слишком сильно любит? Но если он о себе такого высокого мнения, то зачем ему «как воздух» нужно быть во всем лучшим, первым, зачем ему восхищение окружающих? Вспомним детей: что заставляет их требовать постоянной похвалы взрослых? Прежде всего — неуверенность в себе, своих силах.

Если перенести это на «звездных педагогов», то за видимой «твердой» оболочкой мы разглядим у них «мягкое беззащитное» тело. Здесь можно провести аналогию с коконом бабочки: твердый кокон — внешнее самоутверждение и демонстрация собственной значимости, мягкое, уязвимое содержимое кокона — внутреннее чувство собственной неполноценности и малозначимости. При этом кокон прячет чувство неполноценности не только от окружающих, но прежде всего от самого себя.

Итак, если мы разобрались с причинами поведения «звездных педагогов», можно перейти к обсуждению аналогичных проблем у детей. Их обычно в психологии называют «детьми-нарциссами», а их психологическую трудность — нарциссическим расстройством.

Каждый  учитель  имеет индивидуальные особенности восприятия информации, которые оказывают существенное влияние на эффективность ее переработки. Поэтому, с одной стороны, в проблемном семинаре должны присутствовать слова, включающие различные модальности человека, то есть позволяющие эффективно обучать всех педагогов, к примеру: обсудим (аудиальная), рассмотрим (визуальная), почувствуем (кинестетическая). С другой стороны, информация должна быть оптимально представлена как для левополушарных, так и для правополушарных педагогов, к примеру, в виде графиков или метафор.

Поэтому при подготовке проблемной лекции необходимо переработать текст с учетом высказанных требований. Попробуем сделать это на примере обсуждения причин нарциссизма.

Как росток рождается из семечка и от его качества во многом зависит жизнь растения, так и практически любое личностное расстройство у ребенка является следствием нарушения эмоционального развития в раннем детстве.
Посмотрим, какого же. Давайте представим себе ребенка примерно трех лет. Что он делает, говорит?

Вы правы, он говорит «хочу то, хочу это», обижается, если его желания не выполняются. И это нормально. Каждый малыш проходит через стадию «всемогущества», когда ему кажется, что весь мир существует только ради него, и поэтому настаивает на своих желаниях.

И если цветку для успешного роста нужны вода и тепло, то ребенку для развития необходима любовь родителей — окутывающая, согревающая, поддерживающая. Поэтому когда взрослые ребенком эмоционально интересуются, он получает достаточно телесных ласк, к 5—6 годам он переходит на следующую стадию развития — формирование здоровой позитивной самооценки. Если с ребенком взрослые общались холодно и сухо, он «застревает» на стадии «всемогущества». Такое «застревание» произойдет и в том случае, если ребенок рассматривался родителями как зеркало их успеха: они горячо восхищались им, но на самом деле восторгались лишь собой как хорошими, успешными родителями. И в первом, и во втором случаях ребенок растет неуверенным в себе и в более зрелом возрасте пытается «добрать» внимание, которое недополучил в детстве, и далеко не всегда делает это конструктивным способом.

Помимо создания проблемной ситуации и оптимизации формы представления информации, для активизации внимания слушателей нужно заранее подготовить в качестве иллюстрации примеры из жизни, близкие педагогам по личному опыту. Приведем пример.

Я — Необыкновенный», или «Восхищайтесь мной»

Ребенок относится к товарищам и к вам как к «зеркалу» своих успехов. Рассказывает о своих уникальных способностях и умениях. Требует подтверждения и восхищения. Находиться рядом можно, только слушая и соглашаясь, иначе начнется конфронтация.

Кстати, недавно я встретилась с такой «необыкновенной» мамой. Я ждала ее с некоторой опаской, потому что никогда раньше не видела, а учителя характеризовали ее как необычайно агрессивную. Она быстро перешла с разговора о дочке на рассказ о самой себе, своих успехах. Мне ничего не оставалось, как только терпеливо слушать. Через полтора часа я начала нервничать, потому что закрывалась бухгалтерия, а мне предстояло получить зарплату. Пришлось предложить маме прерваться. Я думала, она закончит и уйдет. Нет, она дождалась меня и рассказывала о себе до закрытия школы. Понятно, почему я не решилась ее прервать? Что было бы иначе?

Я не случайно использовала ситуацию, связанную с родителями. Педагоги нередко испытывают существенные трудности при взаимодействии с ними, поэтому одно упоминание о мамах и папах повышает их заинтересованность.

Еще один вариант опоры на личный опыт педагогов — это использование аналогий, которые позволяют включить новую информацию в уже имеющиеся у слушателей схемы. Покажем это на примере.

Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чувства (раздражение, злость, обиду, ненависть), то сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, ударить, выгнать, оскорбить), но не делаете.

Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать. Конечно, легко сказать, но трудно осуществить. Однако культура проявления чувств — все равно как культура еды: ею нужно овладеть, и тогда это будет привычным делом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как сказать ребенку, что он приемный?

Естественно, сколько семей — столько и ситуаций, связанных с усыновлением, и все тут…

Современная мода - причина вымирания человеческой популяции

Современная мода, обнажающая женщин, ведет европейскую цивилизацию к депопуляции…

Сколько свободы нужно ребенку?

Сколько нужно ребенку свободы, чтобы он научился быть ответственным? Где грань, за…

Роль положительного примера родителей в воспитании детей

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности…