Профессия психотерапевт — обучение и карьера

Содержание:
Обучение психотерапевта.
Супервизия.
Карьера психотерапевта

Обучение психотерапевта длительно (4-5 лет, не считая личную психотерапию, которую проходят предварительно или наряду с обучением) и даже можно сказать, что оно не заканчивается никогда! По ходу карьеры психотерапевт не перестает обучаться и черпать новые знания из опыта, своего собственного и опыта коллег, перенимаемого на регулярных супервизиях до самого конца карьеры. Психотерапевт непрерывно читает, участвует в коллоквиумах, конгрессах, семинарах, обучается без отрыва от работы.

В качестве справки приведем рекомендации по обучению Европейской Ассоциации Психотерапии (ЕАП): двести пятьдесят часов непрерывного обучения каждые пять лет (что соответствует пятидесяти часам в год, или семи полным рабочим дням). Существует 5 основных форм обучения:

  1. лекции или тренинги дополнительного обучения по основному методу, практикующемуся терапевтом, или по какому-либо другому;
  2. супервизия клинической работы (индивидуальная или в минигруппах);
  3. участие в коллоквиумах или конгрессах (региональных, на национальном или международном уровне);
  4. должность или профессиональная нагрузка в организациях (ассоциации, профсоюзы, федерации, технические комиссии и т. п.);
  5. специальная подготовка в качестве супервизора, преподавателя, методиста или исследователя.

Из двухсот пятидесяти обязательных часов на каждую из вышеперечисленных форм должно отводиться не более семидесяти пяти часов.

Супервизия

Требование постоянной супервизии на протяжении карьеры является специфическим для психотерапевтов, свидетельствуя одновременно и о сложности данной области (человеческая психика и психология), и о профессиональной сознательности ее представителей. В самом деле, представители большинства остальных профессий обходятся периодическими собраниями для дискуссий и обмена идеями относительно проблемных случаев, к тому же проходят они внутри профессиональных институций: больницы, заведения для неадаптивных детей и т. п.

Следует различать дидактическую и профессиональную супервизию.

Дидактическая супервизия обычно проводится в заключение основного обучения, когда начинающий терапевт сталкивается на практике с ситуациями, которые он изучал теоретически. Такая супервизия обычно проводится специалистом, преподающим основной метод для того, чтобы обеспечить преемственность между теорией и практикой. Она часто проводится в минигруппах, что дает каждому возможность изучить наибольшее количество различных случаев.

Профессиональная супервизия в некоторых случаях обогащается, когда ее проводят специалисты, практикующие смежные методы. У каждого супервизора — свой собственный стиль работы, свои процедуры и специфические интересы, поэтому смена супервизора каждые два-три года может быть полезна. Сочетание индивидуальных и групповых сеансов нередко обеспечивает дополнительное освещение предмета под новым углом. Так, некоторые европейские организации выдвигают требование обязательного прохождения и индивидуальной супервизии (минимум — 50 часов), и супервизии в минигруппах (минимум — 100 часов).

Гонзаг Маскелье выделяет три основных направления работы: техническое, которое концентрируется на теории, рамках и терапевтической стратегии; патопсихологическое направление, которое концентрируется на психическом страдании клиента, и контртрансферное направление, которое концентрируется на внутренних откликах психотерапевта.

Супервизор — функция специфическая. Можно быть отличным психотерапевтом и плохим супервизором. Некоторые школы психотерапии ввели специальный курс обучения для супервизоров. Обучение в среднем длится от одного года до трех лет. Обычно условием приема является предварительная супервизированная профессиональная практика сроком от пяти до семи лет с последующим отбором.

Проводится также «гипервизия» (супервизия супервизоров), дополняющаяся теорией и множеством практических упражнений.

Карьера психотерапевта

Психотерапия — это одна из профессий, в которой с годами качества специалиста улучшаются (как хорошее вино) и в которой нет возрастных ограничений. При условии оставаться открытым, креативным, любознательным и не ограничиваться постоянными устаревшими «рецептами»  работать можно, пока позволяет физическое и психическое здоровье.

Каждому ясно, что за двадцать «дополнительных» (между шестьюдесятью и восьмьюдесятью годами) лет мы приобрели новый человеческий опыт, встречались с новыми случаями, перечитали огромное количество литературы, освоили дополнительные техники, испытали возможности ранее не использованных приемов, посетили множество стран и несколько помудрели. О какой уж тут досрочной пенсии может идти речь?!

Активное участие в какой-либо рабочей группе или ассоциации тем более необходимо, поскольку некоторые психотерапевты склонны к самоизоляции в своем кабинете и излишне культивируют сдержанность и скрытность.

Постоянная ментальная гигиена имеет первостепенную важность, так как эта профессия требует внимания, бдительности и терпения, что иногда становится настоящим испытанием.

Поэтому для практикующего психотерапевта важно иметь регулярные «источники энергии» за рамками профессии: личная и интимная жизнь, любимые занятия, культура, путешествия.. Иначе он будет возлагать слишком большие надежды на свою работу и на клиентов, может поддаться «страсти излечить», и каждая неудача станет раной на болезненном самолюбии.

Основное орудие труда психотерапевта — его собственная личность. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы он прошел личную углубленную психотерапию и, как только почувствуется необходимость, без сомнений предпринимал новый «транш». Это позволяет максимально сохранять восприимчивость к чужим проблемам и избегать засилья своих собственных.

Тогда длительная практика этой увлекательной профессии не только не приведет к «выгоранию», чего иногда опасаются, но и, наоборот, сохранит резвость ума и неисчерпаемую креативность психотерапевта, постоянно сталкивающегося с новыми ситуациями и неожиданными открытиями, и в работе с клиентами, и внутри себя.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.