Профориентация. Профориентационная работа в школе


Профориентационная работа в школе

Правильно поставленная профориентационная работа способствует эффективной реализации задатков и способностей человека, обеспечивает гармоничное сочетание интересов конкретной личности и общества.

Существенной составной частью профориентационной работы являются профессиональные консультации. Основной задачей профконсультанта является определение соответствия психологических, психофизиологических, медико-физиологических характеристик человека требованиям выбранной деятельности, а также оптимальное удовлетворение запросов подростка по поводу условий и режима труда, а также относительно предполагаемой сферы деятельности.

Важным направлением работы профконсультанта является уточнение профессиональной направленности подростка, исходя из его устойчивых личностных характеристик.

Оценка акцентуаций характера и личностных черт позволяет выделить наиболее соответствующие характерологическим особенностям подростка сферы деятельности подростка, а также оценить наиболее благоприятные для него режимы, условия труда (личностные ценности профессии).

Методы, критерии оценки, психологические модули профессии позволяют адекватно учесть личностные запросы подростка при выборе специальности, по которой он собирается проходить обучение, а также оптимально учитывать интересы выпускника учреждений начального профессионального образования для выработки рекомендаций по трудоустройству.

Какие профессии будут востребованы. Прогноз на 10 лет.

Обследование проводится специалистом-профконсультантом профессионального лицея или специалистом другого учреждения. Изучение психологических особенностей может осуществляться индивидуальным или групповым методом. Рекомендации разрабатываются для абитуриентов профессионального лицея (училища), для выпускников учреждений начального профессионального образования (в случае, если от выпускника поступила заявка).

На этапе профориентаци проводится оценка профессиональной направленности выпускника школы (абитуриента учреждения НПО), которая предполагает определение и подбор специальности по критериям личностных ценностей деятельности, в наибольшей степени отвечающей характерологическим особенностям подростка.

Стадий профориентационной работы

Можно выделить несколько стадий профориентации.

На первой стадии осуществляется просветительская работа с учащимися ближайших общеобразовательных школ, носящая агитационный характер. В ней могут быть задействованы мастера производственного обучения, преподаватели под началом заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Заканчивается первый этап профессионального отбора «Ярмаркой профессий» или «Днем открытых дверей», на котором также проводится просветительская работа по ознакомлению будущих абитуриентов с учебным заведением. Психологу отводится функция консультанта по планированию и реализации деятельности.

Вторая стадия — это деятельность приемной комиссии. Членами приемной комиссии могут быть как преподаватели, так и мастера производственного обучения при условии специальной подготовки к данной деятельности. Роль психолога на данном этапе состоит в консультировании членов приемной комиссии, в составлении рекомендаций по проведению анкетирования и индивидуальной беседы с абитуриентами. Анкета поступающего в учебное заведение в каждом учебном заведении может выглядеть по-разному. Мы же хотим привести пример анкеты абитуриента профессионального лицея, которую психолог может взять за основу в своей работе:

Анкета абитуриента
Ф.И.О.__________________________________________________________________

  1. Дата рождения _____________________________________________________
  2. Адрес, телефон_____________________________________________________
  3. Состав семьи________________________________________________________
  4. Ф.И.О. родителей, место работы, рабочий телефон:

Мать________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________

  1. Какими видами спорта занимался, есть ли спортивные разряды? _
  2. Увлечения и интересы ____________________________
  3. Чем нравится будущая профессия?____________
  4. Почему выбрал именно это учебное заведение (всегда хотел, случайно, друзья посоветовали, больше никуда не брали)? _______________
  5. Состояние здоровья родителей (родители здоровы, имеют хронические заболевания, имеют инвалидность, лечились по поводу алкоголизма, наркомании, состоят на учете у психиатра) __________________________________________________
  6. В детском возрасте часто консультировался у: а) терапевта; б)  хирурга; в) психоневролога; г) других специалистов; д) на учете не состоял
  7. Выбор профессии осуществлен; а) по собственному желанию; б) по совету родителей; в) по совету друзей, знакомых; г) случайный выбор
  8. Отношение родителей к поступлению ____________________________
  9. Какие предметы особенно хорошо давались в школе?_____________
  10. Какие школьные предметы вызывали особые трудности?
Дата заполнения: «__ »__________________ 200__ г. Подпись: 

План проведения индивидуальной беседы можно размножить и раздать приемной комиссии в виде памятки. Памятка может выглядеть следующим образом.

План индивидуальной беседы (памятка специалисту приемной комиссии).

Беседовать с абитуриентом рекомендуется в отдельном помещении. Необходимо добиться расположения подростка и формулировать вопросы доброжелательным тоном в доходчивой форме. Перед беседой следует ознакомиться с документами личного дела и данными анкетирования.

Основная задача индивидуальной беседы — уточнить представления о сформированности профессиональной направленности подростка и объяснить абитуриенту, какая специальность будет в наибольшей степени соответствовать его характерологическим особенностям. В ходе беседы важно выяснить причины выбора профессии, уровень знаний о ней, устойчивость направленности.

В беседе следует подчеркнуть, что мнение профконсультанта носит рекомендательный характер.

На третьей стадии проводится психологическое обследование непосредственно психологом-профконсультантом или педагогом-психологом учебного заведения. Социальный работник, педагоги дополнительного образования могут оказать помощь в организации диагностических процедур. С помощью специального методического инструментария (он может варьироваться по усмотрению психологической службы учреждения начального профтехобразования) проводится изучение акцентуаций поступающих с использованием специальных опросников, выделение наиболее адекватных для подростка особенностей трудовой деятельности на основании таблиц психодиагностических модулей. Мы в своей работе использовали следующие методы изучения личности: опросник «Чертова дюжина» и многофакторный личностный опросник Кеттелла (юношеский вариант); методы изучения профессиональной направленности —дифференциально-диагностический опросник (ДДО).

Для более подробного освещения данного этапа работы охарактеризуем основные понятия, на которые мы опираемся при разработке рекомендации по выявлению профессиональной направленности.

Профориентация для школьников. Тренинг — часть 1

Акцентуации характера

Выбор профессии предполагает наличие информации двоякого рода:

1) о профессии в целом и о тех требованиях, которые она предъявляет личностным особенностям.
2) о себе самом, своих способностях и интересах, требованиях, предъявляемых к профессии.

Успех профессионального самоопределения подростка зависит не только от раннего проявления устойчивых интересов и склонностей (формирование которых определяется его личностными, характерологическими особенностями), но и от соответствия его психологических особенностей тем требованиям, которые предъявляет человеку профессия.

Подход к описанию личностных особенностей предполагает одновременное выделение черт и типов личности (Мельников, Ямпольский, 1985). Для изучения личностных особенностей чаше всего используется многофакторный личностный опросник Кеттелла. Особый интерес в опроснике представляют крайние, полярные характеристики по каждому фактору. Например, фактор А характеризует такую особенность личности, как динамика эмоциональных переживаний. Носителям высоких значений фактора свойственны богатство и яркость эмоциональных проявлений. Эти люди хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми. На противоположном полюсе — люди, отличающиеся эмоциональной холодностью, отгороженностью. Лица, которым присущи такие особенности, напротив, любят работать в одиночестве, избегают коллективных мероприятий.

Типологический подход к исследованию личности позволяет выделить отдельные группы, типы людей по степени близости в пространстве признаков личности. В отечественной психологии типологический подход к описанию личности здорового человека был реализован А. Е. Личко. В результате проведенного исследования было выделено 11 типов.

Акцентуации и психопатии характера в отличие от психопатий, основными критериями которых являются тотальность патологических черт характера, относительная стабильность и социальная дезадаптация, акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсированы и не влияют на социальную адаптацию. Их заострения и, следовательно, нарушения поведения могут возникнуть либо во время пубертатного периода (период полового созревания), или в психотравмирующей ситуации, которая предъявляет повышенные требования к местам «наименьшего сопротивления». В отношении других неблагоприятных условий, которые не затрагивают слабых мест характера, у подростка может обнаруживаться даже повышенная устойчивость.

Гипертимный тип — главная особенность этого типа — постоянное приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Плохо переносят дисциплинарный режим, лишение общества и широких контактов со сверстниками. Склонности и интересы различаются крайним разнообразием и непостоянством.

Циклоидный тип — характеризуется резкой сменой настроений, субдепрессивная фаза проявляется в сниженном фоне настроения, отмечается вялость, упадок сил, в гипоманиакальной фазе — повышенная активность.

Лабильный тип — отличительной особенностью этого типа является крайняя маломотивированная изменчивость настроения. Интересы и увлечения обычно ограничиваются жаждой получения новой, легкой информации, не требующей критической интеллектуальной обработки, а следовательно, потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих обмениваться такой информацией, либо увлечение теми занятиями, которые являются престижными в глазах окружающих: изучение иностранных языков, литература, рисование и т. д.

Астеноневротический тип — главные черты этого типа в подростковом возрасте — астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

Сенситивный тип — основные черты этого типа — робость, стеснительность, чувство собственной неполноценности. Увлечения подростков можно разделить на истинные, гармонирующие с их особенностями, и на те, которые им не свойственны и обусловлены реакцией гиперкомпенсации.

Первая группа увлечений относится в основном к интеллектуально-эстетическим занятиям: музыка, шахматы, разведение цветов, домашних животных и т. д. Увлечения, связанные с гиперкомпенсацией, чаще всего направлены либо на общественную работу, либо на силовые виды спорта.

Психастенический тип — основными особенностями является повышенная тревожность, мнительность, затрудненность принятия решений, интересы и склонности, как правило, лежат в таких сферах человеческой деятельности, как «человек — природа» и «человек — художественный образ».

Шизоидный тип — характерологическими особенностями этого типа является отгороженность, замкнутость, трудность в установлении контактов со сверстниками. На первом месте у шизоидных подростков стоят интеллектуально-эстетические занятия, поражающие необычностью выбора предмета: увлечение китайскими иероглифами, буддизмом и т. п. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах. Тяжело воспринимается деятельность, связанная с установлением широких неформальных контактов.

Эпилептоидный тип — характеризуется недостаточной управляемостью поведения, нетерпимостью, озлобленностью, конфликтностью, а также вязкостью мышления, обстоятельностью и педантичностью. Такие люди хорошо чувствуют себя в условиях строго дисциплинарного режима, особенно если им удастся добиться положения, дающего им определенную власть. Все их увлечения, как правило, связаны с коллекционированием, которое часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью.

Истероидный тип — главная черта — эгоцентризм, демонстративность и жажда постоянного внимания. Все их интересы и увлечения связаны с занятиями, которые позволяют оказаться в центре внимания: участие в художественной самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой. С целью привлечь к себе внимание могут выбираться такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность.

Неустойчивый тип — лица неустойчивого типа слабовольны, легко внушаемы, не имеют устойчивых интересов и склонностей; все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Однако в условиях довольно жесткого дисциплинарного режима могут приобрести положительные навыки.

Конформный тип — главная черта — постоянная ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения, консервативность. Легко справляются с работой и могут достигать хороших результатов, если она не требует постоянной личной инициативы, четко регламентирована и заранее известно, что и как надо делать в каждой ситуации.


Профориентация.


Профориентационная работа в школе.

Е. В. Федосенко

Читайте далее:
Профессиональные интересы, склонности, направленность
На ту же тему:
Похожие статьи

Комментарии закрыты.