Чт05252017

Обновление08:40:13

Организация и проведение родительских собраний

Преподаватель у доски

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями


Часть IV. Организация и проведение родительских собраний


Для того чтобы в детском саду или в школе удалось наладить взаимодействие с родителями, далеко не всегда приходится изобретать велосипед, то есть придумывать какие-то невиданные формы работы. Как показал опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным событием для родителей, педагогов и даже детей.

Так, в детском саду № 1 Петродворцового района Санкт-Петербга к родительским собраниям готовятся заранее и тщательно: каждая семья получает приглашение, с обязательным обращением по имени-отчеству к взрослым членам семьи. В приглашении указывается тема, повестка дня и обязательно - точное время начала и окончания встречи. Это очень важно, поскольку родители иногда опасаются, что на собрании будут решаться лишь незначительные задачи, не касающиеся непосредственно их детей. Кроме того, мамы и папы зачастую боятся позднего окончания собрания, которое отодвинет на неопределенный срок выполнение неотложных домашних дел.
К моменту прихода родителей в группу воспитатели готовят для каждого родителя бейдж с именем-отчеством мамы, папы. Если ребенка хотя бы иногда приводит или забирает из сада бабушка или дедушка, бейдж готовится и для них. Подобная "мелкая" забота иногда приносит огромную радость взрослым; оказывается, их знают в группе и ждут их прихода.

В программу проведения собрания помимо основных вопросов (организационных, информационных) могут быть включены дискуссии между родителями (шуточные и серьезные), мозговой штурм, а также неформальные формы общения, например игры, чаепитие. Иногда в собрании могут принимать участие и дети. Встреча должна быть закончена точно в указанное время. Желательно, чтобы, уходя с собрания, родители были уверены в том, что здесь их ждут не только для того, чтобы собрать деньги на новые стулья или занавески, а для решения важных для жизни и развития их детей задач.

В английских школах практикуют несколько форм проведения родительских собраний: подведение итогов за триместр и награждение учащихся за их успехи; встречи и беседы с педагогами.

Встречи и беседы с педагогами

Цель: предоставить родителям возможность в течение одного вечера встретиться со всеми специалистами, которые работают с ребенком (подростком или старшим школьником), задать вопросы, получить информацию о достижениях, совместно продумать пути повышения результативности обучения.

Эта форма проведения собрания наиболее продуктивна в тех учреждениях, где ребенка (подростка) обучают несколько специалистов: среднее и старшее звено общеобразовательной школы или специализированный детский сад (например, логопедический). Собрание не пред полагает торжественных речей, поздравлений, знакомстве учебным планом и т. л. - это деловая рабочая встреча педагогов и родителей. Подготовка к такому собранию заключается в том, что о его проведении все родители оповещаются заранее и неоднократно. Так, примерная дата проведения сообщается уже в начале учебного года, затем - за месяц до проведения (с тем, чтобы родители сумели скорректировать свои планы) и непосредственно за несколько дней до проведения с указанием всех деталей (времени, номеров аудиторий и т. д.).

Собрание проходит в большом зале или в нескольких соседних помещениях, где размещают столы по числу педагогов. На каждом столе устанавливается табличка с фамилией и именем преподавателя. Перед столом стоят стулья для родителей (не менее двух), так как родители часто приходят вместе, а иногда берут с собой детей (будут приглашены дети на эту встречу или нет - оговаривается заранее). Также необходимо организовать пространство для родителей, которые ждут своей очереди, чтобы побеседовать с педагогом. На данную встречу отводится примерно два-три часа, в зависимости от числа приглашенных.

Педагоги также могут ждать родителей и в своих кабинетах, но такая форма проведения менее оперативна, так как родители будут тратить время на переход из класса в класс, а педагоги не смогут общаться друг с Другом в случае, если у них возникнут какие-либо вопросы относительно ребенка.

Подготовка педагога к собранию заключается в следующем: преподаватель заранее опрашивает детей о том, собираются ли их родители прийти на встречу, и примерно рассчитывает время, которое он должен отнести на одну беседу. Далее он составляет список всех учащихся и делает для себя пометки: положительные стороны учащегося, что и как можно улучшить, каких результатов можно ожидать от ребенка к концу года, вопросы и пожелания родителям и детям и т. д. Задача педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям объективную информацию, задать необходимые вопросы и вдохновить родителей на дальнейшую совместную работу.
Собрание в форме собеседования целесообразно проводить примерно в середине каждого полугодия или триместра (как в Англии), когда дети уже достигли определенных результатов, но до подведения итогов есть время что-то изменить и улучшить. В день проведения подобного собрания занятия обычно проходят по сокращенной программе, с тем чтобы педагоги смогли подготовиться и не чувствовали большой усталости к концу дня.
К положительным моментам такого вида собраний обычно относят возможность обсудить достижения ребенка с каждым педагогом. Как правило, в первую очередь родители находят время побеседовать с педагогами по основным предметам, но именно учителя таких дисциплин, как музыка, рисование, физкультура и т. д., могут помочь родителю в ранней профориентации ребенка, выборе кружка и т. д. Эта форма проведения собрания предоставляет уникальную возможность для родителей обсудить со всеми учителями успехи, трудности и способности ребенка, поговорить о его будущем выборе профессии. К отрицательным моментам обычно относят невозможность решить организационные вопросы, поблагодарить родителей, отметить успехи учеников и др. Возможно, такая встреча потребует от учителя более тщательной подготовки и займет больше времени, чем обычное традиционное собрание. А можно просто вывесить на доске различные варианты составленных таблиц, с тем чтобы участники при необходимости сделали для себя пометки. В этом случае обсуждение можно не проводить.

Какая бы форма работы с родителями ни была выбрана в конкретном учреждении, необходимо учитывать некоторые условия эффективности взаимодействия в системе педагог-родитель. Прежде всего - поэтапность. Так, на первом этапе знание теоретических основ общения, о которых мы упоминали выше, помогут педагогу завоевать доверие родителей, расположить их к себе. Только после завершения этого этапа можно переходить к решению каких-либо задач.

И, пожалуй, одним из важнейших условий эффективности работы с родителями является систематичность такой работы, поскольку отдельные мероприятия, как бы хорошо они ни были подготовлены и проведены, не принесут большой пользы родителям, педагогам, а главное, детям.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьная фобия

Судя по краткому, но выразительному описанию, которое оставил лам Шекспир, школьная фобия…

Телефон доверия для детей. Кто поможет принять себя и…

Часто ребенку со своими проблемами не к кому обратиться, кроме детского телефона доверия.…

Школьный стресс

По данным Института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов,…

Внутренне конфликтный и закрытый класс

Достаточно часто процессы, происходящие во «внутренне конфликтном» классе, можно…