Психодрама в работе школьного психолога

Применение метода психодрамы в работе со школьниками

Содержание:
Психодраматическая сессия
История метода
Как применять метод
Игрушки, сказки, ролевые игры… 
Метод психодрамы в рамках профориентационной работы
Психодрама и подготовка к экзаменам
Психодрама на уроке литературы
Несколько дополнительных  замечаний

Создателем метода психодрамы является Дж.Л. Морено. Существует довольно много определений этого метода. Одним из наиболее полно раскрывающих его содержание определением является следующее: психодрама — метод групповой психотерапии, использующий театрализованную (драматическую) импровизацию для исследования клиентом (протагонистом) своего внутреннего мира, развития творческого потенциала, а также для продуктивного изменения отношения индивида к бытию и расширения спектра адекватного поведения и взаимодействия.

В школе применение психотерапии невозможно, однако в случае психодрамы отдельные элементы и техники могут успешно использоваться. Как отмечала З.Т. Морено, психодрама является методологией и синтетическим методом. Следовательно, несмотря на то что психодрама определяется как метод групповой психотерапии, она может довольно широко применяться, выходя за рамки психотерапии. Нетерапевтическое применение данного метода представляет собой экспериментальную деятельность людей с целью личностного роста, обучения или иных причин. Тем не менее специалисту следует внимательно следить за своими профессиональными действиями, оставаясь в рамках нетерапевтической работы.

Психодраматическая сессия

Психодраматическая сессия включает в себя три части — разогрев, действие и шеринг. Разогрев — фаза психодраматической сессии, которая, как следует из названия, «разогревает» участников группы, то есть подготавливает к дальнейшему действию. Разогрев способствует введению участников в особенности метода психодрамы, созданию атмосферы доверия в группе, установлению каналов общения между ведущим и группой, появлению темы, усилению спонтанности участников.

Действие — собственно игра, которая настолько конкретна, насколько это возможно, при этом оставаясь в символической форме.

Шеринг — третья фаза, непосредственное сопереживание участников группы, возникшее на основе переживаний, имевших место в их жизненном опыте. Шеринг, как правило, состоит из двух частей — обратной связи из роли, то есть чувств и мыслей, которые пришли, когда участник играл свою роль, и обратной связи от своего имени. Данная фаза способствует более глубокому пониманию событий, происходивших во время действия, возникновению чувства принятия другими.

Независимо от области применения (развивающая, профилактическая, обучающая и др.) основные элементы и основные фазы психодраматической сессии сохраняются.

История метода

«Психодрама должна начинаться с ребенка», — писал Дж.Л. Морено. Он считал необходимым применение психодрамы в процессе образования. Морено отмечал, что тяжелая социальная обстановка оказывает значительное негативное влияние на юное поколение, следовательно, необходим эффективный способ решения возникающих проблем, которым, на его взгляд, являлся метод психодрамы.

Однако, по его словам, элементы психодрамы исчезали с момента поступления ребенка в начальную школу. В результате по мере взросления исчезала и спонтанность человека. Взрослый человек оказывался практически лишенным спонтанности, то есть способности по-новому реагировать на старые ситуации или адекватно реагировать на новые. Психодрама же могла обеспечить не только сохранение спонтанности, но и преемственность образования. По словам автора метода, каждая школа — «лаборатория повседневных проблем». Соответственно многие социальные и образовательные проблемы могли бы решаться психодраматическим подходом.

Применение психодрамы в образовании имеет длительную историю. После окончания Второй мировой войны метод психодрамы стал использоваться в учебных заведениях США, Канады, стран Западной Европы и некоторых стран Азии в качестве педагогического метода. В середине 1990-х годов в Германии психологи под руководством А. Айхингера и В. Холла разработали проект, основанный на принципах детской психодрамы, направленный на предупреждение насилия и моббинга в школах.

 Как применять метод психодрамы

Включать элементы психодрамы в работу школьного психолога можно в различных формах и по разным поводам:
— в индивидуальной или групповой работе по психологическому сопровождению;
— при изучении учебных предметов;
— при подготовке к экзаменам;
— в работе с учениками, испытывающими затруднения в обучении.

Психологический тренинг с подросткамиЭлементы психодрамы можно использовать для решения обучающих, профилактических или развивающих и коррекционных задач. Соответственно включение психодрамы возможно в форме социодраматических сессий, спонтанной игры на заданную тему, учебных, коррекционных и развивающих занятий и тренингов с элементами и техниками психодрамы и др. Основным следствием применения метода являются: расширение ролевого репертуара участников занятий, возможность в безопасной форме отыграть свои чувства, развитие спонтанности, творческой инициативы, гибкости поведения, умения посмотреть на ситуацию с новой стороны, принятие социальных норм, развитие коммуникативных навыков детей и подростков, развитие отношений между учителями и учениками и развитие понимания педагогами личностных особенностей их учеников.

Метод можно применять и в форме развернутого драматического разыгрывания, и даже в компактной форме пальчиковых этюдов, то есть в сочетании с пальчиковой гимнастикой, а также сочетать с логопедическими занятиями. Применение психодрамы возможно для разрешения трудностей детей, испытывающих тревогу, повышенную агрессию, коммуникативные сложности.

Немаловажно, что, как отмечают Айхингер и Холл, многие дети, приходят на занятия, имея сильно сниженную спонтанность и креативность (подтверждено опытом автора статьи), поэтому перед ведущим встает задача научить таких детей играть, заново открыть для них игру, для чего возможно применение спонтанной совместной игры.

Игровой характер метода соответствует возрастным потребностям детей и создает дополнительную мотивацию к занятиям. Тем более что одной из важнейших составляющих эффективной работы является мотивация ребенка. Проблема мотивации к занятиям встает особенно остро вследствие того, что инициатором обращения к психологу (в школе или детском саду) и последующих занятий являются родители ребенка.

 Игрушки, сказки, ролевые игры… 

На наш взгляд, использование элементов и техник психодрамы способствует пробуждению и повышению мотивации ребенка к занятиям. В частности, одной из форм, способствующих не только увеличению интереса к занятиям, но и успешной работе, может быть психодрама с игрушками. В данном случае используются различные небольшие игрушки, которые играют роли, заданные ребенком.

Игрушки представляют ценный материал для анализа: имеет значение выбор той или иной вещи (ее размер, цвет, символическое культурное значение) и назначение игрушки на определенную роль. Несмотря на вовлеченность в игру, ребенок может дистанцироваться от происходящего, смотреть на него как бы со стороны, что позволяет обойти сопротивление ребенка к работе.

Использование игрушек имеет и другие преимущества: отсутствие необходимости в длительном разогреве, применение с детьми любого возраста, экономия времени. Последнее особенно важно в условиях школы или детского сада. Возможна работа с разыгрыванием как известных сказок (меняя их сюжет и окончание), так и сказок, сочиненных детьми.

Поскольку, согласно теории ролей Дж.Л. Морено, человек может приобретать опыт посредством ролевого обучения, в образовании применим ролевой тренинг.

Ролевой тренинг — метод обучения, основанный на ролевых играх и имитационных упражнениях. Его тоже относят к форме психодрамы. Ролевой тренинг моделирует реальные трудности участников, которые можно преодолеть изменением моделей поведения. Это может быть поведение в ситуации общения детей и подростков со взрослыми или друг с другом.

Примеряем профессию — метод психодрамы в рамках профориентационной работы

Метод психодрамы может успешно применяться в рамках профориентационной работы. Подросток может «примерить» на себя ту или иную профессию, посмотреть на нее изнутри. Психодраматическое пространство позволяет пройти проверку притязаний подростка. При помощи психодрамы можно способствовать осознанию старшеклассниками своих сильных сторон и значения тех или иных личностных качеств. Так, возможна работа (например, в сказочной форме), направленная на смещение акцента и формирование более положительного образа «Я» у старшеклассников. Все вышеописанное может способствовать принятию решения о выборе профессии.

Упражнение «Социометрический профориентационный выбор»

Ведущий. Ребята, сейчас каждый из вас сможет узнать мнение другого о том, какая профессия могла бы вам подойти. Но сделаем мы это в необычной форме. Вы будете свободно ходить по комнате, а я буду спрашивать вас, кто мог бы работать по той или иной профессии. Вы подходите к этому человеку и кладете ему на плечо руку (ведущий демонстрирует как). Всем этот вариант подходит? Всем можно класть руку на плечо? Хорошо. Тогда начинаем.

  • Кто мог бы стать актером?
  • Кто может стать дизайнером?
  • Кто — поваром?
  • Кто может найти общий язык с любым человеком?
  • А кто — с техникой?
  • А кто хорошо овладевает иностранными языками?
  • Кто может руководить людьми?
  • Кто отлично фотографирует?
  • В ком есть конструкторская жилка?
  • Кто может стать писателем?
  • Кто просто хорошо сочиняет истории?
  • Кому пора в шоу-бизнес?
  • Кто может стать стилистом?
  • А дизайнером?
  • Кому можно подумать о необычной профессии?
  • Кого вы видите ученым?
  • Кто — прирожденный путешественник?
  • Кто может учить людей?
  • Кто хорошо ладит с животными?
  • А с детьми?
    И т.д.

По окончании упражнения проводится шеринг. При необходимости ведущий помогает раскрыть смысл упражнения и скорректировать эмоциональное состояние школьников.

 Создаем образ будущего

Погружение в символическое пространство облегчает доступ к пониманию собственных личностных ресурсов, при помощи руководства ведущего и техники дублирования возможно конструирование положительного образа будущего. Например, можно предложить участникам «пройти» по будущему жизненному пути (на наш взгляд, лучше ограничиться  молодым  возрастом).  На  определенных «остановках»  подробно  расспрашивать  участника о его жизни в этот момент. Возможны построение  диалога с собой будущим, передача посланий из будущего. От ведущего требуется значительная включенность в процесс.

Упражнение «Город будущего»
(модификация упражнения «Коллаж «Город будущего»)

Упражнение  направлено  на  формирование  положительного  образа  будущего.  Может  проводиться в рамках  профилактики  негативных  проявлений. Проводить  упражнение  желательно  в  просторном помещении  с  достаточным  количеством  простого реквизита (стулья, ленточки и пр.). Перед началом проводится деление на мини-группы.

Психологический тренинг в школеВедущий. За этой границей (обозначает символическую  границу)  находится  город  будущего.  Это будет тот город, в котором вы хотели бы жить. Каким именно — решать вам. Каждая мини-группа создает свою  часть,  свой  район  города  будущего. Важно, чтобы каждый внес вклад в его создание. Сейчас просто  перейдите  границу,  осмотритесь, почувствуйте  запах,  цвет,  разберитесь,  что  вас окружает. Затем найдите место, где ваша мини-группа построит свой район, обустройте его. Вы можете использовать все вещи, которые вас окружают, а также те, что есть у вас.

Во  время  работы  ведущий  перемещается  между группами, при необходимости с помощью техники дублирования помогая участникам. Когда участники закончат работу, ведущий предлагает походить по городу, зайти в соседние районы. Убедившись, что каждый побывал во всех районах города, ведущий просит участников сказать «до свидания» городу и вернуться обратно. Затем проводится шеринг. По окончании имеет смысл провести небольшую дискуссию о том, что участники могут сделать, чтобы  их дальнейшая жизнь стала похожа на построенный ими город будущего.

Психодрама и подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам наиболее востребована при работе с выпускными классами — девятыми и одиннадцатыми. В этой связи можно выделить следующие основные задачи: проработка и отыгрывание страхов, опасений, ожиданий, разыгрывание сюжета прохождения экзамена, поиск собственных личностных ресурсов.

Кроме того, как и в остальных случаях, включение психодрамы позволяет значительно повысить мотивацию школьников к активному участию в занятиях. Весомым преимуществом является предоставление возможности активизации спонтанности и творческих способностей учащихся. Успешно работают техники диалога (например, с экзаменом, страхом), обмена ролями, «шаг в будущее», «пустой стул». С тревожными группами, на наш взгляд, лучше разыгрывать сюжеты, в которых тема экзамена фигурирует в косвенной или символической форме.

К примеру, предлагается «снять фильм» или «подготовить выпуск газеты», посвященные сдаче экзамена и основным страхам и опасениям, связанным с ним. При этом «жанры фильма» или «газетные рубрики» желательно подготовить самому ведущему и предоставить их выбор участникам. На наш взгляд, желательно ввести дополнительное условие «счастливого окончания фильма» или «положительного текста статьи». Можно использовать форму ролевого тренинга. В группах с относительно низкой тревогой возможно проигрывание самой ситуации экзамена.

Упражнение «Шаг в будущее после экзамена»

Основано на работе Е.Л. Михайловой во время мастерской «Рождественская уборка» в 2013 году.

Ведущий. Ребята, сейчас, конечно, напряженный период. Но пройдет время, он закончится. Это (ведущий обозначает ленточкой границу на полу) временнàя граница. За ней то время, когда все экзамены сданы, когда вы сможете точно сказать «Уф, пережили!». Давайте перейдем ее.

Что здесь? Закройте глаза, рассмотрите картину, возникающую перед глазами. Какие образы к вам приходят? Какие запахи, звуки? Станьте одним из предметов, одной из ситуаций.

Кто вы? Отсутствие спешки? Булочка с корицей, заботливо купленная или даже испеченная мамой? Новые туфли? Выход новой игры, в которую можно будет играть без зазрения совести? А может быть,новое потрясающее знакомство? Очень мудрый преподаватель? Или веселая вечеринка? Располагайтесь в этом пространстве. Когда будете готовы, я прошу вас представиться.

Затем  ведущий  по  мере  готовности  участников расспрашивает, кто они. При необходимости помогает старшекласснику сделать роль положительной. В конце упражнения ведущий предлагает участникам из своей роли направить послание старшеклассникам. После этого участники «возвращаются» обратно —  переходят  границу,  а  ведущий  повторяет послания. После упражнения проводится короткий шеринг.

Упражнение «Опасения перед экзаменом»

Участники сидят в кругу. В центр круга ведущий ставит пустой стул.

Ведущий. Сейчас мы с вами найдем способы победить  страхи,  опасения  и  сомнения  перед  экзаменами.  Для  этого,  пожалуйста,  закройте  глаза, вспомните те опасения, о которых мы сегодня говорили, представьте себя одним из них. Какой вы? Как выглядите? Что делаете? Для чего вы нужны? Когда  будете  готовы,  откройте  глаза.  Когда  вы захотите рассказать о себе, встаньте и займите стул в центре круга.

Когда  один  из  участников  занимает  «место  опасения»,  ведущий  помогает  найти  положительные моменты, которые есть в этом опасении, помогает сформулировать стратегию, которая может это опасение  уменьшить.  Другие  участники  также  могут задавать  «опасению» вопросы. По окончании  проводится шеринг.

Упражнение «Фильм на тему экзамена»

Ведущий  заранее  заготавливает  карточки  с  названиями жанров кинофильмов: семейная комедия, фантастика,  приключения,  боевик,  мюзикл  и  др. Перед началом упражнения происходит деление на команды.

Ведущий.  Вы  —  съемочная  группа  и  снимаете свой короткометражный фильм. В вашем распоряжении любые ресурсы. Важные условия: в фильме должны  быть  отражены  самые  большие  страхи и опасения перед экзаменами, о которых мы сегодня говорили, и у фильма обязательно должен быть счастливый конец. Сейчас каждая команда вытащит из мешка карточку с жанром своего будущего фильма. На подготовку у вас есть … минут, продолжительность фильма — около … минут. Все ли понятно?

Во время проигрывания сюжетов ведущий может включаться  в  происходящее  посредством  техники дублирования.  По  окончании  разыгрывания  всех сюжетов проводится шеринг.

Психодрама на уроке литературы

В данном случае основными целями включения элементов психодрамы в занятие является повышение уровня понимания преподаваемого материала и повышение мотивации к изучению предмета. Включение психодрамы в преподавание позволяет сделать материал более наглядным, а его смысл более очевидным и ясным. Ученик может погрузиться в материал, увидеть его изнутри и «прожить» преподаваемую тему. Включение элементов психодрамы в изучение учебных предметов способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков и интереса к изучаемому предмету у обучающихся.

Конечно, в данном случае работа должна проводиться совместно с учителем-предметником. Психолог может проводить занятия с ним в паре, самостоятельно по договоренности, в течение всего урока или его части. При включении элементов психодрамы и социодрамы в урок, например, литературы, удается предоставить ученику возможность для отождествления с персонажем, следовательно, и более глубокого понимания произведения и позиции автора. При этом желательно не только и не столько повторение сюжета, сколько спонтанная импровизационная игра, которая и позволяет наилучшим образом войти в роль литературного героя.

Могут быть разыграны спонтанные диалоги или сюжеты, разговор с автором. Во время игры психолог (часто принимая какую-либо неглавную роль) мягко структурирует процесс. Процесс строится по аналогии с психодраматической или социодраматической сессией: сначала следует разогрев, затем основное действие, сопровождающееся построением сцены — художественного пространства, а по окончании — шеринг и снятие ролей. Затем происходит анализ произведения в более традиционной форме.

Благодаря такой форме изучения литературного произведения ученик самостоятельно формулирует свое мнение, избегая внешних, заданных интерпретаций произведения. Происходит закрепление материала, изучение героев, произведения в целом и жанра на более глубоком уровне. Кроме того, ученик расширяет свой ролевой репертуар, ему предоставляется возможность примерить нехарактерную для него роль, выразить подавляемые чувства в безопасной обстановке. Создается пространство для самопознания и творческой деятельности.

Для наглядности

Известно и сочетание психодрамы и изучения иностранного языка. При изучении иностранного языка могут использоваться ролевые игры, в которых воспроизводятся ситуации речевого общения. Важным условием является спонтанность игры. При этом изучающему иностранный язык изначально задаются роль и ее рамки. Ролевая игра подразумевает спонтанную и творческую активность ее участников, поэтому удается преодолеть тенденцию к использованию выученных речевых конструкций и создается возможность для формирования и совершенствования всех сторон общения. Кроме того, стимулируется проявление рефлексии и эмпатии.

Весьма эффективным может стать вплетение психодраматических элементов в изучение предметов, требующих наглядности. Например, физики или химии. Ученики могут принимать роли химических элементов, выстраиваться в формулы, «проживать» химические реакции и пр. Подобные приемы способствуют лучшему пониманию трудной темы.

 Несколько дополнительных  замечаний

Стоит отметить, что, несмотря на гибкость метода психодрамы, на наш взгляд, его успешное применение в сфере образования во многом зависит от самой образовательной организации, в которой работает психолог. Аудитория может быть просто не настроена на работу с применением элементов психодрамы.

Тем не менее психодрама предоставляет обширные возможности для работы со взрослыми. Кроме того, важно учитывать запросы и требования к работе психолога в образовательной организации. Вполне вероятно, что психодраматическая форма работы не всегда может им соответствовать.

Что касается работы с учащимися, то необходимо учитывать, что во время занятия определенная часть группы может не захотеть участвовать в процессе, что, естественно, может отразиться на групповой динамике. Мы предполагаем, что отсутствие желания участвовать в действии не обязательно может быть связано с механизмом сопротивления. Вполне вероятно, что затрагиваемые темы просто неактуальны для некоторых участников, что бывает при плановой фронтальной работе. Поэтому, на наш взгляд, систематическое применение психодрамы более эффективно в работе с мотивированными группами. И зачастую именно применение психодрамы может повысить мотивацию учащихся.

Тем не менее, несмотря на все преимущества и достоинства метода психодрамы, он не может полностью заменить иные формы коррекционной и развивающей работы, однако может стать отличным ее дополнением.

Драма со счастливым концом. Применение метода Применение метода психодрамы в работе школьного психолога

Ирина ПЕРМЯКОВА
педагог-психолог,
ГБОУ «Школа № 17» ОШ № 2, Москва

Журнал «Школьный психолог» №1-2, 2017 г.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.