Психокоррекционная работа с учащимися

Психокоррекционная работа с учащимися

(Начало: Психологическая работа в школе)

В случае необходимости школьная психологическая служба осуществляет психокоррекционную работу с учащимися. Коррекция может быть основана на запросе преподавателей, родителей, администрации или выявлена по результатам диагностирования. Существуют различные виды коррекции. Перечислим лишь некоторые из них.

По содержанию различают коррекцию:

  • познавательной сферы;
  • личности;
  • аффективно-волевой сферы;
  • поведенческих аспектов;
  • межличностных отношений (детско-родительских отношений, коллективных).

По форме работы с клиентом различают коррекцию:

  • индивидуальную;
  • групповую.

По масштабу решаемых задач  различают коррекцию:

  • общую;
  • частную;
  • специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной коррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровне общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием, как правило, используется для коррекционного воздействия в нескольких направлениях. Частная коррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которым он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная  психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, корректировании отдельных се свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющем поведении и затрудненной адаптации.

Специальная коррекция призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности (Осипова, 2002).

Основные принципы составления коррекционных программ

При составлении коррекционных программ необходимо ориентироваться на основные принципы, которые могут быть следующими:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и неравномерность развития различных сторон личности ребенка. При определении целей и задач коррекционной программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями психологического развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза этого развития. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии и на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Принцип единства коррекции и диагностики.Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

Принцип приоритетности коррекции казуального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: симптоматическую и казуальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешнего проявления трудностей развития и является менее эффективной, так как снимает лишь острые симптомы отклонений. Казуальная коррекция направлена на выяснение и устранение глубинных причин, лежащих в основе нарушения развития.

Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования данного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева,  Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития каждого конкретного клиента в зависимости от его индивидуальности.

Принцип комплексности методов психологического воздействия. Этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Необходимо помнить, что объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которой он является. Таким образом, школьному психологу в своей работе с ребенком нужно ориентироваться и на взаимодействие с педагогами и родителями.

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать активизирующие их методы. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Как мы уже отмечали, развитие человека идет неравномерно, поэтому в детском возрасте часто отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к формированию необходимых умений и действий. Сначала они выполняются с психологом, а затем — самостоятельно.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к моному объему материала только после относительной форсированности  того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить через ряд этапов: от максимально простого  — к максимально сложному.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Занятие всегда должно заканчиваться на позитивной ноте (Осипова, 2002).

Примерный план диагностического обследования*

Класс Интеллектуальное развитие Личностное развитие характерологические особенности Адаптационный потенциал Межличностное общение общение Мотивационная сфера, профессиональная направленность
5 класс 1. Уровень развития вербального интеллекта (методика Векслера)
2. Уровень развития невербального интеллекта (методика Векслера)
1. Определение личностных особенностей (опросник Кеттелла, детский вариант) 1. Диагностика уровня тревожности (тост школьной тревожности Филипса) 1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия») 1. Субъективная оценка познавательной мотивации (анкета для определения познавательной мотивации).
6-7 класс 1. Исследование особенностей умственного развития (школьный тест умственного развития — ШТУР)
2. Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой
1. Определение индивидуально-типологических особенностей (опросник Айзенка)
2. Тип акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)
1. Диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филипса)
2. Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)
3. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 1)
4. Уровень работоспособности (адаптированный вариант теппинг-теста Ильина)
1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия») 1. Субъективная оценка познавательной мотивации (анкета для определения познавательной мотивации).
2. Определение сферы познавательных интересов (опросник ДДО)
8-9 класс 1. Уровень развития вербального интеллекта (методика Векслера. ШТУР)
2. Уровень развития невербального интеллекта (методика Векслера, ШТУР)
3.Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н. Костроминой
4. Уровень развития творческого мышления (краткий тест творческого мышления КТТК)
1. Определение индивидуально-типологических особенностей (опросник Айзенка)
2. Тяг акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)
1. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 1)
2. Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки)
3. Уровень работоспособности (адаптированный вариант теппинг-теста Ильина)
1. Определение социометрического статуса в классе (опросник «Социометрия»)
2. Изучение коммуника- тивных и организаторских склонностей (методика изучения способностей учащихся)
1. Изучение мотивации к учению (методика изучена мотивации учебной деятельности по Г. Н. Казанцевой)
2. Дифференцированная диагностика профессиональной направленности (методика Голланда, ДДО, «Карта интересов»)
10-11
класс
1. Методика «интеллектуальная лабильность» 2. Тест интеллекта Амтхауэра 3. Уровень развития мышления (тест «Логически-понятийное мышление», «Образование сложных аналогий», «Логичность умозаключений»).

1. Определение личностных особенностей (опросник Кеттелла, юношеский вариант)
2. Исследование структуры темперамента (тест «Формула темперамента», А. Белов)
3. Тип акцентуации характера (опросник «Чертова дюжина»)

1. Выявление уровня адаптационного потенциала (многоуровневый опросник «Адаптивность»
2. Выявление уровня тревожное (тест Спилберга-Ханина)
3. Выявление склонности к различным девиациям (методика первичной
диагностики и выявления детей «группы риска» (форма 2) или методика «ДАП-П

1. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей (методика изучения способностей учащихся). 1. Дифференцированная диагностика профессиональной направленности (методика Голланда, ДДО, «Карта интересов»)

П р и м с ч а н и с. * В таблице использованы материалы С. Н. Костроминой, модифицированные автором.

Коррекционная работа психологической службы подразумевает целый психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс  включает в себя 4 основных блока:

  • Диагностический, цель которого — диагностика особенности развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
  • Установочный, цель которого — побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
  • Коррекционный, цель которого — гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
  • Блок оценки эффективности коррекционного воздействия.

Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Общий план составления коррекционной программы.

Обобщая вышесказанное, приведем общий план составления коррекционной программы:

  • определите круг задач, вытекающих из поставленной цели;
  • определите форму работы (индивидуальная, групповая);
  • отберите методики и техники работы коррекции;
  • определите общее время, необходимое для коррекционных мероприятий;
  • определите частоту необходимых встреч;
  • определите длительность каждого занятия, учитывая возрастные особенности клиента;
  • разработайте коррекционную программу и определите содержание занятий;
  • спланируйте формы участия других лиц в работе (это могут быть родители, педагоги, при работе с семьей — другие ее члены и т.д.);
  • подготовьте необходимые материалы и оборудование.

При завершении коррекционных мероприятий составляется психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Особо следует остановиться на выборе методов и техник коррекционного воздействия. В зарубежной практике представлено значительное количество направлений коррекционного воздействия: психодинамическое, экзистенциальное, когнитивное и т. д., существует огромный перечень методов практической коррекции, разработанный не только зарубежными, но и отечественными учеными. Психологу, особенно начинающему, бывает трудно сориентироваться в таком обширном арсенале коррекционной работы, поэтому при выборе того или иного метода или техники бывает полезно задать себе несколько вопросов, которые условно можно разделить на две группы:  первые касаются соответствия /несоответствия поставленной коррекционной цели, вторые  — профессионального уровня психолога (см. табл. 6).

Если на  какой-то из вопросов вы не можете ответить положительно, то стоит подобрать более подходящие методы коррекционного воздействия. Конечно, если вы только начинаете свою деятельность, то любой выбранный вами метод может быть использован впервые. Это не означает, что нужно отказаться от работы, ведь невозможно научиться плавать на берегу. Сейчас существует огромное количество обучающих тренингов, семинаров, которые можно пройти и бесплатно, используя возможности, которые предоставляет вам ваше учебное заведение или школа, в которой вы работаете.

Там вы не только сможете изучить теоретическую основу того или иного метода, но научиться применять его на практике.


Таблица 6
Выбор методов и техник коррекционного воздействия

Соответствие / несоответствие цели коррекции

Ваш профессиональный уровень

1. Соответствует ли выбранный метод, техника проблеме клиента? (Необходимо подробно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к использованию того или иною метода, техники работы)

1. Насколько я знаком с данным методом, техникой? (Если знания носят явно поверхностный характер, то необходимо более детально изучить теоретическую основу выбранного метода)

2. Отвечает ли выбранный метод, техника возрастным особенностям клиента? (Несмотря на то, что метод может не иметь возрастных ограничений, необходимо продумать, как адаптировать его именно к выбранной возрастной группе. Например, метод сказкотерапии достаточно универсален и дает положительные результаты с людьми разного возраста, но будет неразумно использовать в работе со старшеклассниками те же техники этого направления, что и с подростками более младшего возраста)

2. Отвечает ли выбранный мною метод, техника моим личностным особенностям, приоритетам? Смогу ли я работать по выбранному методу или технике? (Ведь не случайно психологи-практики в большинстве своем являются сторонниками какого-то определенного направления коррекционной работы, например, методов когнитивной психологии, гештальттерапии и т. п., хотя это не означает, что они не используют в своей работе техники других направлений)

3. Возможно ли использование метода, техники исходя из реальных условий (графика работы, материальных условий и т. п.) вашей работы?

3. Использовал ли я ранее этот метод, что вызвало затруднения? Какие выводы были сделаны?

Таким образом, система диагностическо-профилактических, а в случае необходимости и коррекционных мероприятий со стороны психологической службы, и деятельность педагогов, направленная на более углубленное познание учителем ученика, своевременное отслеживание их проблем, позволяют организовать эффективное психологическое сопровождение школьников в средних и старших классах школы, предупредить появление и разрастание тех или иных нарушений в учебной деятельности и поведении детей, создать условия для развития психологически здоровой личности в процессе обучения (Психология подростка, 2003).

Похожие статьи

Комментарии закрыты.