Вт11212017

Обновление08:40:13

Психологическая поддержка четвероклассников

ученица за партой

Особенности психологической поддержки четвероклассников

Согласно возрастной психологии четвероклассников принято относить к младшим школьникам. Однако этот период имеет важную специфику, которая может либо позитивно повлиять на развитие детей, либо существенно осложнить его.

С одной стороны, четвероклассники еще считают себя детьми, говорят о том, что им хочется оставаться под защитой родителей, с другой - пробуют быть взрослыми. К сожалению, взрослость очень часто понимается ими как нарушение норм поведения, которых придерживается большинство сверстников и взрослых людей. В этот период появляются первые негативные чувства по отношению к родителям. Ребята могут открыто говорить о том, что им надоели взрослые, хочется больше свободы и самостоятельности. Они начинают отстаивать границы личного пространства, просить родителей не входить в их комнату без стука и т. п. У некоторых появляется желание противоречить взрослым, даже осознавая собственную неправоту, - просто хочется быть вредным.

Таким образом, для четвероклассников тематика подросткового кризиса уже может быть актуальной. Данный период является своего рода воротами в подростковый возраст, а дальнейшее взросление во многом зависит от того, насколько они раскрыты.

Три группы четвероклассников

Взросление происходит неравномерно. По протеканию данного процесса детей можно разделить на три основные группы.

Первая группа - это те, у кого «ворота» в подростковый возраст открыты. Такие дети хотят и пытаются проявлять реальную взрослость: берут на себя ответственность за что-либо, стремятся сделать правильный выбор и т. д. Как правило, это вторые или третьи дети в семье родителей-реалистов, предоставляющих им соответствующие условия для взросления.

Вторую группу составляют дети, у которых «ворота» в подростковый возраст наглухо закрыты. Они совершенно не хотят и даже боятся взрослеть. Обычно это дети родителей-перфекционистов, у которых такие же идеальные дети, которые не могут даже помыслить о том, чтобы поступать против родительской воли. Им предстоит начать взрослеть позже - в 5-6-м классе. Причем с большой вероятностью можно утверждать, что процесс взросления таких детей будет сложным, а пока им живется достаточно комфортно.

Третью группу составляют те, кого усиленно контролируют родители. Такие дети находятся в наиболее сложном положении. У них «ворота» приоткрыты: шагнуть за них хочется, но в то же время страшно. В глубине души они уже испытывают протестное чувство по отношению к родителям, но пока еще не проявляют его. Это повышает у них тревожность и порождает стремление к нарушению норм тогда, когда для этого появляются подходящие условия, например на уроках, которые ведет более мягкий учитель, или в отношениях с доброй бабушкой, ослушаться которую проще, чем строгую маму.

В наиболее сложных случаях у детей может закрепиться привычка к выплескиванию негативных чувств по отношению к более слабому сверстнику, что приводит к возникновению конфликтов в классе и появлению изгоев.

Несмотря на внешнее благополучие такие дети должны попасть в сферу внимания педагога-психолога. Заниматься с ними лучше в малых группах (по 2-3 человека) или индивидуально. Основная цель таких занятий - помочь детям осознать начало процесса взросления, помочь в игровой форме выплеснуть агрессивно-протестные чувства по отношению ко взрослым.

Проводить занятия целесообразно в игровой форме, предполагающей соревнование ребенка со взрослым. Результаты соревнования заносятся в специальный соревновательный лист. Каждое занятие может состоять из нескольких игр, в итоге победить должен ребенок.

Еще одно условие - равноправие ребенка и взрослого на занятии. По сути, оба являются его участниками. На первых занятиях взрослый предлагает те или иные игры и объясняет их условия, в последующем ребенок уже сам выбирает какие-то из освоенных им игр.

Четвероклассникам важно не только победить взрослого, но и в игровой форме перехитрить, обмануть его, поэтому в части заданий взрослый находится в игровой беспомощной позиции, а ребенок может «руководить» им или «обманывать» его.

В жизни таких детей обычно слишком много всяких правил и ограничений, а также занятий, которыми они вынуждены заниматься не по собственной воле, а по желанию взрослых. Важно, чтобы предлагаемые игры им нравились, тогда они будут участвовать в них с удовольствием.

Примеры заданий

Далее приведены примерные задания, которые можно использовать в работе с четвероклассниками.

Конкурс саперов

Один из участников прячет в комнате «мину» (шарик), другому нужно ее «обезвредить» (найти). Первый может помогать второму, произнося слова «хрю-хрю», если сапер приближается к шарику, или «гав-гав», если он отдаляется от него.

Конкурс чтения мыслей на расстоянии

Ребенок и взрослый записывают на листе бумаги свои любимые цвет, погоду, блюдо (спорт, транспорт, животное и т. п.) и затем по очереди пытаются догадаться, что написал партнер. За каждый верно угаданный ответ участник получает один балл. В конце количество баллов суммируется.

Конкурс лжецов

Участники по очереди задают друг другу по три вопроса. Отвечая, нужно два раза сказать правду и один раз соврать. Слушающий должен догадаться, когда прозвучала неправда. Верный ответ приносит один балл.

Конкурс дрессировщиков

Одному из участников завязывают глаза, другой в это время расставляет на полу маленькие игрушки и затем дает первому участнику различные команды типа «один шаг влево», «три шага вперед», помогая продвигаться от одной стены к другой, не задевая препятствий. Потом участники меняются ролями.

Конкурс художников

Одному из участников завязывают глаза, другой подводит его к доске и дает различные команды, помогая нарисовать рисунок.

Конкурс разведчиков

Один из участников (ребенок или взрослый) закрывает глаза. Другой должен незаметно положить ему на голову бумажный листок размером 10 х 10 см («гранату»). Первому необходимо либо поймать руки «разведчика», либо почувствовать и схватить «гранату». Балл получает тот участник, который обнаружил «гранату», или тот, кто ее успешно (незаметно) подложил.

Конкурс воришек

Один из участников кладет себе на ладонь шарик, а вторую ладонь держит сверху на расстоянии примерно 20 см. Другой участник должен успеть схватить шарик до того, как первый прихлопнет его свободной ладонью.

Конкурс отгадчиков

Ребенку дают карточки с написанными на них действиями. Задача - разложить эти карточки в два столбика: в одном должны быть карточки с теми действиями, которые ему нравятся, во втором - с теми, которые не нравятся. Взрослый имеет общий список всех действий. Ему нужно догадаться, в какой столбик ребенок поместил карточку с тем или иным действием. Если он угадывает, то получает балл (плюс). Если ошибается, то балл присуждается ребенку. В конце подводится итог, определяется победитель.
По ходу игры ребенок может пояснять свой выбор (например, не нравится быть центром семьи, потому что все пристают) или более подробно описывать какие-то ситуации.
Слова на карточках могут быть разными, соответствовать реальным желаниям детей или проявлению недовольства с их стороны.

Примерный набор действий к конкурсу отгадчиков

  1. громко смеяться, хохотать;
  2. разбрасывать вещи;
  3. скрывать свои мысли;
  4. быть центром семьи;
  5. быть самым умным (самой умной);
  6. быть самым веселым (самой веселой);
  7. быть самым привлекательным (самой привлекательной);
  8. обижаться;
  9. пачкаться;
  10. часто мыться;
  11. рассказывать анекдоты;
  12. возражать взрослым;
  13. злить других;
  14. мусорить;
  15. когда жалеют;
  16. отстаивать свою точку зрения;
  17. иногда быть вредным (вредной);
  18. спорить со взрослыми;
  19. спорить со сверстниками;
  20. быть центром класса;
  21. злиться.

Конкурс ругателей

Перед участниками находится стопка карточек, на которых написаны те или иные действия детей, за которые их могут ругать взрослые. Карточки по очереди открывают, участникам нужно быстро придумать и назвать слова, которыми родители могут ругать их. При этом уточняется, что речь идет не о конкретных маме и папе, а о родителях вообще (абстрактных).

Примерный набор карточек к конкурсу ругателей

  1. двойка;
  2. тройка;
  3. грубит взрослым;
  4. не слушается;
  5. плохо ведет себя в школе;
  6. беспорядок на столе;
  7. спорит со взрослыми;
  8. грязь в тетради;
  9. несобранность;
  10. не слышит обращения к нему с первого раза;
  11. не держит слово;
  12. не выполняет требования взрослых;
  13. делает то, что хочет;
  14. плохо выполняет домашние задания;
  15. мало занимается уроками;
  16. не убирает свои вещи;
  17. не старается.

Конкурс фантазеров

Ребенок и взрослый по очереди берут карточки из стопки и быстро придумывают предложения с ними. Если это им удается, карточки они оставляют себе. В конце подсчитываются баллы; одна карточка - один балл.

Варианты карточек к конкурсу фантазеров

Карточка 1.

• Никогда;
• не стану;
• не соглашусь;
• несправедливо;
• нечестно;
• неинтересно;
• не люблю;
• не терплю;
• ненавижу;
• не нравится;
• не лезь;
• не надо;
• не стараюсь;
• не делаю;
• не выношу.

Карточка 2.
• Не верю;
• не слушаюсь;
• не понимаю;
• не боюсь;
• не хочу;
• не притворяюсь;
• не собираюсь;
• не буду;
• неприятно;
• не разбрасывай;
• не ленись;
• не груби;
• не делай;
• не спорь;
• не надевай;
• не выковыривай;
• не кричи;
• не капризничай;
• не настаивай.

Конкурс ловцов жемчуга

Один из участников завязывает глаза. Другой берет в руки звенящую палочку (звенящий мячик). Это считается жемчугом. Первому участнику нужно поймать жемчуг, ориентируясь на звук палочки (мячика).

О.В. Хухлаева,
д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГБОУ ВО МГППУ

Психологическая поддержка четвероклассников.

Читайте также:
Возрастные психологические особенности учащихся 5 класса
Родительское собрание в 5 классе:«Адаптация пятиклассников».
Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Профилактика суицида

Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися,но и с…

Вербальное общение

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный…

Нелицеприятная истина

Уже много раз было продемонстрировано, что за физически привлекательными людьми видят…

Влияние стиля воспитания на проявление детской агрессивности

В своем эксперименте Мэри Гриббин наблюдала различия в игровом поведении детей, две…