Психологическая поддержка четвероклассников
Содержание:
Три группы четвероклассниковПримеры заданий
Особенности психологической поддержки четвероклассников
Согласно возрастной психологии четвероклассников принято относить к младшим школьникам. Однако этот период имеет важную специфику, которая может либо позитивно повлиять на развитие детей, либо существенно осложнить его.
С одной стороны, четвероклассники еще считают себя детьми, говорят о том, что им хочется оставаться под защитой родителей, с другой — пробуют быть взрослыми. К сожалению, взрослость очень часто понимается ими как нарушение норм поведения, которых придерживается большинство сверстников и взрослых людей. В этот период появляются первые негативные чувства по отношению к родителям. Ребята могут открыто говорить о том, что им надоели взрослые, хочется больше свободы и самостоятельности. Они начинают отстаивать границы личного пространства, просить родителей не входить в их комнату без стука и т. п. У некоторых появляется желание противоречить взрослым, даже осознавая собственную неправоту, — просто хочется быть вредным.
Таким образом, для четвероклассников тематика подросткового кризиса уже может быть актуальной. Данный период является своего рода воротами в подростковый возраст, а дальнейшее взросление во многом зависит от того, насколько они раскрыты.
Три группы четвероклассников
Взросление происходит неравномерно. По протеканию данного процесса детей можно разделить на три основные группы.
Первая группа — это те, у кого «ворота» в подростковый возраст открыты. Такие дети хотят и пытаются проявлять реальную взрослость: берут на себя ответственность за что-либо, стремятся сделать правильный выбор и т. д. Как правило, это вторые или третьи дети в семье родителей-реалистов, предоставляющих им соответствующие условия для взросления.
Вторую группу составляют дети, у которых «ворота» в подростковый возраст наглухо закрыты. Они совершенно не хотят и даже боятся взрослеть. Обычно это дети родителей-перфекционистов, у которых такие же идеальные дети, которые не могут даже помыслить о том, чтобы поступать против родительской воли. Им предстоит начать взрослеть позже — в 5-6-м классе. Причем с большой вероятностью можно утверждать, что процесс взросления таких детей будет сложным, а пока им живется достаточно комфортно.
Третью группу составляют те, кого усиленно контролируют родители. Такие дети находятся в наиболее сложном положении. У них «ворота» приоткрыты: шагнуть за них хочется, но в то же время страшно. В глубине души они уже испытывают протестное чувство по отношению к родителям, но пока еще не проявляют его. Это повышает у них тревожность и порождает стремление к нарушению норм тогда, когда для этого появляются подходящие условия, например на уроках, которые ведет более мягкий учитель, или в отношениях с доброй бабушкой, ослушаться которую проще, чем строгую маму.
В наиболее сложных случаях у детей может закрепиться привычка к выплескиванию негативных чувств по отношению к более слабому сверстнику, что приводит к возникновению конфликтов в классе и появлению изгоев.
Несмотря на внешнее благополучие такие дети должны попасть в сферу внимания педагога-психолога. Заниматься с ними лучше в малых группах (по 2-3 человека) или индивидуально. Основная цель таких занятий — помочь детям осознать начало процесса взросления, помочь в игровой форме выплеснуть агрессивно-протестные чувства по отношению ко взрослым.
Проводить занятия целесообразно в игровой форме, предполагающей соревнование ребенка со взрослым. Результаты соревнования заносятся в специальный соревновательный лист. Каждое занятие может состоять из нескольких игр, в итоге победить должен ребенок.
Еще одно условие — равноправие ребенка и взрослого на занятии. По сути, оба являются его участниками. На первых занятиях взрослый предлагает те или иные игры и объясняет их условия, в последующем ребенок уже сам выбирает какие-то из освоенных им игр.
Четвероклассникам важно не только победить взрослого, но и в игровой форме перехитрить, обмануть его, поэтому в части заданий взрослый находится в игровой беспомощной позиции, а ребенок может «руководить» им или «обманывать» его.
В жизни таких детей обычно слишком много всяких правил и ограничений, а также занятий, которыми они вынуждены заниматься не по собственной воле, а по желанию взрослых. Важно, чтобы предлагаемые игры им нравились, тогда они будут участвовать в них с удовольствием.
Примеры заданий
Далее приведены примерные задания, которые можно использовать в работе с четвероклассниками.
Конкурс саперов
Один из участников прячет в комнате «мину» (шарик), другому нужно ее «обезвредить» (найти). Первый может помогать второму, произнося слова «хрю-хрю», если сапер приближается к шарику, или «гав-гав», если он отдаляется от него.
Конкурс чтения мыслей на расстоянии
Ребенок и взрослый записывают на листе бумаги свои любимые цвет, погоду, блюдо (спорт, транспорт, животное и т. п.) и затем по очереди пытаются догадаться, что написал партнер. За каждый верно угаданный ответ участник получает один балл. В конце количество баллов суммируется.
Конкурс лжецов
Участники по очереди задают друг другу по три вопроса. Отвечая, нужно два раза сказать правду и один раз соврать. Слушающий должен догадаться, когда прозвучала неправда. Верный ответ приносит один балл.
Конкурс дрессировщиков
Одному из участников завязывают глаза, другой в это время расставляет на полу маленькие игрушки и затем дает первому участнику различные команды типа «один шаг влево», «три шага вперед», помогая продвигаться от одной стены к другой, не задевая препятствий. Потом участники меняются ролями.
Конкурс художников
Одному из участников завязывают глаза, другой подводит его к доске и дает различные команды, помогая нарисовать рисунок.
Конкурс разведчиков
Один из участников (ребенок или взрослый) закрывает глаза. Другой должен незаметно положить ему на голову бумажный листок размером 10 х 10 см («гранату»). Первому необходимо либо поймать руки «разведчика», либо почувствовать и схватить «гранату». Балл получает тот участник, который обнаружил «гранату», или тот, кто ее успешно (незаметно) подложил.
Конкурс воришек
Один из участников кладет себе на ладонь шарик, а вторую ладонь держит сверху на расстоянии примерно 20 см. Другой участник должен успеть схватить шарик до того, как первый прихлопнет его свободной ладонью.
Конкурс отгадчиков
Ребенку дают карточки с написанными на них действиями. Задача — разложить эти карточки в два столбика: в одном должны быть карточки с теми действиями, которые ему нравятся, во втором — с теми, которые не нравятся. Взрослый имеет общий список всех действий. Ему нужно догадаться, в какой столбик ребенок поместил карточку с тем или иным действием. Если он угадывает, то получает балл (плюс). Если ошибается, то балл присуждается ребенку. В конце подводится итог, определяется победитель.
По ходу игры ребенок может пояснять свой выбор (например, не нравится быть центром семьи, потому что все пристают) или более подробно описывать какие-то ситуации.
Слова на карточках могут быть разными, соответствовать реальным желаниям детей или проявлению недовольства с их стороны.
Примерный набор действий к конкурсу отгадчиков
- громко смеяться, хохотать;
- разбрасывать вещи;
- скрывать свои мысли;
- быть центром семьи;
- быть самым умным (самой умной);
- быть самым веселым (самой веселой);
- быть самым привлекательным (самой привлекательной);
- обижаться;
- пачкаться;
- часто мыться;
- рассказывать анекдоты;
- возражать взрослым;
- злить других;
- мусорить;
- когда жалеют;
- отстаивать свою точку зрения;
- иногда быть вредным (вредной);
- спорить со взрослыми;
- спорить со сверстниками;
- быть центром класса;
- злиться.
Конкурс ругателей
Перед участниками находится стопка карточек, на которых написаны те или иные действия детей, за которые их могут ругать взрослые. Карточки по очереди открывают, участникам нужно быстро придумать и назвать слова, которыми родители могут ругать их. При этом уточняется, что речь идет не о конкретных маме и папе, а о родителях вообще (абстрактных).
Примерный набор карточек к конкурсу ругателей
- двойка;
- тройка;
- грубит взрослым;
- не слушается;
- плохо ведет себя в школе;
- беспорядок на столе;
- спорит со взрослыми;
- грязь в тетради;
- несобранность;
- не слышит обращения к нему с первого раза;
- не держит слово;
- не выполняет требования взрослых;
- делает то, что хочет;
- плохо выполняет домашние задания;
- мало занимается уроками;
- не убирает свои вещи;
- не старается.
Конкурс фантазеров
Ребенок и взрослый по очереди берут карточки из стопки и быстро придумывают предложения с ними. Если это им удается, карточки они оставляют себе. В конце подсчитываются баллы; одна карточка — один балл.
Варианты карточек к конкурсу фантазеров
Карточка 1.
• Никогда;
• не стану;
• не соглашусь;
• несправедливо;
• нечестно;
• неинтересно;
• не люблю;
• не терплю;
• ненавижу;
• не нравится;
• не лезь;
• не надо;
• не стараюсь;
• не делаю;
• не выношу.
Карточка 2.
• Не верю;
• не слушаюсь;
• не понимаю;
• не боюсь;
• не хочу;
• не притворяюсь;
• не собираюсь;
• не буду;
• неприятно;
• не разбрасывай;
• не ленись;
• не груби;
• не делай;
• не спорь;
• не надевай;
• не выковыривай;
• не кричи;
• не капризничай;
• не настаивай.
Конкурс ловцов жемчуга
Один из участников завязывает глаза. Другой берет в руки звенящую палочку (звенящий мячик). Это считается жемчугом. Первому участнику нужно поймать жемчуг, ориентируясь на звук палочки (мячика).
д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор факультета социальной психологии ГБОУ ВО МГППУ
Психологическая поддержка четвероклассников.
Читайте также:Возрастные психологические особенности учащихся 5 класса
Родительское собрание в 5 классе:«Адаптация пятиклассников».
Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников
Комментарии закрыты.