Вс06252017

Обновление08:40:13

Психологическая подготовка учителя к открытым урокам и профессиональным Конкурсам

Учитель в школе
Содержание:
Психологический настрой
Слагаемые хорошего выступления
Рекомендации психолога
Упражнения

Никакая другая способность, которой может обладать человек,
не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру
и добиться признания, как способность хорошо говорить.

Чонси М. Депью

Урок был и остается одной из главных форм процесса обучения. Проведение открытого урока (конкурса) — необходимое условие современного образовательного процесса. Это дает возможность учителю показать себя как профессионала, знающего свой предмет, поделиться опытом с коллегами. Открытый урок — это ответственное и волнующее событие для учителя.

В современных условиях модернизации образования все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его саморазвития, умению управлять своим психологическим состоянием.

Основные причины страха публичного выступления: — неизвестная и многочисленная публика; — малознакомое или вовсе незнакомое место выступления; — сомнения по поводу своего внешнего вида, тембра голоса, манеры общения и пр.

В то же время, как показывает анализ практических и теоретических исследований, психологической подготовке учителя к открытому мероприятию, будь то показательный урок или конкурс, практически не уделяется внимания. В основном методические пособия и рекомендации посвящены психолого-педагогическому построению урока с  учетом возрастных особенностей класса и требований к самому открытому уроку.

Основная задача психолога при оказании помощи учителю на этапе подготовки к конкурсному мероприятию — помощь в овладении приемами саморегуляции, открытии внутренних ресурсов, в достижении умения владеть аудиторией.

То, что снаружи, изменить труднее, чем то, что внутри

Одной из важных составляющих при подготовке к открытому уроку, конкурсу является создание имиджа учителя.

Как показывает статистика, 60% успеха публичного выступления зависит от того, как человек выглядит. Это обобщенное представление педагога о себе, способ поведения, умение формировать оценку собственной личности в соответствии с ситуацией. Зная собственные индивидуальные и профессиональные особенности, можно вполне успешно справиться с задачей формирования и преобразования своего имиджа.

На этапе подготовки к конкурсу или открытому уроку психолог может обсудить с учителем такие вопросы:

- Какое впечатление вы бы хотели произвести на открытом уроке / конкурсе?

- Подберите три–пять прилагательных, которые бы наиболее точно охарактеризовали ваше желательное поведение на открытом уроке (например: организованная, спокойная, уверенная).

- Что поможет вам создать такое впечатление? (Можно рассмотреть отдельные составляющие: внешний вид, манера поведения, речь и т.д.)

Психологический настрой

Психологическая подготовка учителя к открытым урокамБольшое значение в подготовке к конкурсу или открытому уроку имеет позитивная Я-концепция и устойчивая адекватная самооценка.

Учитель с позитивной Я-концепцией характеризуется чувством собственной значимости, уверенностью в выбранной профессиональной деятельности, любовью к экспериментированию, гибкостью мышления. Столкнувшись с трудностями, он готов справляться с различными жизненными ситуациями, проблемами, не терять присутствия духа. Поэтому помощь психолога в формировании позитивной Я-концепции на этапе подготовки учителя к открытому уроку неоценима.

Психолог может дать учителю такие задания:

- Напишите список из 10 своих сильных качеств и разместите его таким образом, чтобы он как можно чаще попадался вам на глаза.
- Подумайте, в чем ваша уникальность как учителя, как педагога? Сформулируйте свою уникальную профессиональную позицию.
- Подумайте о своем характере, об особенностях его проявления в различных сферах деятельности и ситуациях (работа, семья, досуг). Что вам легче всего дается, на что вы могли бы опереться?

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Открытый урок или любое другое публичное выступление требует от учителя (помимо знаний своего предмета, методической грамотности построения урока) актерских способностей, а именно умения перевоплощаться, сохраняя при этом свою индивидуальность. Педагогический артистизм учителя предполагает не только и не столько игру, сколько состояние души, позволяющее ему перевоплощаться на глубинном, органичном и естественном уровне. Артистизм педагога непосредственно связан с овладением искусством самовыражения, умением самостоятельно регулировать свое психическое состояние, способностью ставить и решать определенные задачи.

На втором месте по значимости восприятия стоят речь и голос человека, являющиеся важной частью его внешнего облика. Речь играет едва ли не решающую роль в общении, в том, какое впечатление складывается у нас о человеке. Многие педагоги, профессионалы своего дела, своими успехами обязаны голосу.

Слагаемые хорошего выступления

Как известно, требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом. Для успешного выступления необходимо:

- соблюдать необходимый темп речи, грамотно пользуясь паузами;
- использовать возможности речевой техники;
- применять логические и эмоционально-экспрессивные интонации;
- иметь хорошую дикцию, обеспечивающую четкое и ясное произношение слов и фраз.

Психолог может предложить учителю такие рекомендации:

- Язык жестов, так же как и система телодвижений, используется в качестве средства общения наряду с вербальной речью. Проследите свою манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них, жестикуляцию рук. Жестикуляция во время речевой паузы или заминки, решительность жестов, их размашистость говорят о волевых качествах педагога, а нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много.

- Избегайте защитных поз: не скрещивайте руки на груди, не закладывайте руки за спину, не обнимайте себя. Все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите. Жесты, поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова.

- Мимика — отражение нашего внутреннего состояния. Часто мимические реакции опережают речевые. Попробуйте перед зеркалом порепетировать текст выступления и понаблюдайте за своей мимикой.

- После того как текст выступления составлен, прочитайте его кому-нибудь. Пусть слушатель определит его достоинства и недостатки. Затем подкорректируйте выступление в зависимости от отзыва. (В качестве такого слушателя может выступить психолог.

Непосредственно во время открытого урока или конкурса учителю помогут такие рекомендации психолога:

- Если вы чувствуете, что страх начинает сковывать, произносите свою речь утрированно громко и четко, концентрируйтесь на четкости и отточенности звуков. Четкость и громкость свидетельствуют о вашей уверенности в себе. Соответственно, работает и обратная связь: громкость и четкость вашей речи вызывают у вас уверенность в себе.

- На самом выступлении смотрите, прежде всего, в зал, на зрителей, на жюри. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией

- Помните, что жюри для вас только один из зрителей. Постарайтесь наладить психологический контакт с залом (классом). Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с этим и всех присутствующих.

- «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Улыбка поможет не только расположить к вам зрителей, но и снять напряжение. Попробуйте бояться — улыбаясь. Если чувствуете наплыв страха — улыбайтесь, в первую очередь себе. И помните: люди улыбаются на одном языке.

«А правда, я самый лучший в мире Карлсон?»

Как бы вы ни выступили, обязательно похвалите себя после выступления. Купите себе подарок или сделайте себе что-то очень приятное. Не критикуйте себя! Не ошибается только тот, кто ничего ни делает! Потом можно будет проанализировать все положительные и отрицательные моменты выступления. Но после выступления себя надо хвалить! Закрепите момент успеха вашего выступления.

Публичное выступление  - это путешествие

Во время подготовки к открытому уроку или конкурсу психолог может предложить учителю упражнения.

Упражнение 1. Использование представлений для расслабления

Яркое представление о каком-либо объекте вызывает соответствующее ощущение и реакцию организма. Включите музыку с шумом волн, закройте глаза и представьте море, гладь воды.

Упражнение 2. Контроль тонуса мимических мышц

Это упражнение помогает придать лицу спокойный вид, добиться внутренней гармонии, успокоения. Текст может быть таким: «Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены. Мышцы глаз расслаблены. Мышцы щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Рот растянут в улыбке. Мое лицо как маска». Говорите медленно, сосредоточенно, с улыбкой. Часто в качестве исцеляющего средства люди представляют приятное тепло, которое как бы растворяет в себе сгусток страха, или солнечный свет, который его нейтрализует. Очень важно, формируя образ, прочувствовать его в собственном теле, а для этого необходимо уединиться, удобно расположиться, закрыть глаза, постараться расслабиться.

Упражнение 3. Контроль и регуляция темпа движения и речи

Наряду с мышечной скованностью может проявиться суетливость, возрастает темп движения и речи. Избежать этого помогут следующие задания: плавно и медленно сжимайте и разжимайте пальцы рук, плавно и медленно переводите взгляд с одного предмета на другой, пишите, идите, говорите.

Упражнение 4. Контроль и регуляция дыхания

Наше дыхание и эмоциональное состояние тесно связаны. Наблюдения показывают, как меняется дыхание в эмоциональных состояниях: ровное дыхание у спящего и «раздутые ноздри» у гневающегося. Помогает следующее: при диафрагмальном дыхании вдох производите через нос. Вначале воздухом при расслаблении и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Это стабилизирует эмоциональное состояние. Начав говорить, дышите равномерно и свободно. Начинайте говорить только при выдохе, голос при этом будет глубже и звук более управляемым. Дыхание верхней частью легких изнуряет, принуждает вас делать вдохи и выдохи во время речи и повышать голос.

Упражнение 5

За несколько минут до выступления бодро пройдитесь, где бы вы ни находились. Накануне выступления позанимайтесь спортом: побегайте, поплавайте или покатайтесь на велосипеде. Это поможет разогнать по телу адреналин и снять парализующее вас мышечное напряжение.

Упражнение 6

Мысленно выберите среди публики одного человека (желательно сидящего по центру зала) и во время доклада акцентируйте внимание не на всех людях сразу, а только на выбранном слушателе.

Практика, практика и еще раз практика!

Итак, самообладание, хладнокровие приобретаются толь ко путем постоянной практики. Они вырабатываются при помощи постоянного самоконтроля, постоянных усилий и постоянного проявления силы воли.

Элина ШОХИНА
руководитель психолого-педагогического центра,
педагог-психолог, ГБОУ СОШ № 547, Москва
Источник: журнал "Школьный психолог" №03 2014 г.

Психологическая подготовка учителя к открытым урокам
и профессиональным Конкурсам.

Читайте также:
Психологическая подготовка педагогов к конкурсам профессионального мастерства.
Как побороть страх публичных выступлений ребенку?
Как справиться с волнением.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как помочь ребенку преодолеть страх одиночества?

Для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх одиночества, прежде всего необходимо четко…

Почему многое мы помним недолго, а что-то - вечно

Некоторую информацию мы храним в памяти столько, сколько мы в ней нуждаемся, чтобы иметь…

Стратегии и тактики речевого общения

Стратегия речевого общения — это процесс построения коммуникации, направленной на…

Как пережить расставание

Всегда, начиная какие-то любовные отношения, мы надеемся, что они принесут много радости,…