Пн06262017

Обновление08:40:13

Психологическая поддержка хорошего ученика

Школьники

Очень часто внимание школьного психолога акцентируется на слабых в учебе учениках, на проблемах дисциплины, эмоциональной поддержке учителей, новых учеников, в общем, на проблемах и трудностях, связанных с учебой и жизнью в школе. За пределами внимания чаще всего остаются « хорошие» ученики, те, кто учится на хорошо и отлично, кто своим поведением и учебой не доставляет хлопот учителям.

Однако опыт работы в школе показывает, что очень часто за успешной учебой и примерным по ведением стоят серьезные эмоциональные трудности, которые ученик переживает дома, один на один с собой. За успехами стоит большой труд, который воспринимается школой и взрослыми как должное. Если ученик плохо учится, ему автоматически обязаны все помогать, и это правильно. А если ребенок умница и труженик, то он остается не замеченным взрослыми и часто осмеян сверстниками как «ботан». Получается несправедливо: с «неуспешными» учениками все возятся, а с «успешными» никто не работает. Часто такое несправедливое отношение приводит к снижению самооценки у хорошего ученика, к неуверенности в своих силах и, что самое печальное, к снижению учебной мотивации: «Зачем я все это делаю, какой в этом смысл?»

Однажды я спросила у ребят, а кто, по-вашему, хороший ученик? И все дружно ответили, что это тот, кто учится на пятерки и четверки. И с этим нельзя не согласиться. Но они вряд ли задумываются, что за хорошими оценками стоит тяжелая упорная работа, усердие и даже слезы. Как нам кажется, все эти качества: упорство, трудолюбие, любознательность, широта интересов очень помогают и приводят к успеху и во взрослой жизни, и мы решили обратить внимание ребят именно на это. А показать, как это работает, решили на примере «хороших» учеников. Все-таки успех человека в жизни складывается из множества составляющих, а начинается с упорной работы в школе.

Часто одноклассникам не хватает времени разглядеть своего успешного в учебе товарища получше: чем он интересуется, что любит, каких успехов добился в других областях, кроме учебы, о чем он мечтает и каким видит свое будущее. Многие ребята в школе не только хорошо учатся, но и занимаются очень успешно разными видами спорта и творчества. Поэтому мы решили, что мало говорить только об учебе.

Мы хотим предложить вам психологическую форму работы, которую мы назвали «Формула успеха». Цель ее заключается в том, чтобы рассказывать про ребят, которые успешны не только в учебе, но и в других сферах жизни. Сделать это нужно, чтобы они чувствовали свою значимость и важность своих трудов и стараний. Если можно так выразиться, мы решили пропиарить наших учеников с психологической точки зрения. Мы выбрали самый простой способ: колонка в школьной газете. В колонке рассказывается про ученика, про его интересы, увлечения, его достижения и помещаются его фотографии. Собирают информацию сами психологи с классным руководителем и родителями. Потом мы приглашаем ученика, и с ним проводится психологическое интервью в свободной форме. Психолог пишет об ученике статью и отдает ее в редакцию школьной газеты. Нашу колонку мы ведем регулярно, в ней рассказывается о наших учениках начиная с пятого класса.

Мы рассчитывали поддержать успешных школьников, но эффект оказался сильнее, чем мы ожидали. Ребята с большим интересом читают колонку, ждут, кто будет следующим. В начальной школе ученики начинают брать с этих ребят пример и проявляют уважение через приветствие, приглашение в класс на мероприятие и пр. А у того, о ком была написана статья, повышается самооценка, появляется уверенность в себе, ребята в классе с уважением начинают относиться к нему. По нашим наблюдениям, значимость учебы повышается, и быть успешным в учебе и активным по жизни становится модным и популярным.

Колонку мы решили назвать « Формула успеха», потому что хотели этим сказать, что трудиться, проявлять интерес ко многим вещам и быть активным — важные условия успеха в будущем. Уважаемым является не тот ребенок, который считает себя «крутым», потому что всем хамит, дерзит, прогуливает уроки и у него много гаджетов, а тот, кто всё успевает, любит активную жизнь и с оптимизмом смотрит в будущее. Вот какова цель нашей психологической колонки.

Вот несколько примеров наших психологических колонок. Каждый автор может разнообразить колонку своими идеями и литературными приемами.

Пример первый

Нашу колонку мы хотим начать с рассказа об удивительной ученице. Лена учится в нашей школе с первого класса и зарекомендовала себя очень трудолюбивой и успешной ученицей. А вот чем она еще занимается, помимо уроков, знают немногие. Обсуждая с Леной ее учебный день, мы не увидели ни одного пустого промежутка времени… У нее есть любимое занятие, которому она посвящает свое свободное время уже много лет. Лена с первого класса занимается в спортивном клубе.

Про лошадей Лена знает всё или почти всё. В феврале этого года Лена стала победителем на открытии сезона спортивного клуба. Но это еще не все увлечения Лены. Она хорошо рисует, и в ее коллекции есть работы, достойные выставки, которая планируется после каникул. Когда есть цель, желание, тогда все получается. Вот первая формула успеха.

Пример второй

Что такое УСПЕХ?

Мы уже обсуждали это в прошлой статье и пришли к выводу, что успех в жизни складывается не только из успешной учебы. Счастливой жизнь становится благодаря нескольким факторам. Один из них — любовь. Если человек любит и любим, то у него как будто вырастают крылья. Ему всё по плечу. Он способен совершить невозможное. Известны разные виды любви. Мы сегодня хотим рассказать вам о человеке, в жизни которого большую роль играет любовь к животным. Это Света Петрова из 9-го класса. Света, конечно, очень хорошо учится и, как многие из вас, занимается музыкой, рисованием и теннисом, но именно любовь к животным дает ей силы справляться с большой нагрузкой и оставаться жизнерадостной, открытой и общительной девочкой. Света очень любит свою собаку. Она проводит с ней каждый вечер, гуляет, играет, дрессирует. Летом Света тренирует свою собаку в воде, так как собака очень любит плавать. Давно известно, что собаки очень чувствительны к фальши. Они тонко чувствуют людей, и только очень добрый и искренний человек может стать ее другом. Когда Света рассказывала про своих питомцев, в ее глазах было море любви, тепла и за боты…

Психологическая поддержка хорошего ученика.

Анна КРИВЦОВА
кандидат психологических наук, психолог АНО Школа «ПРЕЗИДЕНТ», Москва

Читайте также:
Дети группы риска в школе.
Педагогическое наблюдение как метод изучения личности учащихся.
Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как быстро разрешить межличностный конфликт

При возникновении конфликта ваша основная задача — его улаживание, какой бы ни была…

По примеру других

Конечно, количество очевидцев ни в коем случае не является единственным фактором, который…

Психолого-педагогическая характеристика

Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого…

Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся

Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симптомах школьной тревожности,…