Пт12092016

Обновление09:33:56

Психологическая подготовка педагогов к конкурсам профессионального мастерства

конкурс учителей

Памятка для конкурсантов.

Профессия педагога — одна из самых публичных, но и гениальный педагог в условиях конкурса профессионального мастерства может мгновенно утратить свой дар красноречия под взглядами «строгих» членов жюри и «коварных» соперников.

Волнение свойственно всем без исключения людям. Волнение и страх искажают наше восприятие — нам кажется, что мы недостаточно подготовлены или, напротив, на голову выше остальных конкурсантов, что члены жюри несправедливы, а соперники плетут заговоры. На самом деле в состоянии волнения и паники мы не способны хладнокровно и объективно оценивать происходящее вокруг. Это состояние не позволяет сосредоточиться, быстро и педагогически верно решить предложенные организаторами конкурса задачи, достойно представить собственный опыт. Но с волнением можно и нужно работать, обратить его из врага в союзника!

Волнение волнению рознь. У одних людей оно проявляется в апатии, у других — в робости, у третьих — в агрессии, у четвертых — в празднично-приподнятом настроении и некоторой суетливости. Вспомните, как вы ведете себя перед публичным выступлением, какие чувства испытываете? Если вы в целом уверены в себе, чувства скорее позитивны, вы с нетерпением ждете начала своего выступления, хотя и ощущаете некоторое волнение, то ваше волнение — это ваш союзник. Оно поможет собраться в нужный момент, не упустить мелочей, избавит ваше выступление от будничности, поможет завоевать расположение зала. Чувство приближения провала, отсутствие голоса, скованное страхом тело, растерянность, равно как и нежелание что-либо делать, апатия, ощущение подневольности — сигнализируют о том, что для вас волнение — это враг, которого можно и нужно побеждать и учиться использовать, что не так сложно, как кажется. Вам понадобится немного терпения и времени, но много воли, так как любая работа над собой начинается с волевого усилия и заканчивается им же!

Итак…

Во время подготовки выступления

- Составьте не просто текст своего выступления, но и его план, который будете знать наизусть, и в случае если надо сократить выступление или вы забыли текст, вы сможете быстро перейти к следующему пункту, а не разыскивать в тексте то, о чем еще можно сказать.

- Выделите самые важные моменты и разместите их в начале или конце своего доклада. Размещая важную информацию в середине выступления, вы рискуете, что публика ее не запомнит и все выступление будет производить впечатление разрозненного, неинформативного.

- Не читайте, а рассказывайте с опорой на текст. Это придаст вашему докладу живость. Доведите свою речь до осознанного автоматизма, а не до бессознательного заучивания и бездумного воспроизведения.

- Не перегружайте речь терминами и математическими данными — они плохо воспринимаются на слух, но их можно разместить на демонстрационных слайдах.

- Не бойтесь что-либо забыть, бойтесь сообщить об этом публике. Если и сообщаете, то делайте это непринужденно, а не извиняясь, не заостряйте на этом внимание аудитории.

- Помните об интонировании. Монотонность даже интереснейший текст может превратить в скучнейшее выступление.

- Распространенная ошибка публичных докладчиков — желание сказать как можно больше за как можно более короткое время. Спокойная и размеренная речь с паузами, акцентами на значимом гораздо выигрышнее, чем беглая однообразная речь, смысл которой усваивается публикой обрывочно или не усваивается вовсе.

- Запишите ваше выступление на видео, неоднократно и критично пересмотрите его так, как если бы вы оценивали доклад своего подчиненного, и дайте самому себе методические рекомендации по содержанию доклада, его подаче, голосу и интонированию, позе и жестам.

Перед днем выступления

- Как можно лучше отдохните, отвлекитесь от подготовки материалов к конкурсу, уделите внимание физическим нагрузкам, желательно на свежем воздухе. Это не только обогатит кислородом ваш организм, но и поможет сбросить накопившийся в результате затяжного стресса адреналин, переключить внимание, справиться с волнением и страхами.

- Ложитесь спать вовремя. Не стоит изнашивать организм ночными бдениями над не доведенным до совершенства докладом или презентацией. Изможденный человек не сможет качественно представить даже самое гениальное сообщение и уж тем более не сможет правильно реагировать в предложенных организаторами условиях. Перед сном мысленно представьте процесс вашего выступления — как вы одеты, какое у вас настроение, как вы встаете и идете на сцену, как выступаете, как внимательно и увлеченно слушают вас члены жюри и публика, какие вопросы задают, как вы садитесь на свое место или уходите за кулисы. Очень важно представлять позитивную картину своего выступления очень подробно, во всех деталях, буквально срежиссировать его.

- Помните! Предшествующее состояние страха вызывает неуверенность, предшествующее состояние увлеченности вызывает вдохновение. Вы прекрасный педагог, увлеченный своей профессией, вам есть что рассказать и показать.

- Определите для себя, что участие в конкурсе — лишь средство для получения опыта. У опыта нет знака "+" или "–", а значит, нет поражения, нет первого и последнего места в вашей собственной работе над собой. Не преувеличивайте значимость внешней оценки. Вы осознано пришли на соревнование, где будут победившие и проигравшие, но в деле самосовершенствования вы в выигрыше независимо от внешнего результата. Без вызова самому себе нет стимула для внутреннего роста. Будьте благодарны себе в прошлом за совершенные некогда ошибки — без них не было бы вас настоящего.

- Многим конкурсантам помогает искусственное моделирование состояния, близкого к конкурсному. Попробуйте выступить перед членами семьи и друзьями, заинтересовать их. Члены семьи — наиболее сложная аудитория, ведь они знают вас за пределами вашей профессиональной роли, а воспринимают в роли матери/отца, жены/мужа, дочери/сына. Если вам удастся в ходе своего выступления переключить их восприятие, заинтересовать, увлечь, вы с легкостью заинтересуете публику, уже готовую воспринимать вас в роли профессионала. Прислушайтесь к замечаниям и вопросам ваших семейных «критиков», учтите, насколько это возможно, их пожелания.

Перед выходом на сцену

- Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале, которая успешно прорастает на почве вашей собственной неуверенности в себе. К тому же конкурсанты склонны бояться и переживать вместе. Им кажется, что легче справиться с волнением, если рассказать о нем коллеге-конкурсанту, и вот уже в ожидании выхода на сцену конкурсанты оживленно делятся переживаниями, поддерживая опасения и укрепляя страхи друг друга. Наиболее продуктивная стратегия в таком случае — притвориться спокойным, даже если не испытываешь спокойствия. Изображая спокойного человека, уверенного в своих силах, вы незаметно для самого себя переведете из внешнего во. внутренний план это ценное ощущение.

- Многим конкурсантам помогают приемы психодрамы. К примеру, перед выходом на сцену представить себя гениальным оратором или великим педагогом, буквально почувствовать себя тем, кем вы когда-то восхищались или на кого хотели быть похожим, выбирая свою профессию. Выйти в его образе к публике и жюри, от его имени говорить и отвечать на вопросы. Разумеется, не стоит пытаться подражать выбранной личности во всем, используйте только сильные и положительные черты личности, которые некогда покорили и вас.

- Можно использовать приемы телесно-ориентированной психотерапии. Определите, в какой части тела живет ваш страх. Какой он (форма, цвет, температура)? Мысленно опишите его, затем определите «оружие», которым его можно победить. Часто в качестве исцеляющего средства люди представляют приятное тепло, которое как бы растворяет в себе сгусток страха, или солнечный свет, который его нейтрализует. Очень важно, формируя образ, прочувствовать его в собственном теле, а для этого необходимо уединиться, удобно расположиться, закрыть глаза, постараться расслабиться.

- Помните: так, как работаете в профессии ВЫ, не сможет работать никто другой. У кого-то может быть больше опыта, кто-то лучше знает предмет, каждый обладает своими преимуществами, но никто не обладает вашими преимуществами! Вы уникальны как человек и уникальны как профессионал! А значит, вам есть что показать и чему научить окружающих! Дерзайте!


Олеся ИГНАТОВА
кандидат психологических наук,

заместитель директора МБОУ

«Психолого-медико-педагогический
центр
диагностики и консультирования»,

г. Калуга

Психологическая подготовка педагогов
к конкурсам профессионального мастерства.

Читайте также:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов - семинар-тренинг.
Имидж классного руководителя.
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в…

Младший подростковый возраст: особенности

Младший подростковый возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще…

Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным…

Негативные эмоции в работе педагога

Негативные переживания – неотъемлемый элемент жизни. Вопреки традиционному представлению,…