Чт05252017

Обновление08:40:13

Психологическая подготовка педагогов к конкурсам профессионального мастерства

конкурс учителей

Памятка для конкурсантов.

Профессия педагога — одна из самых публичных, но и гениальный педагог в условиях конкурса профессионального мастерства может мгновенно утратить свой дар красноречия под взглядами «строгих» членов жюри и «коварных» соперников.

Волнение свойственно всем без исключения людям. Волнение и страх искажают наше восприятие — нам кажется, что мы недостаточно подготовлены или, напротив, на голову выше остальных конкурсантов, что члены жюри несправедливы, а соперники плетут заговоры. На самом деле в состоянии волнения и паники мы не способны хладнокровно и объективно оценивать происходящее вокруг. Это состояние не позволяет сосредоточиться, быстро и педагогически верно решить предложенные организаторами конкурса задачи, достойно представить собственный опыт. Но с волнением можно и нужно работать, обратить его из врага в союзника!

Волнение волнению рознь. У одних людей оно проявляется в апатии, у других — в робости, у третьих — в агрессии, у четвертых — в празднично-приподнятом настроении и некоторой суетливости. Вспомните, как вы ведете себя перед публичным выступлением, какие чувства испытываете? Если вы в целом уверены в себе, чувства скорее позитивны, вы с нетерпением ждете начала своего выступления, хотя и ощущаете некоторое волнение, то ваше волнение — это ваш союзник. Оно поможет собраться в нужный момент, не упустить мелочей, избавит ваше выступление от будничности, поможет завоевать расположение зала. Чувство приближения провала, отсутствие голоса, скованное страхом тело, растерянность, равно как и нежелание что-либо делать, апатия, ощущение подневольности — сигнализируют о том, что для вас волнение — это враг, которого можно и нужно побеждать и учиться использовать, что не так сложно, как кажется. Вам понадобится немного терпения и времени, но много воли, так как любая работа над собой начинается с волевого усилия и заканчивается им же!

Итак…

Во время подготовки выступления

- Составьте не просто текст своего выступления, но и его план, который будете знать наизусть, и в случае если надо сократить выступление или вы забыли текст, вы сможете быстро перейти к следующему пункту, а не разыскивать в тексте то, о чем еще можно сказать.

- Выделите самые важные моменты и разместите их в начале или конце своего доклада. Размещая важную информацию в середине выступления, вы рискуете, что публика ее не запомнит и все выступление будет производить впечатление разрозненного, неинформативного.

- Не читайте, а рассказывайте с опорой на текст. Это придаст вашему докладу живость. Доведите свою речь до осознанного автоматизма, а не до бессознательного заучивания и бездумного воспроизведения.

- Не перегружайте речь терминами и математическими данными — они плохо воспринимаются на слух, но их можно разместить на демонстрационных слайдах.

- Не бойтесь что-либо забыть, бойтесь сообщить об этом публике. Если и сообщаете, то делайте это непринужденно, а не извиняясь, не заостряйте на этом внимание аудитории.

- Помните об интонировании. Монотонность даже интереснейший текст может превратить в скучнейшее выступление.

- Распространенная ошибка публичных докладчиков — желание сказать как можно больше за как можно более короткое время. Спокойная и размеренная речь с паузами, акцентами на значимом гораздо выигрышнее, чем беглая однообразная речь, смысл которой усваивается публикой обрывочно или не усваивается вовсе.

- Запишите ваше выступление на видео, неоднократно и критично пересмотрите его так, как если бы вы оценивали доклад своего подчиненного, и дайте самому себе методические рекомендации по содержанию доклада, его подаче, голосу и интонированию, позе и жестам.

Перед днем выступления

- Как можно лучше отдохните, отвлекитесь от подготовки материалов к конкурсу, уделите внимание физическим нагрузкам, желательно на свежем воздухе. Это не только обогатит кислородом ваш организм, но и поможет сбросить накопившийся в результате затяжного стресса адреналин, переключить внимание, справиться с волнением и страхами.

- Ложитесь спать вовремя. Не стоит изнашивать организм ночными бдениями над не доведенным до совершенства докладом или презентацией. Изможденный человек не сможет качественно представить даже самое гениальное сообщение и уж тем более не сможет правильно реагировать в предложенных организаторами условиях. Перед сном мысленно представьте процесс вашего выступления — как вы одеты, какое у вас настроение, как вы встаете и идете на сцену, как выступаете, как внимательно и увлеченно слушают вас члены жюри и публика, какие вопросы задают, как вы садитесь на свое место или уходите за кулисы. Очень важно представлять позитивную картину своего выступления очень подробно, во всех деталях, буквально срежиссировать его.

- Помните! Предшествующее состояние страха вызывает неуверенность, предшествующее состояние увлеченности вызывает вдохновение. Вы прекрасный педагог, увлеченный своей профессией, вам есть что рассказать и показать.

- Определите для себя, что участие в конкурсе — лишь средство для получения опыта. У опыта нет знака "+" или "–", а значит, нет поражения, нет первого и последнего места в вашей собственной работе над собой. Не преувеличивайте значимость внешней оценки. Вы осознано пришли на соревнование, где будут победившие и проигравшие, но в деле самосовершенствования вы в выигрыше независимо от внешнего результата. Без вызова самому себе нет стимула для внутреннего роста. Будьте благодарны себе в прошлом за совершенные некогда ошибки — без них не было бы вас настоящего.

- Многим конкурсантам помогает искусственное моделирование состояния, близкого к конкурсному. Попробуйте выступить перед членами семьи и друзьями, заинтересовать их. Члены семьи — наиболее сложная аудитория, ведь они знают вас за пределами вашей профессиональной роли, а воспринимают в роли матери/отца, жены/мужа, дочери/сына. Если вам удастся в ходе своего выступления переключить их восприятие, заинтересовать, увлечь, вы с легкостью заинтересуете публику, уже готовую воспринимать вас в роли профессионала. Прислушайтесь к замечаниям и вопросам ваших семейных «критиков», учтите, насколько это возможно, их пожелания.

Перед выходом на сцену

- Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале, которая успешно прорастает на почве вашей собственной неуверенности в себе. К тому же конкурсанты склонны бояться и переживать вместе. Им кажется, что легче справиться с волнением, если рассказать о нем коллеге-конкурсанту, и вот уже в ожидании выхода на сцену конкурсанты оживленно делятся переживаниями, поддерживая опасения и укрепляя страхи друг друга. Наиболее продуктивная стратегия в таком случае — притвориться спокойным, даже если не испытываешь спокойствия. Изображая спокойного человека, уверенного в своих силах, вы незаметно для самого себя переведете из внешнего во. внутренний план это ценное ощущение.

- Многим конкурсантам помогают приемы психодрамы. К примеру, перед выходом на сцену представить себя гениальным оратором или великим педагогом, буквально почувствовать себя тем, кем вы когда-то восхищались или на кого хотели быть похожим, выбирая свою профессию. Выйти в его образе к публике и жюри, от его имени говорить и отвечать на вопросы. Разумеется, не стоит пытаться подражать выбранной личности во всем, используйте только сильные и положительные черты личности, которые некогда покорили и вас.

- Можно использовать приемы телесно-ориентированной психотерапии. Определите, в какой части тела живет ваш страх. Какой он (форма, цвет, температура)? Мысленно опишите его, затем определите «оружие», которым его можно победить. Часто в качестве исцеляющего средства люди представляют приятное тепло, которое как бы растворяет в себе сгусток страха, или солнечный свет, который его нейтрализует. Очень важно, формируя образ, прочувствовать его в собственном теле, а для этого необходимо уединиться, удобно расположиться, закрыть глаза, постараться расслабиться.

- Помните: так, как работаете в профессии ВЫ, не сможет работать никто другой. У кого-то может быть больше опыта, кто-то лучше знает предмет, каждый обладает своими преимуществами, но никто не обладает вашими преимуществами! Вы уникальны как человек и уникальны как профессионал! А значит, вам есть что показать и чему научить окружающих! Дерзайте!


Олеся ИГНАТОВА
кандидат психологических наук,

заместитель директора МБОУ

«Психолого-медико-педагогический
центр
диагностики и консультирования»,

г. Калуга

Психологическая подготовка педагогов
к конкурсам профессионального мастерства.

Читайте также:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов - семинар-тренинг.
Имидж классного руководителя.
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как мотивировать подростка на работу с психологом?

Думаю, многим из вас, уважаемые коллеги, знакома ситуация, когда подросток, которого…

Кабинет педагога-психолога

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной…

Синестезия

Лурия сообщает, что Соломон часто испытывал трудности с кодированием или обработкой…

Искусство договариваться с подростками

Подростковый возраст не зря называют «трудным». Еще недавно послушные, милые, покладистые…