Психологическая программа подготовки детей к экзаменам, олимпиадам, проверочным работам

Цель программы:  обучение детей приемам регулирования чувства волнения через произвольное изменение поведения.

Актуальность программы: в школе ребята все чаще сталкиваются с необходимостью участвовать в различных мероприятиях, предполагающих демонстрацию знаний: в олимпиадах, конференциях, на экзаменах, концертах. В таких стрессовых ситуациях ребенку необходимо понимать, что с ним происходит, как можно настроиться на работу и выполнить ее максимально эффективно. Психологи могут помочь детям в такой ситуации, обучая их приемам управления своим эмоциональным состоянием. Программа «Готовность № 1» позволяет подготовить каждого ребенка к прохождению любого учебного испытания, при этом психолог может работать с индивидуальным состоянием каждого ученика даже при условии проведения занятия в группе детей.

Содержание и логика подачи материала: программа представляет собой игру-эксперимент. Ребята попадают в научную лабораторию, в которой исследуют чувства и их влияние на поведение человека. В ходе эксперимента участники получают возможность изменять свое внутреннее состояние так, чтобы справиться с учебной задачей эффективно.

Структура занятия

Организационный момент: погружение в игровую среду — «научная лаборатория».
Основная часть — проведение эксперимента. Подведение итогов — рефлексия.

Урок 1
Тема урока: «Научная лаборатория»

Задачи урока: создание условий для расширения знаний о своих чувствах.

Необходимые материалы: бумага, изобразительные средства.

Ход урока

Психолог. Ребята, мы с вами попали в научную лабораторию по исследованию малоизученных или малоизвестных состояний и явлений. Как вы думаете, что делают ученые, когда сталкиваются с чем-то малоизвестным или непонятным?

Дети отвечают, а психолог обобщает их ответы, подводя к мысли, что исследование может состоять из попыток ответить на 3 вопроса (вопросы в процессе обсуждения вывешиваются на доску): — Что это? — Что полезного? — Как управлять?

Психолог. Мы должны понять, что это за явление, изучить его. Определить, чем оно может быть полезно человеку. И научиться им управлять. Сначала мы выберем объект для изучения. Это будет чувство, о котором одни вообще не думают, другие же не могут перестать об этом думать. Его часто испытывают и дети, и взрослые, особенно перед какими-нибудь важными для них событиями. Как вы думаете, что это за чувство?

Дети отвечают. Мы будем говорить о волнении. Наша первая задача — узнать больше о собственном волнении, понять, все ли одинаково переживают это чувство. Ребята, в лаборатории мы можем провести эксперимент по изучению своего собственного волнения. Как вы думаете, можно ли увидеть волнение?

Дети отвечают. В нашем эксперименте мы сделаем волнение видимым, заметным. Для этого выполним упражнение. Прошу вас выйти в игровую зону. Сейчас я буду называть чувство, а вы вспомните, как себя ведете, когда у вас появляется такое чувство. Движениями, мимикой покажите его. Вы можете свободно перемещаться по классу, но не можете дотрагиваться до другого человека. Представьте и покажите, что вы: — спокойные (дети показывают), а теперь взволнованные (дети показывают); — спокойные, а теперь очень взволнованные: — спокойные, а теперь немного взволнованные.

Дети выполняют задание. Спасибо, ребята. Скажите, что вы делали, чтобы показать сильное волнение? Что вы делали, когда показывали спокойствие? Что показывать было легче: волнение или спокойствие? Как вы понимаете, что волнуется кто-то другой?

Дети отвечают. Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше проявлений волнения, и не только те, которые они показывали здесь, но и те, какие встречали в жизни. Психолог. В результате эксперимента вы увидели, что у каждого волнение проявляется по-разному. А скажите, как бы оно могло выглядеть, если бы его зафиксировали наши высокочувствительные приборы последнего поколения? Какого оно могло быть цвета? Какой формы? А на ощупь?

Дети отвечают. Вам нужно представить свое волнение и создать его изображение, используя графические средства. Дети рисуют. По желанию могут рассказать о своем рисунке.

Подведение итогов

Психолог. Каждый из вас сегодня очень много поработал в нашей научной лаборатории. Что нового про себя и свое волнение вы узнали? На следующей встрече в нашей лаборатории мы с вами попробуем выяснить, можно ли управлять своим волнением.

Урок 2
Тема урока: «Я управляю собой»

Цель урока: создать условия для осознания детьми возможности управлять своим эмоциональным состоянием.

Задачи урока:

  • создание условий для расширения знаний о своих чувствах;
  • проживание детьми опыта произвольного изменения эмоционального состояния;
  • развитие рефлексии.

Необходимые материалы: комплект (5–6 штук) вырезанных из бумаги кругов красного цвета разного диа метра на каждого участника; весы с двумя чашами; цветные стеклышки по одному на каждого участника.

Ход урока

Психолог. Ребята, мы снова находимся в нашей лаборатории. Напомните мне, что мы с вами обсуждали в прошлый раз и к каким выводам пришли.

Дети отвечают. На доске можно вывесить плакаты с прошлого урока.

Сегодня мы продолжим говорить о волнении, попробуем узнать, когда оно возникает, как проявляется. Начнем с того, что вспомним ситуации, когда у вас возникает состояние волнения.

Дети отвечают. Их ответы психолог записывает на доску (когда опаздываем, когда что-то испортили, когда есть угроза наказания, когда проверочная работа).

Психолог. Ребята, а как вы замечаете, что человек волнуется?

Дети отвечают, психолог помогает им вспомнить, как может проявляться волнение. Я попрошу вас выйти в игровую зону и, пока звучит музыка, показать, как проявляется волнение. Внимательно смотрите за моей рукой. Пока она внизу, вы изображаете спокойное состояние, но чем выше моя рука, тем сильнее ваше волнение. Постарайтесь показать его так, чтобы другие поняли, что сила вашего волнения изменяется.

Дети выполняют упражнение. Когда чувства переполняют вас, может ли это влиять на выполнение учебной задачи? Когда это случается? Вспомните эти ситуации.

Дети отвечают. Они вспоминают контрольные, ответы у доски, выступление на сцене. Как можно изменить эту ситуацию?

Дети отвечают. Как правило, ответы детей сводятся к тому, что необходимо управлять своим волнением. Они предлагают «взять себя в руки, не волноваться…». Задача психолога — задать уточняющие вопросы, обобщить ответы детей и предложить тему эксперимента.

Психолог. Давайте в нашей научной лаборатории поставим эксперимент, в ходе которого попробуем понять, можем ли мы самостоятельно изменять силу волнения. Посмотрите на наши весы. Под одной чашей я ставлю табличку с надписью «Я могу самостоятельно менять силу волнения», под другой — «Я не могу самостоятельно менять силу волнения». В конце нашего эксперимента вы, как всегда, должны будете сделать выбор.

Эксперимент

Психолог. Я попрошу вас пройти в нашу лабораторию (игровая зона). Для проведения эксперимента мы будем использовать круги, которые вы видите на полу (на полу разложены круги, вырезанные из бумаги, от маленького до большого). Встаньте на самый маленький круг. Пока вы находитесь здесь, то волнения совсем нет. Переступая на следующий круг, своим поведением, голосом, интонацией покажите, что волнения стало больше.

Чем больше круг, тем больше проявляется волнение, и вам надо это показать (психолог должен убедиться, что все дети поняли инструкцию). На каждом круге надо немного остановиться и прислушаться к своему состоянию. Не обязательно доходить до самого большого круга, потому что у каждого человека уровень волнения свой. Вы сами должны решить, когда вам остановиться и двигаться обратно.

Условия те же самые. На обратном пути вы останавливаетесь на каждом круге и показываете, как уменьшается ваше волнение.
Дети выполняют задание.

Психолог контролирует выполнение упражнения и отслеживает состояние каждого ребенка с целью обеспечения психологической безопасности и использования данных наблюдения в заключительной части занятия.

Психолог. Я видела, что поведение менялось, а что происходило с вашим волнением?
Дети рассказывают.

Психолог проясняет, расставляет акценты, комментирует, если необходимо, оказывает детям поддержку.

Психолог. Ребята, вы много рассказали о том, что вы чувствовали в ходе эксперимента. Подумайте и поднимите руку те, кому удавалось изменять свое состояние, переходя на новый круг.

Дети выполняют задание.

Мы с вами проводили эксперимент для того, чтобы понять, можем ли мы самостоятельно изменять силу волнения.

Если вы в ходе эксперимента пришли к выводу, что можете самостоятельно изменять силу волнения, положите свое стеклышко на правую чашу весов, если считаете, что не можете, — на левую. Ребята выполняют задание: если на левой чаше весов появляется стеклышко, необходимо обязательно обсудить это с ребенком. Но лучше это сделать индивидуально, соблюдая принципы безопасности и принятия.

Психолог. Наш эксперимент завершен, и необходимо сделать вывод о наших открытиях. Дети обобщают информацию, полученную на уроке, по следующей схеме: цель эксперимента, ход эксперимента, вывод.

Психолог. Вы поняли, что можете произвольно менять силу своего волнения. На следующем занятии мы с вами обсудим, где использовать это знание и как оно может вам помочь при выполнении проверочных работ.

Урок 3
Тема урока: «Мой талисман»

Задача: создание условий для обучения приемам управления эмоциональным состоянием. Необходимые материалы: круги из бумаги разного диаметра, карточки с кругами разного диаметра, пластилин разных цветов.

Ход урока

Психолог. На прошлых занятиях мы много говорили о волнении, проводили эксперименты и убедились в том, что можно менять силу волнения. Как вы думаете, для чего могут пригодиться эти знания?

Дети отвечают. Задача психолога: задать уточняющие вопросы, обобщить ответы детей и предложить тему эксперимента.

Психолог. Сегодня цель эксперимента — найти тот круг, на котором вы сможете уверенно выполнять учебную задачу. Вы можете использовать круги на полу или воспользоваться бланками с изображением кругов. Когда вы найдете нужный круг, отметьте его в бланке.

Рефлексия

Психолог подводит с ребятами итоги эксперимента и делает вывод, что каждому человеку необходимо свое количество волнения.

Психолог. На основе полученных данных мы будем создавать собственный талисман по особому рецепту. Возьмите пластилин. Выберите два цвета: первый будет соответствовать волнению, второй — спокойствию. Возьмите нужное количество каждого цвета (ассоциация с соотношением волнения — спокойствия), для того чтобы слепить свой талисман из этих кусочков пластилина.

Дети лепят талисманы, а затем рассказывают о них, о том месте, где они будут храниться, как они будут ими пользоваться.

Психолог помогает детям рассказать о своем талисмане, оказывает поддержку, следит за уважительным отношением детей друг к другу. Психолог. Мы с вами в течение трех занятий проводили разные эксперименты в нашей научной лаборатории. Давайте подводить итоги. Как вы можете использовать полученные знания?

Задача психолога — договориться с детьми о всех возможных способах управления своим волнением в распространенных для данного класса ситуациях (выступления, контрольные и др.), учитывая организационные, пространственные и временные возможности данной школы и класса. Безусловно, классный руководитель должен знать о тех способах, которые дети будут использовать, и предоставлять им такую возможность.

Психолог. Теперь наступает главный эксперимент — знания, полученные в лаборатории, вы будете использовать в обычной жизни. Я буду рада обсудить с каждым из вас то, что у вас получится. Удачи!

Надежда ВОРОБЬЕВА, Татьяна ПАНИНА,
педагоги-психологи, Ломоносовская школа, Москва
Источник: журнал «Школьный психолог» №1 2014 г.

Психологическая программа подготовки детей к экзаменам,
олимпиадам, проверочным работам.

Читайте также:
Психологическая подготовка к ЕГЭ, экзаменам.
Профилактика экзаменационного стресса.
Психологическая подготовка к ЕГЭ — презентация.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.